Ещё одно произведение французской классики, моё восприятие которого слегка отличается от общепринятого (впрочем, я не читал других отзывов, так что оригинальность, возможно, мне только мерещится), следовательно, ещё один отзыв из серии «я так вижу» начатой этим отзывом.
Я несколько раз читал это произведение в течение жизни (привычка у меня такая – перечитывать), и неизменно сколь интересно было читать, столь неприятное «послевкусие» пустоты содержания оставалось после.
При всей писательской гениальности автора, его знании психологии и человеческой натуры, разоблачении пороков общества, удручает фокусировка на посредственной личности и соответствующих помыслах главного героя произведения. Все его желания и стремления столь ничтожны и буржуазно мелки, что вызывают устойчивое недоумение после прочтения книги – что это было? Как можно так отвратительно бездарно распорядиться предоставленными шагреневой кожей безграничными возможностями….
Где, скажите на милость, великие замыслы и духовные терзания героя, получившего почти неограниченные мистические возможности осуществления своих желаний? Где масштаб личности, внутреннего мира, поиска смыслов?
«Бойтесь своих желаний» – это не про главного героя. Или, точнее, он так сразу и окончательно испугался расплаты за свои желания (за такие убогие желания действительно стрёмно платить жизнью), что отупел просто неприлично. Главный герой по замыслу автора человек якобы умный, с претензией на талант и даже гениальность, когда к нему в руки попадает предмет обладающий поистине безграничными, божественными возможностями, использует эти возможности настолько бездарно, что можно сказать вообще их не использует. И не потому, что мог бы, но не захотел по каким-нибудь высшим, например морально-этическим соображениям, а согласно сюжету это просто вообще никакие желания кроме откровенно тупых, если не сказать животных, ему в голову и не приходят!
Он вообще француз? Он же современник Наполеона! Который без всякой магии чуть не изменил ход мировой истории!
Я уж не говорю о том чтобы попытаться решить вопрос с неминуемым концом метафизическим образом, что логично – с помощью тех же желаний и шагреневой кожи, испытать её на противоречия, так сказать, а не тупо пытаться растянуть её механически или пытаться воздействовать химически…. Так и подыхает ни до чего путного не додумавшись, чудовищно бездарно упустив все возможности открывшиеся перед ним – он их просто не увидел!
Конечно, не всем же быть Наполеонами – в этом я и вижу настоящий философский подтекст данного произведения. Главный герой плоть от плоти того общества, глупость, порочность, пустоту, мелочность и меркантильность которого, разоблачает автор, так чего же ждать от него – хоть ты десять жизней и шагреневых кож дай, хоть забросай волшебными палочками, волшебными лампами с джиннами и прочими магическими предметами – толку не будет. Пустая трата магических ресурсов. Магия бессильна перед человеческой посредственностью – инерционностью общественного мышления и отдельно взятого человека в этом обществе.
Не исключаю, что это я чего-то недопонял в произведении, в силу своей ограниченности или, может, слишком чуждые мне буржуазные ценности, которыми пропитано повествование, вступают в диссонанс с моими, но я не в состоянии получить удовольствие от содержания этой книги – только от литературной формы, писательского гения автора.
При этом, конечно, рекомендую всем кто ещё не читал, и даже не думаю снижать оценку – не чувствую за собой права на это, а лишь высказываю своё скромное мнение и понимание. Я не литературный критик, чтобы выставлять оценки произведениям мировой классической литературы. Пишу отзывы на художественные книги и фильмы только ради развлечения – своего и, надеюсь, читателей.
Мои отзывы
на книги,
на фильмы.