Опубликовано 5 Ноябрь, 2023 - 23:18

Роман Лавр, на мой взгляд, весьма противоречивый, т.к. по слогу он достаточно прост и рассчитан на широкого читателя и в то же время содержит в себе такое количество религиозного и культурного подтекста, что требует от читателя определенного уровня сообразительности.

Местами, конечно, Водолазкин облегчает судьбу читателя делая исторические экскурсы, прямо в романе, как будто ломая четвертую стену и объясняя средневековые аспекты для современного человека (прям как Марго Робби в "Игре на понижения", которая с бокалом шампанского в руках разбирала экономическую терминологию для зрителя).

Есть там и другие моменты, которые пробивались через канву повествования:

Из-под снега полезла вся лесная неопрятность - прошлогодние листья, потерявшие цвет обрывки тряпок и потускневшие пластиковые бутылки.

Говоря о форме романа - при чтении мне представлялся некий проектор, который проецирует происходящее на стену и сквозь картинку порой просвечивалась и сама стена, ее неровности и рисунок обоев. В целом все логично, любое погружение в историю неизбежно будет сопровождаться наложением сегодняшней каши из мыслей на события давно ушедшие, пусть даже и фантазийные, но происходящие в других культурно-исторических декорациях. Попробуйте почитать о Клеопатре и ее замужестве на кровном брате и рождении от него детей не поморщив носик.

 

Также не могу не отметить определенную степень поэтичности, видимо осень в Питере накладывает свой отпечаток:

Небо было бесцветным, потому что все краски уже отдало лету.

Речь в романе идет о врачевателе, в разные периоды жизни имевшего разные имена, по рождению он был Арсением. Действия разворачиваются в средневековой Руси в центральной ее части, будут фигурировать Псков, Белозерск и не только.

 

В ходе обстоятельств большое влияние на мальчика оказал его дед Христофор, который был травником и передал Арсению знания об этом ремесле.

О том, почему с каждой из знакомых ему трав связаны строго определенные качества, он не задумывался, считая это вопросом праздным.

Жизнь Арсения в последствии будет крайне богата на события и в конечном итоге он поймет, что в лечении лекарство не несет главной функции.

В целом же Арсений укреплялся в своем давнем предположении, что в конечном счете лекарства имеют второстепенное значение. Главная роль принадлежит лекарю и его врачующей силе.

Арсений лечит людей, проявляя через себя некое Божественное воление. Мне очень нравится эта линия. Для меня это в том числе и про деяния человека и про реализацию таланта.

Знаешь, Агапит, мои исцеления - это такая странная история... Не могу тебе толком объяснить. Пока я лечил травами, все было более или менее ясно. Я лечил и знал, что помощь Божья приходит через травы. Ну вот. А теперь помощь Божья приходит через меня самого, понимаешь? А я меньше моих исцелений, гораздо меньше, сам я не стою их, и мне то ли страшно, то ли неловко.

Тема с талантом для меня сейчас актуальная, т.к. много слышу о том, что таланта не существует. Продвигают эту идею психологи, общество с удовольствием подхватывает ее из-за того, что все это удобно укладывается в контекст той повестки, которая говорит нам, что все в твоих руках, вплоть до того какой гендер ты хочешь себе выбрать. Мол все упирается в трудочасы, которые ты готов потратить на освоение ремесла. Здесь же (я отдаю отчет в том, что это выдуманная история) хорошо показано как может преуспеть в своем деле человек, если он на своем месте и помыслы его чисты.

 

Усердие, с которым Арсений врачует и не отворачивается от людей поражает. Не важно, идет ли мор, изобьет ли его потом сам пациент, сколько осталось жить человеку и вываливаются ли у него кишки из распоротого живота - он сделает то, что может. Поплачет от радости, так как увидит, что в теле еще есть дух, готовый бороться за жизнь. Поплачет от горя, что не сможет помочь этой душе. Поможет и тогда, когда силы уже как будто его покинут и через помощь ближнему обнаружит, что готов еще действовать и в первичном ощущении бессилия скрывается малодушие.

Тут, конечно, современные психологи выйдут из чата.

 

Арсений вбирает в себя не только ответственность за себя и свои поступки (вся его линия с Устиной об этом - это его несостоявшаяся жена). Но также он словом запускает процессы переосмысления своих поступков у других людей, наставляя их на праведный путь.

Я понимаю, почему ты взял вину на себя. Тот, кто включает в себя мир, отвечает за все. Но ты не подумал о том, что лишил чувства вины эту женщину. Благодаря тебе она убедилась, что ей все позволено.

Ты ошибаешься, сказал Арсений. Вот что я нашел в своем кармане.

Он достал руку из кармана и разжал кулак. На его ладони лежал дукат.

Будучи глубоко верующим человеком он не отказывается от материального мира, а наоборот подчеркивает, что тело нам дано, чтобы действовать.

Но только в материальном мире и можно действовать, сказал Арсений.

В романе много внимания уделено концепции времени и конца света. Т.к. действие разворачиваются в период, когда человек мог непосредственно столкнуться с ним.

Да, конец света. А заодно и конец тьмы. В этом событии, знаешь ли, есть своя симметрия.

О времени Арсений будет много размышлять со своим другом из Флоренции Амброджо у которого был дар предвидения, поэтому он относительно смотрел на время (чем-то похоже на концепцию времени из Интерстеллар).

Я же говорю: существование времени под вопросом. Может быть, после просто нет.

Вы можете спросить - при чем тут человек из Флоренции, действия же разворачиваются на Руси? Но тут действительно очень богатый событийный ряд. Арсений будет много путешествовать, особенно в ходе паломничества в Иерусалим он преодолеет Венецию, будет бороздить Средиземноморье, пройдет пустыню, потеряет друга, но и найдет друзей.

В Венеции все прощались. Прощание было отмечено особой сердечностью, ибо многие знали, что расстаются навсегда. В этом была особенность расставаний того времени. Средневековье редко имело возможность дважды свести людей в течение земной жизни.

Не хочется раскрывать более полно само повествование, не смотря на то, что оно достаточно интересное и его не загубить спойлерами. Однако, хочется отдельно сказать, что пугаться этой книги из-за религиозного контекста не стоит. Да, не все будет понято, но это не важно, так как роман работает с такими струнами души, что не оставит равнодушным читателя.

 

Эта книга о светлом человеке, который показывал на своем примере, что такое самопожертвование, смирение, борьба с гордыней. Да, это не жизнеописание святого, это художественное произведение. Но в этом случае формат только обогащает сами идеи и делает их более доступными.

book operatorрекомендует
Читать все отзывы 20
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
Другие отзывы
Читать все отзывы 20
Смотрите также