Записки Пирата – это мультфильм, а Пират – это пёс. Мультфильм советский, рисованный, с натуралистическими вкраплениями, а пёс Пират – это собака породы фокстерьер. Само собой, сей мультяшный пёсель явлен в виде сюрреалистичной собаки, сознание которой работает почти на манер человеческого. Заключается такой манер в том, что пёс Пират будет склонен к рассуждениям. Рассуждения будут являть собой симпатичный и наивный внутренний голос, который сильно подходит тому Пирату.
Однако кое-какому собачьему прибабаху в сознании Пирата тоже находится место, ибо так гораздо интереснее. В пиратской внешности человеческие черты присутствуют вроде как лишь слегка, по крайней мере ходит он всегда на четырёх лапах. А ещё Пират не ведёт задушевных бесед с людьми: такому мультфильму не нужна излишняя сюрреалистичная ересь.
И всё же в мультфильме есть секундные моменты, где Пират может, например, посидеть на бревне совсем на человеческий манер, то есть конкретно на своей пятой точке. Однако такие секундные отклонения от собачьих внешних норм ничего не портят, и вообще как-то не заметны, если не приглядываться.
В этом мультфильме Пират должен быть внешне именно собакой, ведь он там взаимодействует с людьми. Людей будет четверо: мама, папа, школьник Витя и тётя Груша. Однако же в местном мультипликационном разнообразии будет и ещё один Пират, который тоже пёс, и который, для того разнообразия, будет более очеловечен.
Второй Пират, например, мог и на задних лапах пройтись, и посидеть нога на ногу, и передние лапы у него больше напоминают руки. Руки второму Пирату нужны для жестикуляции. Жестикуляция же нужна для подчёркивания философских его мыслей.
Второй Пират являет собой уже цепного пса, в то время как основной Пират – это классическая городская квартирная собака. Такой сложный замес, с использованием двух разных Пиратов, мультфильму необходим. С одной стороны – это просто прикольно, а с другой – это честь той философии, которой нашпигован мультфильм.
Начинается мультфильм со слов автора, которые короте́нько в двух словах вводят зрителя в курс дела, что, мол, сия мультипликация основана на собачьих записках. Поэтому, собственно, и «записки Пирата». Начальная локация являет собой городскую квартиру, в которой проживает обычная семья: мама, папа, сын и собака.
Само собой, самый интересный персонаж там – пёс. Интересный персонаж пока ещё не пишет записок и не философствует, и пока весь интерес заключается в том, что пёс ранее никогда не видел загородной жизни. А тут такое известие: вся семья едет за город, отдохнуть от городской суеты в деревне.
Для школьника Вити деревня – это концентрат радости, в то время как Пират понятия не имеет, что его там, в той деревне, поджидает. Впоследствии, естественно, окажется, что «городская суета» – это для Пирата тишь да гладь, а вот деревня – это реальный шалман, способный довести закоренелого городского обывателя до нервного срыва.
Далее семья благополучно добирается до деревни. Однако ещё в дороге Пират начинает сочинять свои записки, и в первой записке указывает, что дорога была невыносимой. И действительно: дорога для непривыкших к ней собак – это стресс. Эх, знал бы Пират, что его ждёт поутру в деревне, но ту дорогу загодя бы окрестил «тишью да гладью» под стать его городской безмятежности.
Если этот мультфильм смотреть с точки зрения «поприкалываться», то первое деревенское утро Пирата – это самая прикольная сценка. Тамошний бедлам настроение поднимет враз. Однако для Пирата такое познание сути деревенского бытия чуть было не закончится собачьим инфарктом. Благо, что у него молодой организм, который отделается только лёгким потрясением.
Скорее всего, вследствие пережитых душевных колыханий Пират и вдарился в совсем не собачью философию: слишком уж многое на него навалилось одномоментно. Главное, что Пират никогда не видел такого разнообразия жизни, и это стало для него очередным потрясением.
По ходу своего знакомства с деревней, Пират знакомится и с коллегами по собачьему цеху. Так как с другими собаками Пират может свободно общаться, то между ними затеваются настоящие беседы. Главным образом, «других собак» в деревне две: ручной Микки, и цепной Пират. В ходе собачьих бесед выясняется, что у собак может быть совершенно разнообразная жизнь.
Очередные жизненные потрясения с откровениями вновь сильно потрясают главного героя. Можно сказать, они являются последней каплей, после которой Пират решает уединиться в садовых зарослях, чтобы там все как следует обдумать. Там начинается натуральный мозговой штурм с применением бронебойной философии, которая под стать, скорее, взрослым любителям пофилософствовать. Там даже показан вред от чрезмерного увлечения самокопанием: хозяева нашли Пирата в кустах с горячим носом, и решили, что они его своей деревней доконали он приболел.
Весь финал я пересказывать не стану, ибо сие как-то не вписывается в общепринятые понятия. Скажу только, что это советский ещё мультфильм, а в таких произведениях не бывает так, чтобы всё заканчивалось совершенной горечью или конкретной кислятиной.
Отдельный респект хочется объявить мультфильму за ту музыкальную паузу, которая будет явлена ближе к финалу. Там тётя Груша на гармошке исполнит отрывок из «То не ветер ветку клонит».
Будет явлена только мелодия, но и этого хватит, чтобы, например, я, на манер местного Пирата, впал в уже свою философскую прострацию. В мультфильме будет и ещё некоторая музыкальная глубина, но тётя Груша на гармошке – это отдельный акустически-будоражащий блеск, который прям прошёлся фриссо́ном по нужным нервным окончаниям.
***
В общем, если бы я не повстречал этого мультфильма на своём жизненном кинопути, я бы, конечно, не помер. Однако, таких разноплановых мультфильмов ещё поискать, и я без него явно остался бы обделён тем, чего я так люблю. А в мультфильме это прям всё явлено одновременно: весёлое, грустное, философское, музыкальное, загрузочное, размыслительное и штурмомозговое.
Помимо прочего, все персонажи мультфильма совершенно очаровательны и добры, хотя и кажется, будто они нарисованы в карикатурном стиле.
Зрители склоняются, что этот мультфильм – он, скорее, для взрослых. Я же считаю, что это сильно разноплановый и сильно разновозрастной мультфильм. Вот и «всевидящее око», которое определяет возрастные ограничения, со мной согласно: «Записки Пирата» никак по возрастам не бьётся, и определяется как +0.