Здравствуйте!
Я уже успела полюбить серию «Шорт-лист» издательства «АСТ». Она представляет собой довольно интересную подборку литературы, и как минимум две книги из нее даже вошли в число моих любимых. Поэтому очередное произведение – роман «Вегетарианка» корейской писательницы Хан Ган, я брала в руки с интересом и не ожидала от него никакого подвоха.
Общая информация
Издательство: АСТ.
Серия: Шорт-лист.
Количество страниц: 320.
Год издания: 2018.
Стоимость: 519 рублей за печатную версию, 209 рублей – за электронную.
Где купить: бумажную версию можно купить в любом крупном книжном магазине (например, Лабиринт); электронную можно скачать на Литрес.
Переводчик: Ли Сан Юн.
Редактор: Д. Румянцев.
Аннотация
Кроткой и полностью подчиненной своему мужу Ёнхе снятся жестокие, кровавые и тревожные сны, так или иначе связанные с сырым мясом. Она принимает решение стать вегетарианкой, и это приводит в бешенство и мужа, и отца девушки, запуская цепь необратимых событий, имеющих далеко идущие последствия, которые никто из героев не мог даже предположить. В то же время мужа сестры Ёнхе преследует видение - любовная сцена между мужчиной и женщиной, чьи тела сплошь разрисованы цветами. Вскоре он понимает, что в образе мужчины видит себя, а в образе этой женщины может представить только Ёнхе. В романе три части и три рассказчика: муж Ёнхе, муж ее сестры и сама ее сестра. Каждый из них по-своему оценивает происходящее с героиней, но никто уже не может остановить стремительную метаморфозу ее души.
Мои впечатления
Сюжет
Книга построена в виде трех частей, объединенных вокруг одного главного действующего лица.
Первая рассказывает нам о девушке, которая однажды решает перестать есть мясо. Это кажется нелепым и неожиданным для ее окружающих, хотя в действительности связано с давними психологическими проблемами героини, берущими свои истоки еще из детства. Поскольку она живет в традиционной патриархальной корейской семье, ее решение, конечно же, не находит понимания ни у мужа, ни у родителей.
Вторая часть повествует о художнике - муже героини предыдущей части, который навязчиво стремится воплотить в реальность одну из своих идей, связанную не столько с искусством как с таковым, сколько с обычными эротическими фантазиями.
Третья часть – история сестры главной героини, которая ездит к ней в психиатрическую лечебницу, где девушка оказалась в результате своего заболевания.
По сути, эти три части – последовательное изложение событий от лица трех людей. И это, в принципе, довольно интересное решение, потому что каждый герой занимает в них разные места, видит их по-своему, и читателю постепенно открываются новые детали одного сюжета. Правда, такое необычное построение романа – чуть ли не единственное его достоинство.
Персонажи
Не знаю, специально ли автор это делала, но все герои книги получились какими-то серыми и безликими. Все они показаны с не самых лучших своих сторон, и абсолютно никто из персонажей не вызывает симпатии. Даже главная героиня, которая вроде бы является жертвой обстоятельств и не виновата в том, что с ней случилось, не кажется приятной личностью и ей не получается сочувствовать и сопереживать.
Возможно, это авторский прием, но мне в данном случае он оказался не близким.
Мое мнение о книге
Очевидно, что автор пыталась в лице своей героини выразить протест против патриархального общества. Феминизм и вегетарианство, конечно, очень разные и далекие друг от друга вещи. Но учитывая, что в традиционной Корее мясные блюда едят все, и это значительная часть тамошней культуры питания, в принципе такую аналогию можно понять.
Непонятным для меня осталось то, зачем писательница превращает свою героиню-вегетарианку в психически больную. Автор пытается вывести ее проблемы из детства, но оно было явно не таким уж тяжелым и в нем не было никаких драматичных событий, которые могли бы напрямую привести к печальным последствиям. Да и идея феминизма состоит вовсе не в любви ходить без бюстгальтера.
Попытки в психологию (и женскую, и мужскую) тоже не удались и выглядят какими-то топорными. Как и периодические, не всегда уместные флэшбеки героини.
Что бы автор ни пыталась показать в своей книге, единственное, что у нее получилось – нагромождение нескольких социально резонансных тем и метафор, которые, безусловно, были модными на момент написания книги. Вроде бы здесь затрагиваются идеи об угнетении женщин, о физическом и психическом абьюзе, о творческом самовыражении, присутствует и достаточная доля эротики. Но все это как-то обрывочно, незаконченно, не создает гармоничной целостной картины, в результате чего произведение превратилось в бесформенное нагромождение слабых мыслей. И с Кафкой это, конечно же, рядом не стояло.
Понятно, что в книге присутствует определенный символизм, и воспринимать ее буквально не стоит. Но мне хочется воспринимать ее именно буквально, и, наверное, самое главное, что из нее запомнилось - что автор в очень невыгодном свете выставила всех вегетарианцев, художников и даже строгих родителей.
Язык произведения тоже оставляет желать много лучшего. Конечно, я читала его в переводе на русский и можно было бы хотя бы частично свалить вину на переводчика. Но этот перевод, наоборот, считается довольно точным и близким к оригиналу (в то время как, например, английский вариант, получивший Международную Букеровскую премию, намеренно украшали и поэтизировали).
Не сомневаюсь, что кто-то сможет найти в книге что-то близкое для себя и истолковать по-своему. Но поле для истолкования тут, опять же, слишком уж широкое.
Плюсы
✔️ Необычная структура повествования
Минусы
✖️ Примитивный язык
✖️ Плоские герои
✖️ Непродуманные идеи
Вывод У меня создалось такое впечатление о книге, что интересные мысли у автора были, но они постоянно перескакивали с одной на другую. Она пыталась сказать что-то важное для нее, но получилось у нее откровенно плохо – и в плане содержания, и в плане языкового оформления. И может быть ей стоило сконцентрироваться только на одной идее, но не громоздить в одной книге все сразу, «чтобы наверняка». Конечно, я не хочу обидеть поклонников книги, если они есть, но для меня это произведение стало одним из самых худших из когда-либо прочитанных.