После просмотра фильма "Баския" (1996), снятого режиссером Джулианом Шнабелем, известным многим зрителям по фильму "Скафандр и бабочка" (2007), неожиданно для себя, я принялась читать рецензии.
Меня удивил тот факт, что отзывы зрительской аудитории разделились на два категоричных лагеря. В числе первых были разборчивые киноманы, недовольные картиной в целом и игрой актеров в частности. Другую часть представляли собой восторженные любители искусства вкупе с меломанами, к числу которых отношусь и я сама. Также была небольшая группа "нейтральных воздержавшихся", многие из которых спорили с автором фильма о точности воспроизведения событий из жизни американского художника. Однако, хотелось бы здесь отметить, что картина "Баския" является отдельным художественным произведением, а не документальным фильмом. Поэтому Шнабелю можно простить определенную долю фантазии и красочности, а также персональную точку зрения на неоэкспрессиониста Жана-Мишеля.
Жан-Мишель Баския - был и остается по сей день удивительной личностью. Картины талантливого художника, старавшегося размышлять не об искусстве, а о жизни, многие почитатели рассматривают как некие ребусы. Долгие годы жизни, проведенные на улице, без крыши над головой, сыграли огромную роль в творчестве Баскии, он прославился благодаря работам в стиле граффити и стрит-арт. Картины художника, трагически ушедшего из жизни в 1988 году, до настоящего времени пользуются бешеным успехом у коллекционеров всего мира и продаются за десятки и сотни миллионов долларов на аукционах.
Джеффри Райт в роли Баския
Фильм об этом молодом художнике показался мне очень трогательным. Согласно авторской трактовке Джулиана Шнабеля, Жан-Мишель Баския (Джеффри Райт) предстал перед зрительской аудиторией в образе простого и немного наивного молодого человека, мечтавшего о том, чтобы быть признанным и понятым. "Твои зрители еще не родились" - вот фраза, точно отражающая суть и идею всей картины.
В фильме показаны отдельные персонажи, реальные и вымышленные, которые так или иначе присутствовали в жизни легендарного Баскии. Режиссер не стал мелочиться с актерским составом, поэтому решил задействовать сразу целую плеяду признанных звезд.
Самой непревзойденной и неординарной из них был, безусловно, Дэвид Боуи, блистательно исполнивший роль другой легендарной персоны в истории поп-арт-движения и современного искусства - Энди Уорхола. Действительно, картину стоит посмотреть уже только ради того, что в ней яркая звезда играет роль яркой звезды.
Дэвид Боуи в роли Энди Уорхола
В фильме показаны эпизоды, частично поясняющие нюансы знакомства и дружеских отношений Баскии и Уорхола. Известным фактом является то, что вместе эти два художника за пару лет совместного творчества (в 1984 по 1985 годы) создали 130 удивительных работ.
Уорхол и Баския в процессе творчества
Также хочу отдать должное великолепному и удивительно положительно-позитивному Гари Олдману, сыгравшему роль художника Альберта Майло.
Гари Олдман в роли Альберта Майло
Как мне уже приходилось упоминать, фильм полон звезд, среди которых я также хочу особо отметить Бенисио Дель Торо в роли друга художника. Удивительно, но актер согласился работать в картине без гонорара, с большим удовольствием;
Джеффри Райт и Бенисио Дель Торо
Денниса Хоппера в роли реальной личности - Бруно Бишофбергера, швейцарского галериста и коллекционера;
Деннис Хоппер
Уиллема Дефо в роли художника-электрика;
Уиллем Дефо
Кристофера Уокена в роли журналиста;
Кристофер Уокен
Майкла Уинкотта в роли американского искусствоведа, поэта, художника и актера Рене Рикарда;
Майкл Уинкотт
а также Клэр Форлани в роли возлюбленной Баскии.
Джеффри Райт и Клэр Форлани
В картине в эпизодической роли появляется даже рок-дива Кортни Лав!
Честно признаться, меня искренне растрогала любовная история Жана-Мишеля и Джины. А фраза "я люблю тебя даже тогда, когда не люблю" - поразила в самое сердце.
Оригинальное творчество художника способны понять далеко не все. Существуют индивиды, считающие картины Баскии "бездарной мазней". Слава Богу, я не из числа носителей ограниченного мировоззрения, которые критикуют все, что не способны и не пытаются понять.
К примеру, в фильме показан эпизод, где Баския разрисовывает одежду своей девушки, после чего та устраивает скандал.
Улучшенный дизайн от Баскии
Лично я могу это объяснить для себя и принять, потому что кисти и краски держу в руках буквально с младенческих лет. Я понимаю суть настоящего творчества без границ. Однако кто-то в таком случае начинает ругаться из-за испорченной блузки. А кто-то притворно станет кивать головой, строя из себя персону, разбирающуюся в искусстве. Хотя, по моему скромному мнению, в творчестве не нужно разбираться, его нужно просто уметь чувствовать. Кто-то прислоняется к славе великих художников, находясь рядом с ними. Так тоже бывает, ведь не всем талантливым людям везет с признанием.
Умопомрачительные саундтреки являются особенной изюминкой картины. Игги Поп, Кейт Ричардс, "Роллинг Стоунз", Дэвид Боуи... Разве что-нибудь в этом пункте еще требует пояснений?
Кстати, лично для меня музыкальное сопровождение началось с неизвестной версии песни "White Lines" в исполнении рэпера Melle Mel. Как опытная "duranie", я по первым аккордам узнала эту композицию, которую в свое время очень любила в исполнении группы Duran Duran.
Баския творит под аккомпанемент "White Lines"
Хочу также пояснить, что на сленге творческих людей выражение "white lines" означает "кокаин", без которого в эпоху 1980-х и 1990-х не обходилась ни одна богемная тусовка. Обычно на таких встречах завязывались нужные знакомства и приобреталась слава. Там не было ни богатых, ни бедных, но все были по-своему талантливыми.
Однако, как это ни грустно осознавать, но именно пристрастие к наркотикам явилось трагическим моментом в жизни главного героя и реальной личности - Жана-Мишеля Баския, ушедшего в мир иной в возрасте 27 лет от роду.
На мой взгляд, кульминационным эпизодом фильма является интервью, где у художника спрашивают: "Есть ли у жизни еще что-нибудь для Жана-Мишеля Баския?"
Несмотря на драматичность всей истории, Джулиан Шнабель умудрился закончить фильм на позитивной ноте. Меня особенным образом потрясла его заключительная сказка о маленьком принце и волшебной короне.
Баския / Basquiat (1996)
О картине "Баския" (1996) можно бесконечно говорить и рассказывать, однако лучше все-таки просто посмотреть этот замечательный фильм.
Бывает. Мне вот за этот год Нат Вулф также везде попадался: "Бог грома", "Видеорегистратор", "Всегда верен"... Еще и американский вариант экранизации аниме "Тетрадь смерти" вдруг приспичило посмотреть, и там этот же актер. 😁