На первый взгляд, кинолента «Подранки» может показаться чрезвычайно странным творением. Прекрасно снятый фильм все время путает зрителя своим настроением, поскольку здесь чрезвычайно серьезные и тяжелые вопросы перемешаны с ребяческим юмором, вследствие чего зритель начинает задаваться вопросом о том, почему режиссер не мог сохранить стройности повествования. Однако стоит тебе понять, что лента не столько посвящена детям-сиротам Великой Отечественной войны, сколько является негласным признанием режиссера своим вчерашним воспитателям-фронтовикам, как фильм становится кристально понятным и как-то по-особенному трогательным.
Лента повествует о мальчике Лёше, который потерял своих родителей в годы Великой Отечественной, из-за чего вопросы его пропитания и воспитания ложатся на плечи старшей сестры, которая сама еще ребенок. Где-то там на бескрайних просторах затерялась еще пара родных братьев Алексея, однако ему доведется с ними поговорить только во взрослом возрасте. Потенциальные усыновители юноши не только жалеют сироте лишней ложки супа, но и не дарят душевного тепла. В итоге юноша попадает в детский дом, где израненные воспитатели-фронтовики лезут из кожи вон, чтобы хоть как-то возместить детям отсутствие родителей.
Особого упоминания стоит актерская игра в фильме двух детдомовских детей: Алексея Черствова, который исполняет в ленте главную роль, и пронзительной Зои Евсеевой, сыгравшей пережившего концлагерь мальчика Вальку. Ну и, конечно, сам режиссер фильма Николай Губенко блестяще сыграл чрезвычайно сложную роль воспитателя Криворучко.
Сцены безразличного отношения к детям и призваны показать, что внутренняя черствость людей вполне благополучных едва ли можно оправдать в том тяжелом положении, в котором обнаружила себя Россия после разгрома коричневой чумы. Особенно хорошо с этой черствостью контрастирует некоторая нелепость воспитателей-фронтовиков, которые еще вчера отдавали команды на поле боя, а сегодня пытаются заменить ораве ребятишек самых важных людей в жизни. Мы видим, что люди стараются от всего сердца и изо всех сил, из-за чего иногда выставляют себя в нелепом свете.
Но самое главное, что эти воспитатели справились со своей сверхзадачей и смогли выпустить достойных людей во взрослую жизнь. Одним из таких детей был и режиссер Губенко, который превратил свой фильм в одно большое признание в любви ко своим вчерашним воспитателям — израненным ветеранам Великой Отечественной, что делает ленту по-настоящему особенной.