Вчера пересмотрел эту ленту Николая Губенко, попутно углубившись в историю создания фильма. И вообще последнее время часто ловлю себя на мысли о том, что мне интересно - как создаются фильмы. Тем более такие фильмы. Настоящие. О настоящем неподдельном. Потому что можно потратить миллионы долларов, чтобы как то зацепить зрителя, а можно просто найти носителя настоящей эмоции, и четко передать ее в кадр так, чтобы зрителя это не просто зацепило, а зашевелило те чувства, которые последние годы в нас тщательно вытравливают, трансформируют, нейтрализуют, а ведь именно они позволяли нам быть единым целым, народом, способным дать отпор любым вызовам, которые никуда не делись за сотни лет нашего существования!!!
Сюжет разворачивается в послевоенное время в детском доме, который по стечению обстоятельств соседствует с лагерем военнопленных немцев. Очень тонкая грань и очень контрастное соседство.. Дети, лишившиеся родителей, не просто потерявшие их, а потерявшие их во время войны, видевшие как умирали их матери, как погибали их отцы, видевшие бомбежки, сожженные города, видевшие обезображенные трупы тех, кто еще вчера держал их на руках и целовал обнимая.. И немцы... Фашисты! Фрицы! Те, кто являлся причиной всего этого горя и трагедии.
Для детей и подростков, пять лет живущих в условиях военного времени, какое то время в условиях непосредственно войны, оккупации каждый из этих "соседей", которых они наблюдали через забор - каждый из них был убийцей и душегубом.. гитлером в миниатюре. Эти не по годам повзрослевшие дети имели полное право на те чувства, которые они испытывали к этим.. чьим то отцам, братьям, сыновьям, только немецкого происхождения.
Воспитатели детского дома, люди повидавшие еще больше, прошедшие ад войны, призваны из таких людей, с глубокими психологическими травмами сделать полноценных граждан, способных отпустить и простить, не отравляя себе жизнь, не портя и не калеча своих судеб в дальнейшем необдуманными поступками, коим место в фильме все таки нашлось.. Задача неимоверно сложная, балансируя между пониманием и необходимостью, оставаться самим людьми, и помочь стать полноценным человеком ближнему, в котором сама жизнь уже сформировала определенные понятия, которыми он жил фактически всю свою сознательную жизнь, ведь на момент начала войны им было буквально два - четыре года и мирной жизни, кроме как послевоенной, они не видели и не понимали, что бывает по другому..
Дети, ворующие по несколько булок хлеба, только потому, что они недоедают, наблюдают за сытыми, накормленными, холенными военнопленными, которые весело организуют свой досуг по соседству, играют в азартные игры, проявляют исключительно положительные эмоции, ибо они ЖИВЫ. Они понимают что вскоре так или иначе они поедут домой, вернутся к своим женам, детям, родителям.. Устроятся на работу и будут жить долго и вполне счастливо там, где возможно даже не были слышны взрывы и выстрелы, в то время как они содействовали здесь, на территории чужого государства уничтожению славянского и не только.. советского! населения, в этой чудовищнейшей войне на уничтожение, о которой сейчас нам снимают фильмы полукомиксы в стиле голливуда, которые вызывают чаще эмоции типа "вау!!!!" или откровенный смех, но никак не те эмоции, которые должны вызывать фильмы о войне, унесшей жизни десятков миллионов наших соотечественников. Десятки миллионов!!!! Таких фильмов нам не снимет Голливуд, не снимал и не будет снимать, поверьте.
Я считаю, что такие фильмы надо смотреть и подросткам и взрослым, хотя многим тем кому еще не за 30 будет наверное сложно понять элементарные вещи, которые пытался донести автор до зрителя. Сложно - но можно, еще не все потеряно..
Тот самый генетический код, которые есть у нас, у русских, у славян, он требует культурной подпитки именно такими лентами, ибо они об истории нашей, истории нашего народа, который неизбежно сталкивается с одними и теми же вызовами мирового сообщества, и всегда перед очередным таким вызовом в нас глушится понимание истории, она переписывается и подается под нужным "врагу" соусом, и именно это делает нас уязвимыми, именно это приведет к повторению истории, к появлению той социальной группы, жизнь которой осветил в киноленте Николай Губенко, снявшийся в одной из главных ролей кстати, спорной фигуре ветерана танкиста. Роль учителя биологии исполнила его супруга, красавица Жанна Болотова. Актерский состав в общем то лаконичный, но известный - Ролан Быков, Евгений Евстигнеев, Бурков, Калягин, Будрайтис.. Но самые главные артисты это детдомовские дети, привлеченные режиссером для съемок.. И иначе быть не могло. Даже в то время, в конце 70хх на настоящие эмоции в кадре, нужные в контексте истории, обычные дети актеры уже были не способны. Т.к. это были счастливые советские дети, и им только предстояло на уроках истории и встречах с ветеранами впитывать соль и горечь былых времен, и делать соответствующие выводы.
Одну из ролей исполнила, девочка, сыгравшая убедительно друга главного героя Бартенева.
Фильм получился пронзительным и настоящим. Все кто еще не видел, обязательно посмотрите