Хочу рассказать об одной из моих любимых книг, которая давно уже стала классикой зарубежной литературы. К сожалению, о ней мало кто знает, а зря! Очень нестандартная и самобытная книга, которая вряд ли кого-то оставит равнодушным.
Издательство:
АСТ
Серия: Corpus.(roman) Год издания:
2020
Количество страниц:
448
Возрастные ограничения:
16+
Жанр:
Классическая проза
Описание:
Коннемара (от ирландского Conmhaicne Mara, буквально ""потомки моря"") – область на западе Ирландии. Здесь, на местном кладбище мертвецы ведут свое странное загробное существование. Они не могут видеть ничего, кроме могилы, в которой лежат, не могут выбраться из гроба и не могут слышать голоса живых, зато могут вдоволь переговариваться между собой. Поэтому новости о своих еще живых родственниках, равно как и все последние новости о мире ""наверху"" можно узнать только у новопреставленных. Собственно, весь роман Мартина О Кайня и состоит из этих разговоров: споров, причитаний, сплетен, сквернословий, проклятий и исповедей, постоянно перебивающих друг друга, наслаивающихся один на другой и постепенно складывающихся в масштабную картину человеческой жизни.
Мои впечатления:
Я люблю ирландскую литературу. В ней есть что-то до боли родное — простота, которая хуже воровства, небольшая хитринка, душевность и страсть к юродству. Чем-то напоминает русскую классику.
«Грязь кладбищенская» — книга на редкого любителя. В ней практически нет сюжета, зато множество историй, от количества и разноголосья которых немного мутит и есть ощущение, что в голове поселился улей. Действие происходит на кладбище.
Оно регулярно пополняется новыми жителями, но так еще богата старожилами — настоящими местными звездами. Как правило, это очень простые люди — всю жизнь надрывали жилы на ниве труда, дальше своей деревни нигде не бывали. Разговоры ведут приземленные, «высокое» их не интересует, обожают посплетничать. Не гнушаются навести напраслину на близких и обвинять своих близких во всех смертных грехах. Трогательно ждут весточки из мира живых, хвалятся успешными родственниками. Все как в жизни! Некоторые даже умудряются мечтать — как правило, о улучшении жилищных условий. Грезят о мраморном памятнике 🪦 И страстно ругаются между собой.
Героев огромное множество! Их настолько много, что можно запутаться.
Расскажу о своей любимице. Она не положительная, скорее наоборот. Совсем не святой агнец, но запала мне в душу.
Катрина Падинь — невероятно озлобленная женщина. По сравнению с ней аспид — просто душка. Всю жизнь ненавидела свою сестру, конкурировала с ней за внимание жениха, но проиграла по всем фронтам — не сумела выиграть любовный бой, еще и умерла раньше. Человек формата «все что вижу — ненавижу». Ни одного доброго слова о родных, постоянно ссорится с местными жителями кладбища. Игнор и бойкот ее совершенно не смущает, она продолжает гнуть свою линию. Казалось бы, неприятный персонаж, ноМартин О Кайнь с такой любовью относится с к своим героям, что и у читателя нет шансов их не полюбить! Катрина заняла первое место в моем сердечке.
Остальные герои тоже весьма колоритные! Нора Грязные Ноги жила в поле и имела слабость к морякам. Местный герой-любовник Джек Мужик, который продолжает свои амурные похождение будучи мертвым. Школьный учитель, которой застраховал свою жизнь, а после смерти «оплатил» свадебку своей молодой вдовы. Почтальон, дети которого совсем отбились от рук! Не хотят учиться, а хотят жениться, причем на итальянках, которые совсем не стыдятся носить брюки!
Книга написана очень современно, даже не верится, что год ее рождения 1949 год. Без малого 76 лет! Очень живая, не похожая ни на что! Уморительно смешная, если вы любите черный юмор. Учтите, что искрометно шутят люди в деменции, паралитики, сгнившие от пролежней, люди сгоревшие в семейном очаге. Немало одиноких и забытых родственниками. Парадокс, что даже такие бедолаги могут пошутить над собой и окружающими, не душат нытьем, а смотрят на жизнь после смерти с озорством! И все-таки, книга не для нежных душ! Остальным горячо рекомендую! Моя оценка 10 из 10.
Ой, тема грустная у книги, хоть и с иронией. Но про Ирландию либо безнадега, либо черный юмор. О Мартине О'Кайне раньше не слышала, но из его современников когда-то читала Уильяма Тревора "История Люси Голт" и смотрела экранизацию "Превратности судьбы" с Иэном Гленом.
Там изначально про политические заварухи и гонения, из-за которых родителям Люси пришлось покинуть Ирландию. А девочка спряталась перед отъездом и ее с собой не взяли.