Главный герой, молодой человек, весь такой добрый и милый, сладкий и хороший, весь такой пацифист-пацифист, даже внешне немного похож на Иисуса Христа. Его любимые идеи: "Мы за мир во всем мире", "Мы против любой войны, против любой агрессии". Девушка гладит его руки и приговаривает: "Эти кулаки никогда никого не ударят". И вот этот миролюбец оказывается в ситуации, где все его принципы встают с ног на голову, а плюс меняется на минус.
Вообще это старая и любимая в русской литературе тема: что верно - "добро должно быть с кулаками" или же "отвечая насилием на насилие, мы умножаем насилие вдвое"?
Наш герой пришел к тому, что верным является первое утверждение. Он поставлен в такие условия, где над ним совершают насилие - не столько физическое, сколько психологическое, пытаются сломать его личность. То же на его глазах происходит в отношении людей, которые рядом с ним. И в нем происходит перерождение, за которым мы наблюдаем с большим сочувствием.
Он становится способен применить насилие - убить человека. Но это агрессия в ответ на другую агрессию - агрессию, совершенную просто от возможности вылить все зло, которое есть в душе. Мы видим антипода главного героя, который становится в фильме "гением зла". Здесь трансформация личности не происходит постепенно - человек становится другим сразу, как только получает власть.
Также интересно наблюдать, как извращаются установленные принципы, сами по себе вроде бы неплохие, потому что не все жизненные ситуации можно предусмотреть правилами. А некоторые вообще звучат опасно: "За каждую провинность должно быть назначено адекватное наказание". А кто должен определять меру этой адекватности?
Много и других сложных мыслей вызывает этот фильм, хотя он очень тяжелый.