Фильм начинается и заканчивается похожими кадрами: тихонько идёт лошадка, кого-то везёт в повозке. Такой вот рефрен. Но сила и загадка его в том, насколько по-разному мы относимся к этим, вроде бы, ни о чем не говорящим кадрам в начале и в конце.
1920-е годы, Россия, идёт гражданская война.
Люди не знают чего ждать от завтрашнего дня: будет ли хлеб, хотя бы и без масла, или же придут какие-нибудь очередные "белые" - "красные", невероятно опасные, которые могут запросто расстрелять кучу народа, только за то что вчера здесь удерживала позиции армия с иными политическими воззрениями.
Понятное дело, что такая среда словно питательный бульон для различного рода чудиков, которые вынашивают в себе "творческие планы". Ведь в бурлящем и растерянном народе можно найти единомышленников для самой неожиданной идеи. Правда, там же можно найти и свою смерть. Но замес в России такой крутой, что в пламя революции людям и жизнь свою швырнуть не жалко.
Потому что именно здесь и сейчас идёт борьба за "гуманистические идеалы человечества" о которых впоследствии с иронией и ленцой скажет щекастый персонаж из шахназаровского фильма "Курьер".
Именно таким человеком, который горит своей идеей, и является главный герой фильма - Владимир Искремас. Весьма многозначительная фамилия, не находите? В ней явно что-то искрит, а из искр завсегда может разгореться пламя. На самом деле Искремас - это аббревиатура, которая расшифровывается как "Искусство революционным массам" а сам Владимир - самодеятельный режиссер, одержимый идеей постановки спектакля на героическую тему.
Потому что народ нуждается в настоящем искусстве, а не какой-нибудь пошлой профанации, которую несут многочисленные немые фильмы или, задирающие ноги выше голов, артистки кабаре.
Владимир, как человек искусства, в своей деятельности неукротим и кипуч, ему нужен весь мир со всеми потрохами. Потому что он - театрал, а спектакли не могут жить без немедленной реакции зрителей, без актеров, без театра в конце-концов. Контрастным персонажем Владимиру в этом фильме является тихий и скромный художник, тоже самоучка, который никому не мозолит глаза, а превращает свою избу в сказочное место, где есть и таинственный ночной лес, и солнце с луной и добрые птицы, не знающие войны.
К сожалению, будь ты горяч и смел либо тих и скромен - все едино. Все растопчет революция своими кирзовыми сапогами. А что не растопчет, в то выпустит, для верности, контрольную пулю.
Хороший фильм для семейного просмотра с детьми. Прекрасное визуальное подкрепление для школьных уроков истории. Нет, фильм не документальный, он художественный. Но он как никогда актуален и очень убедительно показывает в чем ужас гражданской войны для обычных людей, которые хотят жить, любить и, конечно же, заниматься искусством на благо человечества. Отличный актерский состав фильма, в том числе Евгений Леонов, тоже весомый аргумент в пользу просмотра фильма.