Фильм «Холодное танго» (второе название «Балтийское танго») вышел на экраны в 2017 году, а я даже не слышала о нем. Узнала о нем благодаря каналу «Победа», на котором показывают исключительно фильмы о Великой Отечественной войне. Шел он в неудобное для меня время, поэтому решила посмотреть его в интернете. Перед просмотром, как обычно, почитала отзывы, удивилась неоднозначности мнений. Но если говорить в целом, то фильм, несмотря на громкое имя режиссера, получил нелестные оценки зрителей.
Причислить себя к поклонницам Павла Чухрая я не могу. «Водителя для Веры» терпеть не могу, и не только из-за Петренко, «Вора» уважаю, но снят-то он был еще в 97-м году, с тех пор много воды утекло. Тем не менее, твердо решила посмотреть, все-таки мэтр снимал.
Каковы впечатления от просмотра? Неоднозначные. Начало фильма очень трагичное, сцены про еврейских детей и матерей сняты мощно, драматично, смотреть их без содрогания невозможно. Разве может кого-то оставить равнодушным то, что матери предлагают сделать такой бесчеловечный выбор? К слову, аналогичная сцена есть в фильме (и книге) «Выбор Софи», но в картине Чухрая данный эпизод импонирует тем, что мать этот выбор сделать так и не смогла…
Странная дружба детей из разных песочниц – мальчика Макса из еврейской обеспеченной семьи и юной литовки Лаймы, дочери простого угольщика, тоже показана весьма убедительно и трогательно. А вот во второй половине фильма интерес стал угасать. Увы, не могу поставить ему пятерку, от меня только четыре балла и то авансом, поскольку есть вопросы к исторической достоверности, в частности, откуда взяты цифры о евреях, литовцах и русских солдатах. Как вы понимаете, если это правда, то русские в этом случае выглядят не лучше, чем немцы. Каратели и коллаборационисты понесли абсолютно справедливое наказание, но ведь за них ответили и их жены и дети.
В целом фильм неплохой, сложный для восприятия, не поверхностный. В нем много тем затрагивается. Глобальные - геноцид евреев в Прибалтике, послевоенная борьба «лесных братьев» с русскими «оккупантами» и их извечная ненависть к нам, и более конкретные, рассказанные на примере двух семей – еврейской и литовской.
Поскольку я не читала книгу, по мотивам которой снимался фильм «Холодное танго», осмелюсь высказать свою версию того, что хотел сказать режиссер: все в жизни, как не крути, возвращается бумерангом. Завидуешь богатому соседу? С приходом немцев есть отличный повод с ним поквитаться и завладеть его добром. Но ведь и самому придется когда-нибудь ответить за злодеяния, Бог-то все видит.
Прилетит бумеранг и к тому, что нарушил обещание матери в страшный час.
Счастливое будущее Лаймы и Макса невозможно, это понимает каждый зритель. Они никогда не забудут тот жуткий день, когда девочка назвала своего друга предателем. А ведь он и правда предатель, причем дважды (а потом и трижды) но поневоле, что мог сделать этот , смертельно напуганный ребенок. Кто осудит его за то, что он просто не хотел умирать? Страшно, жутко, больно за то, что пережили эти дети. Раны, которые они получили, не заживают, боль не проходит, трагедия не забывается.
Впечатляет финал. Вот она, русская душа – не озлобиться, не сломаться, оставаться во всех ситуациях человеком, великодушно простить предателя. И уже только ради этого стоило смотреть фильм Чухрая!
Роли и актеры фильма «Холодное танго»
Персонажей в картине не так много, остановлюсь на трех: Лайма, Макс, комендант Таратута.
Роль Лаймы досталасьЮлии Пересильд. Я симпатизирую актрисе, но здесь она мне совсем не понравилась, не похожа на литовку. Если честно, очаровательная девочка – Лайма-подросток – впечатлила больше.
Понятно, что она не смогла оправиться после сильнейшей психологической травмы, а помочь было некому. Да и кого волнует трагедия одной девочки, когда вокруг такое? Вот и покатилась по наклонной. Но в том-то вся и суть, что героиня Пересильд не вызывает ни малейшей симпатии. . Озлобленная, ненавидящая русских и евреев алкоголичка, абсолютно неженственная, смачно плюющаяся не хуже какого-то урки.
Кстати, что-то я не помню, что бы она хоть раз осудила оккупантов истинных, которые, кстати, и лично ей жизнь сломали.
Не могу не отметить, что и Пересильд, и Мухаметов выглядят гораздо старше своих персонажей. В 41-м году, им было лет по 12, соответственно в 50-м, когда Макс возвращается в Литву, чуть больше 20. Но выглядят они на 30, особенно Лайма.
Так и не поняла, зачем Пересильд заставили безбожно ломать язык. Все литовцы до одного в фильме говорят по-русски чисто, Лайма усердно выдавливает акцент, причем актриса делает это весьма коряво. Ну пригласили бы актрису из Прибалтики, они, хоть и до сих пор называют нас оккупантами, приглашения от нашего кинематографа принимают весьма охотно, не брезгуют. Парадокс, но поет Лайма без акцента, причем поет отвратительно. Такую певичку быстро бы закидали тухлыми помидорами и красные губищи бы не спасли. Но Юлия очень уж хотела петь сама.
Кстати, не первый раз обращаю внимание, насколько современным актрисам «идут» ретро-прически. Ну прям как корове седло. Юлия Пересильд - попугай какой-то, а не певица-роковуха в красном платье. То же самое можно сказать и про Иванову в «Разведчицах», и про Боярскую в «Я вернусь». Может, дело в стилистах?
Совершенно не удивилось, когда Юлия пару раз сверкнула голым бюстом. Что-что, а кадры с обнаженкой актрису ничуть не смущают. А вот зрителям уже поднадоели. Что не фильм с ее участием, то обнаженка. Зачем это актрисе, она и так талантлива
Макс – Риналь Мухаметов. Первый раз вижу этого актера. Не впечатлил абсолютно, играл фальшиво, плоско, не сумел выдать драматизм. Юному Максу это удало гораздо лучше.
В его глазах я видела ужас, боль, а взрослый – просто ходячий манекен без каких-либо эмоций. На мой взгляд, Мухаметова пригласили на такую ответственную роль зря. Он ее провалил.
Этому персонажу я тоже не симпатизирую. Да, он пережил страшную трагедию, но закралась мысль: а вот ведь из-за таких, как Макс, и сложилось такое, мягко говоря, негативное отношение к евреям. Его поступок по отношению к Таратуте нельзя оправдать. Своим поступком он доказал, что предателем его когда-то назвали не зря. А вот Лайма, между прочим, от родного человека не отреклась. И это ставит ее на одну ступень выше.
Уверена, что русских он, несмотря на то, что они его спасли, в душе тоже считает оккупантами. Мол, увезли, не спросили…
Майор Таратута – Сергей Гармаш. Комендант литовского городка, смотритель за порядком и борец с преступностью, в частности, с «лесными братьями» и их пособниками. Казалось бы, роль ему отведена незавидная, бороться-то приходилось не только с матерыми преступниками, но и женщинами и детьми. Но так ли уж безгрешны были жены пособников фашистов? Они вселялись в дома убитых евреев, без стеснения пользовались их добром, не задавали мужьям вопросов по поводу ценностей, мол, откуда? Им так было комфортно. А как жареный петух в одно место клюнул, сразу стали изображать из себя жертву. Очень удобная позиция.
И Таратута, несмотря на то, что прошел он всю войну и видел в жизни немало, сумел остаться человеком, рисуя спасительные плюсики на списках.
Это единственный персонаж, который мне симпатичен без всяких оговорок. Это человек, мудрый, способный простить и понять.
Кстати, в фильме много красивых пейзажей - Балтийское море действительно холодное, негостеприимное, и оператор хорошо показал это.
Фашисты страшные, просто мороз по коже. Чувствуется атмосфера необратимости.
Вывод: фильм «Холодное танго» смотреть советую. Подкупает он, прежде всего, небанальностью материала, интересной подачей, актуальностью темы. Но получился он каким-то рваным. Переход от одной части к другой неубедителен, и первая в разы лучше. А дальше – отвратная Лайма, слабенький актер Мухаметов, и, конечно, посыл к тому, что Красная Армия во всем виновата. Вот это уже точно зря. Прибалтов ссылали, но в гетто их никто не держал, их дети учились в советских вузах, получали образование, делали карьеру. Им бы стоило почаще думать, что бы с ними было, если бы фашизм победил? Оставили бы их в живых? Да такая же участь ожидала, как и евреев.