Мне не всегда идёт духовная православная литература. Поверхностная вера хуже, чем вовсе её отсутствие. Поэтому я больше люблю философов. Не зная сами, они порой бывают ближе к Богу.
Важные вопросы о том...
- ответственен ли Бог за всё происходящее, или же то, из чего всё твориться, никакой ответственности не несёт за качество того, что твориться? Известный конфликт "богооправдания"...
- есть ли божественная суть в самых отвратительных проявлениях зла? Или же зло - это отдельная ветвь мироздания, отдельное качество, подчиняемое верховному Злодею? Но тогда не язычество ли это.... если появляется два Верховных начала, два исходных качества людей? И если в каждом самом отвратительном существе то же тесто души, та же основа, искра Бога, что и в самом возвышенном существе, то как смочь принять то, что всё происходящее - Божественное проведение? А может быть и нет вовсе никакого проведения? Просто из любви твориться материальное, которое не может осквернить божественное, но пребывает в нём?
Книга "Откровенные рассказы странника" выбивается из общего ряда православной литературы. Она о настоящем подвижничестве, а не фанатизме, о настоящем духовном пути. О его трудностях, которые в то же время - подсвечены самим устремлением к Богу.
Краткий сюжет:
Хождения странника вдохновлены словами апостола Павла (Первое послание к фессалоникийцам 5:17) «Непрестанно молитесь».
Странник посещает церкви и монастыри, чтобы понять, как должно молиться не переставая.
Ему встречается старец, который учит его Иисусовой молитве «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя» и наставляет, как творить молитву непрестанно, словно мантру.
В книге передано постепенное духовное развитие и борьба рассказчика, чья духовность оказывает влияние на окружающих.
Сразу скажу - мне было удивительно радостно читать эту книгу. В ней была та глубина мысли, которая "подкапывает" в нашем разуме те ложные идеи, которые мешают обрести уровень бытия выше эмоций - не важно, плохих или хороших. Уровень благодати, чистоты, ясности... свободы...
Центром сюжета является Иисусова молитва, или - умная молитва, как её называют в монастырях. Вся книга - это описание духовной практики чтения простой и короткой молитвы одним простым и незаметным человеком, и тех удивительных преображений, которые с ним происходили. Но не на внешнем плане - нет. Главный герой избрал глубоко аскетичный образ жизни, как и подобает жить людям, у которых в этой жизни одна цель - познание Истины и освобождение от заблуждения мира. Помните, как у Григория Сковороды:
Мир ловил меня, но не поймал
{ДЛЯ НЕРАВНОДУШНЫХ: то, что книга про умную молитву - написано в аннотации к книге. Это не спойлер. Спойлером было бы, если бы я бы пересказала сюжет книги КОНКРЕТНО, описывая передвижения героя, события его жизни и её повороты. Спасибо за проявление разумности.}
Сама история главного героя - настолько настоящая, что кажется, что описана чья-то биография. Книга не прилизана. В ней есть и грех и грубость. И в то же время - удивительные духовные высоты. Наш ум привык мыслить плоско - человек либо свят, либо грешен. Но и святость и грех могут быть в одном существе одновременно и проявляться под воздействием обстоятельств... это и есть - жизнь..
И только диалоги со случайным попутчиком жизни, с цитатами Дионисия Ареопагита, заставляют заподозрить, что всё-таки книга написана потрясающе глубоким мыслителем, сумевшим переплести возможно свой опыт духовной практики исихазма (молитвы сердца) - с мудростью святых отцов.
- Об Иисусовой молитве, мой опыт.
Когда я прочитала эту книгу, то стала постоянно повторять про себя умную молитву. Ехала ли я в транспорте или сидела на каком-то официальном мероприятии - я повторяла её. Пару лет она была со мной. И действительно, как и сказано в одной из серий цикла передач СПАС - "В поисках Бога. Дарья Кузьменко. В поисках любви" - умная молитва потом начинает звучать в тебе сама.
Иисусова молитва очень короткая:
Господи Иисусе Христе помилуй меня, грешную
Можно читать её на греческом, что лучше.
Её действие, помимо удивительных чудес, которые действительно происходят у тех, кто её практикует - это снисхождение в сердце благодати, а в разум - умиротворения. Это та точка покоя, которая выделяет человека из толпы за километр. Практика умной или сердечной молитвы удивительным образом прозревает саму себя. Совершенно четко можно увидеть себя с высшей ступени, как будто авансом тебе даётся этот новый взгляд. Взгляд той - душевно более чистой - на себя сегодняшнюю.... несовершенную. Только практикующий поймёт мои слова.
Практика умной молитвы развивает духовно и душевно. Это абсолютный факт. А ещё - она развивает сердце, она открывает те пределы в возможности любить... но, читайте книгу.
Читается легко. На одном дыхании. Стиль изложения из тех, что хочется "проглотить за вечер", пока не дочитаешь до последней точки.
Мне понравились цитаты из "Добротолюбия", а точнее то, что все они были выбраны под стать тому опыту, который главный герой приобретал с практикой - молитвенно-созерцательному.
Смотреть на духовную жизнь снаружи, это совсем не то же самое, что практиковать её. Как ни странно, вера не бывает теоретической - это прежде всего практика. Книга "Откровенные рассказы странника духовному своему отцу" - это то, как будто в очень лёгком и красивом литературном жанре романа нам приоткрыли завесу того, как же на самом деле, без прикрас, без исключения событий, которые "не в формате православной жизни" - происходит духовная практика... или преображение человека... или возрождение души.... или спасение...
Спасибо, что дочитали до конца.
История просветления в современной России. Книга - медитация. Очень советую
Чудотворица: Матрона Московская (2015, фильм)
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь
Феодосийская картинная галерея имени И. К. Айвазовского, Феодосия, Крым
Гора Аруначала, Индия
Интересный факт о книге:
«Откровенные рассказы странника» являются лейтмотивом в произведении «Фрэнни и Зуи» (состоит из двух рассказов — «Фрэнни» и «Зуи», 1961) Джерома Д. Сэлинджера.
Молодая студентка колледжа Фрэнни Гласс впечатлена «Откровенными рассказами странника» (которые она читает в английском переводе) и характеризует их как способ «узреть Бога».
Она считает Иисусову молитву подобной практикам медитации путём повторения мантры в индуизме и буддизме. Её брат Зуи узнаёт, что книга «Откровенные рассказы странника», которую читает Фрэнни, принадлежала их покойному брату Симору. Зуи пытается объяснить состояние сестры и помочь ей справиться с ним.
«Фрэнни и Зуи» получил международную популярность и вызвал интерес к «Откровенным рассказам странника» у аудитории вне теологического общества и религиозных убеждений