Хочу в этом отзыве рассказать про очень занятную и стоящую внимания игру под названием Portal. Услышала я о ней не так давно - вернее будет сказать, прочитала. Название Portal мне попалось у одного ютубера, который на игры делает юмористические обзоры. Кстати, благодаря ему я узнала также и о шикарном Dishonored. Подборка видео из игры, озвучка и геймплей мне показались интересными, так что я для себя решила, что непременно ознакомлюсь - как-нибудь попозже. Но это попозже случилось уже на следующий день.
Главное меню
Торт - это ложь
Игру я приобретала по акции в Стиме - отдала каких-то триста рублей за две части (отзыв на вторую часть будет добавлен позже). Считаю, что это адекватная стоимость для двух игр.
"Portal" - это пространственная головоломка. Готовы принять вызов?
Все мы любим тортики
Системные требования радуют: игра пойдёт почти на любом компьютере, и при этом не займёт много места. С запуском проблем в виде вылетов и сворачиваний не возникло, ошибок не выдавало; во время игры багов и ошибок скрипта тоже не встречалось - всё работало как часы.
МИНИМАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ:
Операционная система: Windows 2000/XP/Vista
Процессор: Pentium 4 @ 1.7 GHz
Оперативная память: 512 Mb
Видеокарта: GeForce 3 / ATI Radeon 8500 с 128 Mb памяти
Звуковая карта: Совместимая с DirectX
Версия DirectX: 8.0
А также: Клавиатура, Мышь, Привод DVD ROM
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ТРЕБОВАНИЯ:
Операционная система: Windows 2000/XP/Vista
Процессор: Pentium 4 @ 3 GHz
Оперативная память: 1 Gb
Видеокарта: GeForce 7900+ / ATI Radeon X1900+ с 256 Mb памяти
Звуковая карта: Совместимая с DirectX
Версия DirectX: 9.0c
А также: Клавиатура, Мышь, Привод DVD ROM
А вот и наш торт
Игра была выпущена в 2007 году студией Valve Corporation, которая должна быть известна большинству геймеров своими играми Half-Life, с которыми, увы, я так и не познакомилась. Но всё ещё впереди. Portal, кстати, напрямую связан с Half-Life, однако знание сюжета последней для прохождения Portal необязательно. Я играла, не имея ни малейшего о Half-Life представления.
Ищем выход
Portal хорош для тех, кто любит игры, но у кого не слишком много времени (и ещё у кого нет заточенного под игры компьютера): сюжетная часть проходится быстро.
Порталы
Идём на другую сторону
Локализация также радует - вполне неплохой полный русский дубляж, хотя у игроков на этот счёт мнения расходятся, но у меня абсолютно нет никакого желания ругать наш русский дубляж. По сути, в этой игре говорящий только один персонаж - искусственный интеллект Гладос GLaDOS(Genetic Lifeform and Disk Operating System). Прошу не поправлять меня, Глэдос через э лично мне слух режет.
Попадаются также турели, которые говорят голосом Гладос, но количество реплик у них сильно ограничено. Звучание роботизированного голоса мне нравится, одобряю. В минусах кто-то отмечает плохой перевод на русский язык - всё возможно, игру с оригинальным английским языком я не проходила.
А на улицу выйти страшно
Ракетная турель
Сюжет не сказать, что лихо закручен и необычен. Игра с видом от первого лица; нам под управление даётся испытуемый - девушка, о которой практически ничего неизвестно, и сама она предпочитает ничего не говорить. Мы оказываемся в Aperture Science - лаборатории, занимающейся исследованием природы порталов. С нами на связи Гладос - искусственный интеллект, который сообщает о начале испытаний и информирует нас на каждом уровне. Наша задача пройти около двух десятков уровней разной сложности - на каждом уровне свои трудности и препятствия. Нам предстоит благополучно добраться до выхода из уровня, имея в руках портальную пушку. Устройство, создающее порталы на различных поверхностях (но не на всех) - на потолке, на стенах и на полу.
Думаем, где лучше разместить порталы
Оранжевый портал
Синий портал
Экспериментальный центр заботится о физическом и психологическом здоровье участников испытаний. По завершении программы вам предложат тортик и возможность выговориться перед дипломированным сочувственным слушателем. Благодарим вас за помощь в помощи нам помогать всем вам.
Нас ждёт торт
Сюжет нам раскрывается исключительно в диалогах (точнее, в монологах, поскольку говорит тут только Гладос) - объектов повествования нет. Хотя на некоторых локациях можно обратить внимание на стены и посмотреть послания, которые оставили до нас предыдущие испытуемые. И многое начнёт вырисовываться...
Подсказки от других подопытных
Игровой процесс втягивает почти сразу же, поскольку управление достаточно простое и понятное. Стандартные клавиши движения, возможность кругового обзора, стрельба из портальной пушки клавишами мыши, хватание предметов. Игра заставляет напрягаться и думать, но едва ли задания основной сюжетной компании можно назвать слишком трудными. Зачастую выход неочевиден, поэтому надо осматриваться, просчитывать ходы наперёд и пробовать различные варианты. Во многом мне "Портал" напоминает игры-головоломки на кнопочных телефонах.
Падать вниз опасно
Выход впереди
По сюжету нам предстоит одолеть 19 уровней, и первые, наверное, десять из них достаточно простые, но нужные для понимания. А вот дальше задачи ставятся всё труднее и труднее. Оказавшись на уровне, как правило, мы должны проложить путь к выходу - обычно это означает, что нам предстоит запустить какой-нибудь механизм, который работает от контакта со специальным грузовым кубом. Ага, вот мы видим платформу, а почти под самым потолком видим кабину, в которой заточён грузовой куб. В кабину можно попасть, только заставив её двери работать; для этого ищем источник питания - нашли, теперь думаем, как заставить работать уже его. Чаще всего рядом с источником питания есть устройство выпускающее энергетические шары - но эти шары, как попрыгунчики, скачут от стены к стене, от пола к потолку совершенно хаотично, и не дай Бог они попадут вам в голову. Так что ищем способ заставить неугомонный шар попасть чётко в гнездо источника питания.
Кубы дают энергию
Источник питания и портал
Портальная пушка создаёт два портала: один - вход, другой - выход, и важно в них не запутаться. Открывать порталы где угодно не выйдет - есть такие поверхности, где не получится ничего создать. Это можно понять по маячку прицеливания из пушки - если на поверхности сделать портал нельзя, две дуги будут пустые внутри. И наоборот - если поверхность годится для портала, две дуги будут внутри окрашены.
Нельзя создать портал
Можно создать портал
Препятствий предстоит достаточно много: смертоносная жидкость на полу, скачущие энергетические шары, вражески настроенные турели и просто моменты, где тебе надо оказаться на противоположной стороне огромной локации - но там нигде нельзя создать портал. Как же тогда быть? При входе на уровень смотрим на табло с краткой информацией - там нередко есть очень полезные подсказки. Физику в этой игре никто не отменял. Закон сохранения энергии позволит нам преодолевать огромные расстояния.
Поразительно! Вы сумели сохранить решимость и присутствие духа в специально созданной атмосфере глубочайшего пессимизма.
Меры безопасности
Что быстро влетает - то и быстро вылетает
Тяжеловатым для меня оказался уровень с несколькими платформами - одна выше другой; по этим платформам мы можем попасть к месту выхода, но всё опять упирается в вопрос: а как на этих платформах оказаться, если порталы можно создавать только на их поверхности, чего трудно сделать, стоя в самом низу? Потом, конечно, понятно становится, что тут у нас снова закон сохранения энергии. Открываем портал на ближайшей низкой платформе, потом идём к обрыву, который заканчивается ровным полом, создаём портал уже там и прыгаем вниз. Выпрыгиваем на первой платформе, нас подкидывает высоко вверх, где нам открывается вид на другие платформы. Но надо успеть сообразить, какой там нужен портал, ведь обратно мы будем падать в тот портал, из которого вылетели. Ещё и умудриться надо не промахнуться, выстреливая из пушки. И таким образом прыгаем до самой высокой платформы. То ещё удовольствие, но приноровиться можно.
Меры безопасности и советы
Даже последняя камера, где будет испытание на время, не показалась мне такой сложной, хотя я терпеть не могу, когда меня во времени ограничивают.
Время пошло
Опасности
Подвижные платформы
От смертоносных турелей, которые стреляют на поражение, можно только прятаться за ограждениями или предметами. Кстати, в игре можно хватать различные предметы. Чаще всего на помощь приходит грузовой кубик, за котором удобно притаиться.
Берём кубик
В сюжетной компании турели также можно перехитрить - никто не говорил, что под ними нельзя создавать порталы или даже незаметно заходить сзади и хватать, чтобы потом куда-нибудь скинуть. Наконец, на некоторых уровнях можно использовать против них энергетические шары и через опять же порталы заставлять их лететь прямо в турели.
Несколько турелей, шар и бассейн, в котором нельзя купаться
Радостная новость состоит в том, что в игре можно сохраняться хоть каждую секунду. Спасибо, разработчики, сэкономили игрокам кучу нервов и времени - я, правда, что-то не нашла кнопки быстрого сохранения, пришлось сохраняться через игровое меню. Но всё равно такой момент несказанно облегчает всё прохождение.
Кубик
Вся сюжетная компания отнимает совсем мало времени - по крайней мере, первая половина игры проходится с первого раза, дальше уже надо оценивать обстановку; но в целом сюжет проходится где-то за два часа. Для тех, кто играет повторно уже гораздо быстрее - за полтора, а то и меньше. Я первый раз игру прошла буквально за один вечер; сама от себя не ожидала - но уж очень втянул игровой процесс; хотя я садилась играть чисто в ознакомительных целях - посмотреть на первых минутах оформление, управление и атмосферу. А дальше меня понесло 😊
Врагов можно лишь перехитрить
Но помимо сюжет в игре есть также усложнённые камеры - вот там реально придётся тяжко. Как правило, все эти камеры скопированы с камер в сюжетной компании, только добавились дополнительные сложности. Например, всем известный уровень, где на каждом углу стоят турели. В сюжетной компании мы их кидали в сторону или телепортировали в другие место; здесь же это сделать не получиться - турели защищены специальными решётками, а значит, сделать с ними ничего нельзя. Только прятаться и вовремя телепортироваться.
Турели
Можем зайти "за спину"
В этом положении турель для нас не опасна
Персонажей в игре мало. Главная героиня, которой мы управляем, - молодая женщина по имени Челл. О ней неизвестно практически ничего, даже её имя можно узнать лишь из открытых официальных источников. Ясно лишь, что она входит в число испытуемых в лаборатории. Челл не говорит ни слова - ни в первой части, ни во второй (видно, экономят на актёрах озвучки). Создавая несколько порталов, мы можем увидеть её внешность.
Челл
Челл одета в униформу испытуемого, а к её ногам крепятся специальные устройства, защищающие ноги от травм при падении с высоты. В официальных статьях также числится, что внешность Челл подарила малоизвестная актриса и режиссёр Алесия Глайдвелл.
Трудно разглядеть лицо Челл вблизи
Гладос (ну или Глэдос, кому как больше нравится) - искусственный интеллект, обладающий сознанием и тягой к общению; Гладос словоохотлива и всегда на связи. Ей подконтрольны почти все системы лаборатории. Некоторые умозаключения Гладос так и просятся в цитатник. Потрясающий юмор в игре:
Поместите экспериментальный утяжелённый грузовой куб на одна тысяча пятьсот мегаваттную экспериментальную сверхпрочную сверхударную сверхкнопку.
А вы знаете, что у вас есть уникальная возможность пожертвовать один или несколько жизненно важных органов в фонд повышения девичьей самооценки? Это правда!
Испытания часто вызывают такие побочные эффекты, как мнительность, галлюцинации и одушевление неодушевленных предметов. Экспериментальный центр напоминает вам о том, что грузовой куб не может угрожать перерезать вам горло и даже не умеет говорить.
Замечательно. Вы начали понимать, как проход через портал влияет на кинетическую энергию тела, а именно — никак. Между порталами продолжает действовать закон сохранения энергии. Говоря языком дилетанта, что быстро влетает, то быстро и вылетает.
Компьютеры
Угроз от Кубика я не слышала
Графика кажется уже устаревшей, но сильно бросающихся в глаза недостатков я не нашла. Даже бы сказала, что мне графика понравилась. На локациях всё скромно и минималистично, но на них приятно находиться - мало на что отвлекаешься и сосредотачиваешься на основной задаче. По цветовой гамме всё очень спокойное и даже немного тёплое - не ощущается в общем оформлении мрачность.
Что интересного нам покажут по ТВ
Зловещие лестничные пролёты
От выстрелов турелей на стене и полу появляются размытые пятна крови. (в среднем Челл может выдержать три-четыре выстрела, прежде чем погибнуть)
Пятна крови
Такую графику тянет любой компьютер без лишних нагрузок, так что советую к этой игре приглядеться тем, кто ещё сыграть не успел.
Смотрим на стрелки
Музыкальное сопровождение скудненькое, в основном, на фоне слышатся звуки работающих механизмов, хотя на некоторых этапах игры, если прислушаться, можно распознать приятную успокаивающую фортепианную мелодию. По радиоприёмникам постоянно играет музыка, которую первый раз я ошибочно приняла за латиноамериканскую. И музыка, звучащая на последнем уровне игры тоже крутая!
Без радио никуда
Общие впечатления самые положительные. В игре "Portal" поразительным образом сочетается тренировка мозгов с душевным отдыхом. Игра в меру сложная, но не отнимающая все нервные клетки, отличный баланс! Игра именно интересная, а не труднопроходимая (для любителей невыполнимых задач есть отдельные испытания). А ещё увлекательная и очень атмосферная. Да, основная сюжетная компания совсем короткая, но помимо неё существуют усложнённые камеры и камеры на определённое число шагов и минут. Не хотите быстро расставаться с "Порталом" - тогда вперёд выполнять задачи более высокой сложности.
Источник питания
Игра идёт на любой компьютер, не занимает много места и не раздражает ошибками и вылетами. Да, современному игроку графика "Портала" может показаться слишком примитивной; но если графика в игре - последнее, что вас будет волновать, то советую не откладывать знакомство надолго.
Есть движущиеся платформы
В качестве придирок можно назвать сюжетный сценарий и отсутствии информации о главной героине Челл. Но в рамках такой короткой игры, я считаю, это выглядит простительно.
Ещё одна опасность
Минусы:
короткая сюжетная часть;
молчаливая главная героиня, о которой ничего неизвестно.
Плюсы:
идёт на любой компьютер;
простая, но приятная графика;
великолепный юмор;
увлекательные головоломки с неочевидными решениями;
хорошая музыка (хоть и нечасто играет);
атмосферно.
Разбиватель сердец
Конечно рекомендую. И конечно пять звёзд. Великолепная игра - это вовсе не та игра, которая занимает у вас 20+ игровых часов. Иногда краткость действительно сестра таланта.
Играла в нее во времена учебы в школе, где-то в двухтысячных... такая старая головоломка. (после прохождения half-life (люблю ее безмерно)). Любопытный ребус, действительно затягивает
Я не сомневаюсь в том, что там все очень жизненно. Я сомневаюсь в своих нервах, которых на финальных боссов мне может не хватить Спасибо, мне ещё в Бордерлэндс и Фар Край играть
Half-Life хорош, я его люблю) Half-Life 2: Nightmare House особенно. Недавно перепроходила как раз. Главный герой там тоже молчалив, кстати 😊 Надо будет и Portal тоже заценить - раз ресурсов много не требует, значит, и на том ПК, который у меня сейчас, пойдёт
Сначала гонять с бластером, а потом получить тортик - как мило. Меры безопасности на плакате прикольные. Задумка класная, но графика немного мрачновата.
Привет) Да, знаю, что ХЛ в своё время перевернула весь игровой мир, но вот буквально на днях посмотрела на ютубе одно видео - в какой-то части там ждёт слишком адовый финальный босс, а я пока Бордерлэндс прохожу, где боссы один адовее другого, пока что нервов мало на кого-то другого 😁