Опубликовано 3 Декабрь, 2024 - 06:12

  • Опыт использования:
    несколько раз

Здравствуйте.

Смотрела фильм "Лолита" несколько лет назад, тогда он мне не был до конца понятен, а произвидение Набокова не читала, да и не хочется. В общих чертах знаю о произведении, и сложилось впечатление, что фильм очень даже хорошо соответствует содержимому в произведении.

Недавно натолкнулась на фразу, что "Лолита"-произведение, которое не поняли. И я всё-таки решила пересмотреть фильм, хотя изначально не хотела. Стало интересно, смогу ли я правильно понять этот фильм и понять идею. Узнавать изначально, почему произведение не поняли, не стала, хотела проверить себя. А после просмотра фильма стала смотреть некоторые видео и читать факты об этом фильме.

 

Описание.

Преподаватель французской литературы из Европы по имени Гумберт приезжает в маленький городок в Новой Англии. Он хорошо воспитан, образован, остроумен и пользуется успехом у женщин. Но его душа больна воспоминаниями о первой любви. И встретив 12-летнюю Лолиту, дочь своей домовладелицы, Гумберт надеется вновь обрести потерянный рай.

Факты.

Жанр: драма, мелодрама
Страны: Франция, США
Режиссёр: Эдриан Лайн
Музыка: Эннио Морриконе
Длительность: 137 мин.

Длительность фильма 2 часа и 17 минут. Фильм долгий, тяжёлый, поэтому смотреть его может быть очень нелегко.

Жанр-драма и мелодрама, но на мой взгляд, тут больше психологический триллер.

 

Режиссёр и Актёры.

Режиссер: Эдриан Лайн. В ролях: Джереми Айронс, Доминик Суэйн, Мелани Гриффит и др.

Интересно, что роль Лолиты была изначально предложена юной Натали Портман, но она отказалась по религиозным соображениям, и это совершенно понятно, вообще трудно представить, чтобы кто-то охотно на такое согласился, а уж тем более, труднее представить, что родители детей хотели бы, чтобы их ребёнок участвовал в таких съёмках.

Но, тем не менее, на роль Лолиты претендовали 2000 девочек, потом кастинг снизился до 100 человек, в итоге выбрали Доминик Суэйн.

Я не могла понять, как же такая юная девочка снимается в таком фильме. Она выглядела действительно уж очень молодо, даже 12 я бы дала ей с трудом. А по сюжету книги Лолите 12. Но потом я узнала, что девочке на момент съёмок было 15 лет, что уже немного другое, но выглядела она моложе. Также я узнала, что во время съёмок взаимодействия Гумберта и Лолиты между актёрами находилась подушка, а в более неприличных сценах снималась дублёрша, так что всё было более менее сносно.

Так или иначе фильм был скандальный, как и произведение. В Австралии он был запрещён до 1999 года.

Но и успех был сильный.

 

Съёмка.

Съёмка качественная, на высоте. Продумана каждая деталь. Работа очень кропотливая.

Музыкальное сопровождение.

На протяжении всего фильма слышна печальная и в то же время очень тревожная музыка, которая давит на психику. Также есть более красивая мелодия, которая также поднимает в душе что-то очень грустное и тревожное. Но они очень уместны.

 

Некоторые факты о романе и авторе.

Изучила некоторую информацию об этом произведении и авторе. "Лолиту" долго не принимали в печать, по совершенно понятным причинам. Потом люди обвиняли Набокова, что он сам педофил, раз он такое написал. Ведь мышление педофила передано очень точно, как и повадки девочки.

Но не нужно быть педофилом, чтобы так написать произведение, достаточно быть внимательным, понимать психологию.

Есть предположение, что Набоков и сам был жертвой, если посмотреть на некоторые его записи о дяде, но там всё до конца неясно.

Также он писал это произведение, когда его собственному сыну было примерно столько же, сколько было Лолите. Возможно, он проецировал и свои страхи в этом произведении.

Также у "Лолиты" есть прототипы, например, один педофил, который похитил девочку, возил её по миру и выдавал себя за её отца.

Есть отсылки на Чарли Чаплина, который влюбился в свою будущую жену, когда ей было 12 лет.

Есть отсылки на Льюиса Кэрролла, которого также подозревали в этих делах.

Я считаю, что Гумберт-это собирательный образ всех этих людей, общий образ педофила. А настолько хорош он получился, потому что Набоков очень хорошо изучил тему.

У Набокова был срыв, и его жена спасала произведение из огня. Так что написание человеку явно далось нелегко.

В чём смысл произведения, мне абсолютно понятно. И фильм сняли очень хорошо, соответственно, фильм также даёт понять идею, но, как оказалось, многие произведение совершенно не поняли.

Кто-то думает, что это о любви, романтизация педофилии. Раньше и у меня были такие мысли, но я особенно не углублялась в тему. А есть люди, которые считают, что Лолита сама соблазнила Гумберта, и это поражает.

 

О самом фильме.

Поскольку тут речь идёт не о книге, а о фильме, то будем опираться на сюжет фильма.

По началу фильма, где показывают первую любовь Гумберта, которая позже умерла,

можно понять, что Гумберт ещё на том этапе застрял в пубертате.

Не думаю, что смерть девушки была травмой, приведшей к девиациам. Но то, что Гумберт остался внутри подростком лет 12-14, у которого играют гормоны, но при этом он уже взрослый мужчина, это факт. Он навсегда застрял там и не вырос.

Актёру очень хорошо удалось сыграть одновременно взрослого интеллигентного мужчину с очень глупым и немного детским выражением лица.

Далее он приезжает как постоялец в дом вдовы, у которой юная дочь Долорес. И там он уже влюбляется в Лолиту, а женится на вдове, которая влюбилась в него, и сюжет начинается закручиваться.

Хочется отметить, какой показана мать Лолиты. Она не проявляет особой любви к дочери, она ищет себе мужчину, а дочь для неё как помеха, и она только и мечтает, чтобы куда-нибудь сплавить дочь, чтобы не мешалась под ногами.

Ещё интересный факт, что мать Долорес является одной из тех женщин, которые, когда узнают о том, что их мужчина влюбился в их юную дочь, обвиняют во всём прежде всего дочь, и это омерзительно. У этих женщин нет любви к своим дочерям, да и понимания что правильно, а что нет, им важна только личная жизнь.

И сейчас очень много таких ситуаций, когда во всём винят ребёнка, даже если мужчина пытался изнасиловать, мать может побить дочь и даже выгнать из дома, а мужика простить, ведь его соблазнили.

Образ такой матери тут показан очень чётко. Набоков явно понимал, в каких семьях чаще всего происходит подобное, а режиссёр это отлично отразил.

То, что Гумберт не мог испытывать влечения к взрослой женщине, делал всё, чтобы избежать супружеских обязанностей, испытывая отвращение, также совершенно очевидно. Очень глупо с его стороны было вести дневник, если он не хотел, чтобы об этом всём узнали.

 

Теперь хочется рассказать о том, в чём смысл фильма (и произведения), и почему же многие его не поняли.

Всё дело в том, что повествование идёт от лица Гумберта. Всё, что мы видим, это его личный взгляд на мир. А какой взгляд на мир у педофила? Конечно же, извращённый, он видит всё в своём свете. И как можно этого не понимать и считать, что Лолита действительно его соблазнила?

Ведь видно, что Лолита прямо ребёнок-ребёнок со смешными повадками, местами неуклюжая, абсолютно несерьёзная.

А он видит всё в сексуальном плане: Лолита почесала ногу-он думает, она задрала юбку специально для него. Она ползает и заправляет кровать, у неё задралось платье, что часто бывает у детей, и они даже не обращают на это внимания-он думает, что она его соблазняет. Она улыбнулась детской улыбкой-он думает, что это она с ним заигрывает.

Долорес принесла еду и как-то случайно коснулась его ногой, а он думает, что она это делает специально.

В ситуации, где она его поцеловала, возможно, она просто хотела с ним попрощаться, так как привязалась к нему как к отцу, а он вообразил, что она его поцеловала как мужчину.

Видно было, что девочка чувствовала себя одинокой, была немного бунтаркой, пыталась привлечь внимание. Но почему? Потому что потеряла отца, а матери до неё не было дела.

Можно даже заметить, какие тёплые у неё отношения со служанкой. Сцена с объятием напомнила мне фильм "Прислуга", где матерям не было дела до своих детей, а дети были привязаны к прислуге, которая их воспитывала.

Скорее всего, она привязалась к нему именно как к отцу, а он воспринял всё в извращённой форме.

То, что ребёнок был несчастен рядом с ним, можно проследить вскользь, ведь он упоминает это как бы невзначай, к примеру, что Лолита плачет по ночам.

Да и некоторые сцены действительно выдают то, насколько девочка была с ним несчастна.

А в целом ему кажется, что всё нормально.

Хотя видно, что всё абсолютно ненормально.

Кстати, когда Лолита плакала, сыграно было очень хорошо, её было безумно жаль.

Ведь на деле она просто осиротевший ребёнок, у которого отняли детство.

Кроме этого мужчины у неё никого и не было, ей некуда было пойти.

Гумберт сломал ей детство, отнял его. Он пытался быть одновременно любовником, и отцом для девочки. Это ужасно.

Интересно показана паника Гумберта в определенные моменты, когда ему казалось, что его преследовали.

И так до конца и непонятно, действительно ли преследовали или же это была метафора, возможно, другой мужчина был его собственным отражением? Но одно я знаю точно, что хорошо показана психология педофила, ведь он живёт в страхе, у него паранойя, что его преследуют.

Не могу сказать, что это отдалённый голос совести, это скорее осознание неизбежного наказания.

В фильме это очень хорошо показано.

В большинстве своём педофилы ужасные тру́сы.

У Лолиты была поломана психика, поэтому понятно, что даже если Гумберта не будет рядом, она столкнётся с огромными жизненными трудностями, и она может принимать неправильные решения.

Гумберт мог притворяться интеллигентным и умным взрослым мужчиной, но в душе он был подростком в пубертате на пике гормонального всплеска. Он мог казаться безобидным, но на деле делать абсолютно ненормальные вещи. И чаще всего так и бывает с такими людьми.

Такие люди часто обманывают общество. И мне понравилось, как сказала одна девушка, которая обозревала эту книгу. Мол, а вы поверили Гумберту? Это была проверка. И общество её не прошло.

Не прошло, потому что большинство поверило именно ему, приняли за чистую монету. А ведь Набоков показал, как педофил видит мир, а не как всё происходило на самом деле. Я искренне не могу понять, как можно поверить в то, что маленькая девочка соблазнила взрослого мужчину? Если люди в это верят, это очень многое о них говорит. Такого не может быть. Даже если девочка что-то себе напридумывала, влюбилась, нормальный взрослый мужчина никогда на это не поддастся, он это пресечёт.

Люди увидели мир глазами педофила, и подумали, что так всё и происходило, как он говорит. На деле мы видели мир в извращённой форме под призмой восприятия этого человека.

Это интересный психологический трюк, Набокову удалось его качественно воплотить в жизнь, а режиссёру удалось это очень хорошо показать на экране.

Кто-то может сказать:"Зачем вообще лезть в голову к таким людям? Зачем понимать мышление извращенца? Этого не нужно делать." Но я могу с этим поспорить. Поняв, как мыслит такой человек, будет проще увидеть звоночки, которые едва ли могут быть заметны в обычной жизни. Можно так спасти своего или же ещё какого-нибудь ребёнка от беды. Нужно быть проницательным в таких вещах.

Почему детективы часто консультируются с маньяками в тюрьмах, когда не могут поймать другого маньяка? Потому что у них свой извращённый взгляд на мир, поэтому маньяка может понять другой маньяк, как тот мыслит.

Также и тут, чтобы понять, что ждать от таких людей, неплохо изучить их психологию.

Другое же дело, что такие произведения и фильмы подойдут далеко не каждому. Ведь мало кто сможет воспринимать фильм или книгу должным образом. Кто-то её не поймёт и неправильно интерпретирует, как это было с большим количеством людей, а это только сделает хуже. Кто-то будет воспринимать это как романтизацию педофилии, а кто-то будет винить жертву, кто-то будет сочувствовать преступнику. Ну а кто-то может воспринять фильм как пропаганду плохих действий.

Найдутся и больные люди, которые будут упиваться этим фильмом, потому что они такие, как главный персонаж.

Я же смотрела этот фильм с психологической точки зрения, изучала повадки этого человека, ситуацию. И как человек, который часто смотрит Тру Крайм-истории могу сказать, что все повадки педофила отражены очень правильно.

 

Итог.

В фильме много неприятных сцен, от которых появляется тошнота. Но это нормально, от такого и должно тошнить. Смотреть может быть неприятно и тоскливо. Этот фильм точно не для удовольствия. Нужно воспринимать его под определённым углом. Ни в коем случае нельзя воспринимать повествование Гумберта за чистую монету. Нужно держать в голове то, что это лишь его больное восприятие. А с другим настроем не стоит даже пытаться смотреть фильм или читать книгу "Лолита".

Этот фильм и книга поднимают очень больную и животрепещущую тему, которая является болевой точкой общества, поэтому так много споров и различных мнений по поводу этого произведения. Тут обнажается один из самых ужасных и страшных людских пороков.

 

Девушка в подвале (2021, фильм)

 

Комната (ROOM) (2015, фильм)

Достоинства
  • Качественная и продуманная съёмка
  • Может быть полезен в понимании психологии педофила
  • Обнажает очень важную тему
  • Подходящая музыка
  • Смысл
  • Хорошая игра актеров
  • Хорошо отражает, как мыслят педофилы
Недостатки
  • Мало кто понимает суть фильма
  • Многие не понимают, как нужно воспринимать
  • Много противных и болезненных моментов
  • Не для всех
  • Нужно обладать определенным пониманием посыла
  • Тяжелый
Marylovely05рекомендует
Читать все отзывы 66
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
03.12.2024
Великолепный отзыв ❤️
03.12.2024
Спасибо большое ❤️
03.12.2024
прекрасный отзыв!
смотрела фильм, еще будучи подростком, и уже тогда оценила его с психологической точки зрения.
спустя время решила прочесть книгу - бросила в самом начале, ну очень тошнотворно всё описывается.
03.12.2024
Спасибо большое 🌸
Согласна с Вами. Вот тоже не хочу читать книгу, потому что знаю, что там тошнотворно, хоть и понятен посыл. В фильме нас несколько пощадили, смягчив многие моменты.
03.12.2024
Очень тяжёлый фильм.... я всегда реву с таких историй. Это просто ужасно, бедные дети😭 Ну КАК можно обвинить своего же РЕБЕНКА????? В СМЫСЛЕ блин соблазнила взрослого мужика????? Это такая бредятина, просто в голове не укладывается ! Почему у нас отменили смертную казнь.......
03.12.2024
Именно... Вместо того, чтобы гнать в шею извращенца и волноваться за своего ребёнка, они винят ребёнка... Им главное "штанина" рядом, даже похотливая...
03.12.2024
Самое ужасное, что такие женщины - реальность, а не художественный вымысел в конкретной книге. 😟
Думается, у них тоже что-то с психикой не в порядке, как и у педофилов...
03.12.2024
Вот именно, и их много, к сожалению.
03.12.2024
Интересно было бы узнать ваше мнение о Лолите 1962 года.
Мне кажется старый фильм вышел более правдивым.
03.12.2024
Возможно, как-нибудь посмотрю. Думала над этим)
03.12.2024
А я вот не читала и не смотрела, как-то тема вызывала во мне неприязнь, зато теперь может все же посмотрю.
А вот как можно обвинить ребенка в соблазнении взрослого человека мне не понять, бедные дети, у которых такие матери(
03.12.2024
Это произведение и фильм действительно не для всех.
Да, к сожалению, это так(
Фильм не смотрела, отзыв интересен. Книгу читала давно, она и сейчас у меня дома лежит на полке. Помню чувство тоски и грусти, девочку было жаль, с трудом, но дочитала до конца.
08.12.2024
Да, тяжёлое произведение.
Другие отзывы
Читать все отзывы 66
Смотрите также