Тем, кто вообще ничего не слышал продело Дрейфуса, перед просмотром фильма пару минут почитать про него в Интернете. Наверное, оригинальная версия фильма может быть понятной и для тех, кто ничего не знает про этот эпизод истории Франции. Но русский перевод явно сделан компьютерным переводчиком, поэтому текст наполнен пассажами вроде «третичный сифилис» вместо «сифилиса третьей степени» или «суд второго созыва» вместо «суда второй инстанции». Странно переведены названия ведомств, вместо контрразведки главный герой почему-то возглавляет какую-то службу статистики, хотя и занимается контрразведкой. Но самое главное, многие сцены происходят в суде, и без предварительной информации невозможно понять, кого и за что судят во время того или иного заседания.
Вопреки этому очевидно недостатку, фильм смотрится с большим интересом. В этом вижу заслугу режиссера, который безусловно не нуждается в особом представлении. Он же написал сценарий, который я бы назвал чрезвычайно мудрым.
Дело в том, что дело Дрейфуса не только раскололо французское общество, но вокруг него еще и разгорелась одна из первых информационных войн в современной истории. В этой войне победили сторонники невиновности Дрейфуса. Но есть те, которые считают, что Дрейфус признан невиновным именно потому, что его сторонники победили в информационной войне. Поэтому фильм, в котором Дрейфус был бы главным положительным героем, был бы неоднозначно встречен во Франции даже сейчас. Поэтому автор фильма уделил собственно Дрейфусу не слишком много времени, а самого его представил не только как жертву оговора. Дрейфус по Полански – это полуфрик, немного помешанный на борьбе за равноправие евреев. Думаю, это вполне политкорректно.
Не рискнул автор поместить в центр событий и Эмиля Золя, хотя фильм в оригинале называется «Я обвиняю!» как и известная статья Золя. Все же – это классик французской литературы, и фильм о нем, снятый иностранцем, мог быть воспринят без энтузиазма. Поэтому фильм посвящен роли в деле Дрейфуса полковника Пикара, имеющего общепризнанный статус человека чести, готового на все, ради оправдания невиновных. О таких людях можно и нужно рассказывать постоянно, а принадлежность их к французской нации, наполняет гордостью сердца его соотечественников. Хотя я – не француз, это просто мои предположения.
В подборе актеров Полански преуспел несколько меньше. Дело даже не в том, что его жена просто слишком стара для полученной ею роли. Само распределение ролей несколько карикатурно. Если у персонажа открытое лицо и приятная внешность, то можно не сомневаться, что и герой он положительный. А негодяев за редким исключением играют те, у кого от природы или благодаря гримерам мерзковатые физиономии.
Но это все это – мелкие недостатки на фоне качества перевода. Все равно рекомендую фильм к просмотру, хотя бы ради последней сцены, когда режиссер вдоволь поглумился сначала над ожиданиями зрителей, а потом и над их разочарованием в своих ожиданиях.