Опубликовано 27 Сентябрь, 2021 - 21:57

  • Стоимость:
    296 рублей
  • Куплено онлайн (ссылка)

Книга французского историка-медиевиста Эдмона Поньона из популярной серии «Живая история: Повседневная жизнь человечества». Покупала в 2017 году в "Лабиринте". Там она уже распродана, но купить в интернете (на том же "Авито" или "Alib") не проблема.

Цена на момент покупки: 296 рублей.

Объем: 368 страниц.

Твердая обложка, одна мелованная вставка с иллюстрациями.

В исторической литературе мне интереснее всего книги, рассказывающие, как жили люди раньше. Что носили, чем питались, лечились, как устраивали личную жизнь, рожали и воспитывали детей. Все мелочи их быта и повседневности. Вплоть до того, что они видели, выходя из дома.

Всё это делает давно минувшие эпохи чуточку ближе и понятнее. Одно дело, когда описываются громкие военные кампании и перечисляются имена полководцев (мне это совершенно не интересно), но совсем другое, когда получаешь возможность "заглянуть" в замок феодала или в скромную хижину крестьянина, в величественный монастырь или в средневековую школу, на рынок, в лечебницу и т.п.

Книгу Поньона, помимо интересного содержимого, отличает живой язык, масштабный охват тем и увлекательное изложение. Здесь есть и серьезные исторические факты, и подборка курьезных моментов из жизни людей 1000 года.

Что вообще известно о том времени? Не так уж много, но из монастырских хроник и сохранившихся документов, при помощи современных технологий (например, аэрофотосъемки), удается реконструировать вполне объемную картину Европы эпохи Высокого Средневековья. Правда, насчет современных надо сделать оговорку. Книга была издана в 1981 году)

Как бы скудны ни были источники, вполне возможно представить себе костюмы, лошадиные сбруи, оружие, предметы обихода, дворцовые и в особенности церковные сооружения, а иногда и более скромные постройки. Даже вопросы питания и гигиены не полностью ускользают от нашего анализа. Так же как представления о нравах, проявлениях любви и ненависти.

Почему именно 1000 год?

На самом деле дата условная. Она взята автором за точку отсчета, но периодически он возвращается назад или забегает вперед, потому что выдержать жесткую хронологию не представляется возможным. Не для всех событий можно установить точные даты, не обо всех исторических личностях того времени остались достоверные свидетельства о дате рождения и смерти.

Еще надо отметить, что речь пойдет не обо всей Европе в 1000 году, а преимущественно о Франции. Плюс это или минус, не знаю, но больше склоняюсь к тому, что плюс - если бы Поньон всю Европу описывал, это было бы, наверное, многотомное сочинение.

Знаю, что желающих прочитать о книге Поньона на "Irecommend" вряд ли наберется даже пара десятков, поэтому развлеку тех немногих, кто все-таки прочитает отзыв, некоторыми любопытными фактами из книги. Чтобы не занудствовать, выбрала темы "погорячее" и поинтереснее в стиле РЕН ТВ.

Конец света

В исторической науке 1000 год считается годом ожидания конца света. Якобы люди только и делали, что ждали Страшного суда, молились и просили у Бога снисхождения. Кометы предвещали бедствия, реки выходили из берегов, наводнения сменялись засухами. Во всем видели приметы и знамения Апокалипсиса.

Несмотря на общепринятую точку зрения, у Поньона свой взгляд. Он считает (считал, вернее), что апокалиптические настроения вовсе не были повсеместными, иначе во что превратилась бы обычная жизнь людей? В постоянное гнетущее ожидание неизбежного финала. Им и без круглой даты было чего опасаться. Засухи и наводнения уничтожали урожай, что привело к ужасному голоду и массовым смертям. Нередкими были случаи каннибализма.

Быстро истребив все виды дичи: зверей и птиц, люди стали есть «мертвечину» и всякого рода «вещи, о которых страшно упоминать». Началась настоящая охота: путешественников, бежавших от голода, останавливали на дорогах, убивали, разрубали на части и жарили. Других убивали и съедали ночью те, кто предоставил им ночлег.

Дети, увидев издалека приманку в виде яйца или яблока, подбегали в надежде получить пищу, и сами становились пищей.

Хуже всего было то, что людям стал нравиться вкус человеческой плоти. Они даже откапывали недавно погребенные трупы. Редкие оставшиеся в живых животные, бродившие без пастухов, подвергались меньшей опасности, чем люди.

Каннибалов казнили на костре, но многим наверняка удалось избежать наказания. Пока одни охотились на людей и ели человечину, другие пытались подмешивать в еду глину, что приводило к отравлениям и болезням.

Добавим к неурожаям, голоду, наводнениям и засухам эпидемии - получится та еще картина. Все эти бедствия длились где-то с середины X и до середины XI века. В таких условиях и правда покажется, что скоро конец света. Как видим, обошлось.

Карта и территория

Большинство населения жило в деревнях, окруженных огромными лесами. По лесу особенно не находишься и не наездишься, поэтому жили изолированно, чужаков видели редко. Путешествия осложнялись отсутствием карт (у простых крестьян их точно не было). Компасов еще не было. Если ехали на лошади, то могли преодолеть в день километров 60, опасаясь разбойников и рискуя погибнуть при переправе через реку. Мосты были, но не всегда в исправном состоянии. Приходилось искать брод или переправляться вплавь.

В 1003 году произошел большой разлив Луары, во время которого оказался в серьезной опасности пастух аббатства святого Бенедикта. Чтобы уберечь коров, ему пришлось перегнать их на более возвышенное место.

По возвращении он обнаружил, что проход, которым он пользовался, затоплен. Он поспешил к известному ему мосту, который был перекинут через небольшой приток, но и здесь вода поднялась уже высоко, и переход стал невозможен.

Пастух уже не надеялся выбраться. Немного потеряв голову, он привязал себя к доске настила моста при помощи обмоток своей обуви. Это был лучший способ утонуть, если бы вода еще поднялась. Но поскольку он страстно молился святому Бенедикту, разыгравшиеся волны снесли мост, и его понесло как на плоту к слиянию Бонне с Луарой.

Таким образом он проплыл расстояние в три мили, подталкиваемый ветрами, которые, будучи до этого буйными, превратились в нежный зефир. Он оказался неподалеку от небольшого судна, в котором плыли его сыновья. Они выловили его, отвязали от досок и отвезли в безопасное место.

Путешествовали в основном монахи, паломники, знатные люди. Крестьянину ездить было некуда и незачем. Максимум на ярмарку в соседнюю деревню.

Время

Если вам повезло и вы живете в городе или деревне рядом с монастырем, можно ориентироваться во времени по колокольному звону. Если поблизости нет никаких монастырей, всегда есть старый добрый "будильник" - петух. По ночам птицы спят, но ничего - темное время суток измеряли по свечам. Время прогорания свечи делило ночь на равные отрезки, а там уже и петухи проснутся.

По воскресеньям и праздникам не работали, а новый год наступал не 1 января, как в наши дни, а по-разному. У кого с марта, у кого с декабря. По сути, точные даты были нужны только священнослужителям, чтобы высчитать, когда Пасха. Крестьяне же ориентировались на естественные приметы смены времен года.

В 1000 год миру исполнилось 4952 года. Как известно, эта хронология просуществовала вплоть до расцвета классической эпохи, то есть почти до времени Боссюэ. Сейчас приходится делать некоторое усилие, чтобы представить себя на месте людей, для которых время существования мира было столь коротким. Добавим, что эти люди верили, будто живут в последнюю фазу развития истории. Это было логично, ибо какое событие будущего могло превзойти по значимости Рождество и Искупление, обозначить собой новый этап и начать новую эру?

О средней продолжительности жизни человека в XI веке известно мало. Среди именитых (благодаря чему они и попали в хроники) людей были долгожители, но нет никаких приходских списков, где велся бы учет смертей и рождений, чтобы сказать, сколько жил европейский крестьянин в X-XI веке.

Крайне досадно, что мы ничего не знаем о продолжительности жизни бедноты. Плохо и, возможно, нерегулярно питаясь, не имея защиты от превратностей природы, страдая от истощения из-за слишком тяжелого и монотонного физического труда, они вряд ли доживали до старости. Но, с другой стороны, мы не знаем об этом ровным счетом ничего.

Религия

У Церкви в те годы была одна из самых главных ролей в жизни общества. Сведения, что остались от 1000 года, были записаны, разумеется, монахами. Вот почему о распорядке жизни в монастырях и о церковной деятельности известно многое, а о жизни бедноты ничтожно мало.

Поньон интересно рассказывает, как Церковь боролась с ересями, с язычеством, упорно не желавшим сдаваться под натиском христианства. Также в монастырях была сосредоточена, как сказали бы сейчас, вся социальная жизнь прихода: там принимали и кормили паломников, раздавали милостыню, лечили больных.

Одной из основных миссий Церкви, влияние которой на людей все более и более крепло, был контроль за их поведением. В отличие от религий древности и в отличие практически от всех других религий, за исключением иудаизма (от которого оно и происходит) и ислама (который претендует на то же наследство), христианство наделило своих священников функцией цензоров повседневной жизни верующих. Священники должны были давать советы, руководить, запрещать, судить, наказывать, прощать. В конкретном виде это проявлялось в организации покаяния.

Большая глава в книге рассказывает о повседневной жизни средневекового монастыря. Если кто-то хотел раз и навсегда разобраться в том, кто такой ризничий, келарь или, например, эконом, ему представится такая возможность. Равно как и возможность узнать, как часто монахи мылись, брили бороду, меняли одежду и изъяснялись жестами, потому что устав обязывал их молчать, а общаться-то как-то надо.

Преступление и наказание

Самым тяжким грехом было убийство хозяина или супруга. Замечу, что убийство отца, матери и иных родственников было чуть менее тяжким проступком) Вообще система отношений с Богом была довольно понятной: наказали - покаялся - живешь дальше. Хуже всего, если человек умирал внезапно и не успевал получить отпущение грехов. Такая смерть считалась проявлением Божьего гнева.

В наказание за убийство надо было или уйти навсегда в монастырь, или же следовать вот каким предписаниям:

Грешник должен был отказаться от любой деятельности, позволявшей ему занимать определенное место в обществе: от военной службы, от управления своим имуществом… Он не должен был есть мясо и сало, за исключением дней трех великих праздников: Пасхи, Троицына дня и Рождества, его пища должна была состоять из хлеба и воды, и лишь изредка разрешалось добавлять овощи или фрукты. Он не имел права жениться, должен был забыть о купании и верховой езде, не имел права стоять в церкви среди правоверных христиан, а должен был находиться за порогом… Он не имел больше права причастия и мог причаститься только перед смертью.

Но если убийство - это еще и сфера деятельности светских властей (могли ведь и повесить без долгих разговоров), то мораль в то время целиком и полностью регулировалась именно Церковью. В книге приводится большой список плотских грешков из Уложения о покаянии, написанного в 1008 - 1012 годах епископом Бурхардом. Все наказания у него примерно те же, что перечислены в цитате: жесткие ограничения в еде, безбрачие, умерщвление плоти и т.п.

Женщин наказывали за аборты и использование магии. Два года покаяния за вымешивание хлеба на своей голой заднице!

Особенностью эпохи является применение сексуальной магии, которую Бурхард не обходит молчанием. Разумеется, во все времена встречаются женщины, одержимые страхом, что муж или возлюбленный бросит их. Однако способы борьбы с этой опасностью оказываются различными. Бурхард описывает не один такой способ.

Он спрашивает кающуюся женщину: не глотала ли она сперму своего мужа? Не подавала ли она ему на стол рыбу, которую еще живой вводила в свои интимные органы и вынимала только после последних содроганий агонии? Не давала ли она ему есть хлеб, который месила на своем голом заду? Не примешивала ли она к его еде и питью свою менструальную кровь? За первый из перечисленных проступков, связанных с особым сладострастием, полагалось 7 лет покаяния, за два последующих всего по два года, за последний — пять лет.

Можно написать много подобных этому Уложений о покаянии, но вот вопрос - а кто будет следить за грешником, сидит ли тот на хлебе и воде? И перестала ли коварная жена месить хлеб на своем голом заду или засовывать рыбу в интимные органы? Думаю, на практике этот детальный свод правил применялся редко.

Крестьяне, феодалы и всё остальное

О жизни деревенских жителей мы знаем лишь опосредованно, но в книге все же довольно много любопытной информации о крестьянском быте. Как они одевались, в каких домах жили, какой скот держали, какими видами земледелия занимались.

Тот, кто полагает, будто все крестьяне в каждой конкретной области жили одинаково бедно, сильно ошибается. Среди них были и очень бедные, и почти богатые. Некоторые из них были потомками владельцев небольших аллодов, то есть земли, находившейся в их полной собственности, однако их предки в бурные времена скандинавских или других нашествий сочли за благо обеспечить себе защиту соседнего сеньора, став его «держателем земли».

Есть что почитать и о нравах королей и их вассалов. Как существовал большой каменный замок, могли ли короли жениться по любви, все ли крепости можно было взять штурмом, а также многое другое об архитектуре, искусстве, медицине и торговле на рубеже X - XI веков.

___________

Рекомендую любителям истории, а особенно истории быта. Поньон старается не фантазировать без меры, додумывая, что могло бы быть в домах людей, а рассказывает лишь о том, что осталось зафиксированным в живописи, хрониках, жестах (жанр средневековой литературы). Сведений сохранилось не так уж много, но книга хорошо написана и переведена, читать ее легко и не скучно. Можно смело покупать в подарок тому, кто интересуется историей Средних веков.

Триксрекомендует
Читать все отзывы 3
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
27.09.2021
Здесь есть и серьезные исторические факты, и подборка курьезных моментов из жизни людей 1000 года.
Да, некоторые моменты взятые в цитаты кажутся сейчас довольно смешными 😊 согласна что интересно именно узнать про быт и про жизненный уклад людей того времени
28.09.2021
Интересно. Я бы почитала.
29.09.2021
Вспомнила книгу, которую я слушала про Средневековье - так и называлась, "Блудливое Средневековье". 😁 Но никаких деталей не помню - отзыв написать поленилась, а для меня это своего рода памятка. 😕
29.09.2021
Это тоже хорошая серия, в которой вышло "Блудливое Средневековье". Ее начали ребята из паблика "Страдающее Средневековье", а сейчас уже понеслось по накатанной. Но я вообще фанат Средневековья 😁
Я тоже пишу отзывы на такие книги как памятки для себя, поэтому и пишу побольше, и цитаты вставляю, чтобы если что освежить в памяти благодаря отзыву. А так это всё здесь абсолютно никому не нужно и читают отзывы о таких книгах единицы)
29.09.2021
Я отзывы на книги и аудио на От...вике пишу (или сейчас уже можно писать название сайта? Раньше автоматически в Спам переводили). Там ни цитаты не вставишь, и фото всего три можно (если обычная книга) 😕
Здесь у меня и так хватает нерентабельных отзывов 😁 а там, удивительно, даже иногда смотрят отзывы на аудиокниги.
29.09.2021
Там можно написать сжато и по делу. Именно мнение высказать о книге. А здесь надо написать мини-реферат, чтобы он был в лучших, поэтому только из соображений, что это "напоминалка" для себя же, я и пишу о книгах. Хотя вот за отзыв о Диккенсе мне поставили 3. Писала в СП. Перенесли в лучшие. У проверявшего человека планка хороших отзывов, видимо, ого-го куда задрана.
29.09.2021
Я помню тот отзыв. Вдохновилась после него и скачала всего Диккенса - что нашла 😂
У проверявшего человека планка хороших отзывов, видимо, ого-го куда задрана.
Может, он(а) просто не любит Диккенса? 😐
Теорию заговора тоже никто не отменял. Я сама одно время "подозревала". 😕
14.12.2021
Крайне любопытная книга!
Другие отзывы
Смотрите также