"Ахматова и Маяковский: встреча, которой не было" - литературно-музыкальная постановка с таким необычным и занимательным названием прошла осенним вечером 12 ноября на сцене театра Модерн в тандеме с камерным оркестром "Виртуозы Москвы". Все мы, зрители, на один вечер превратились в посетителей знаменитого кабаре "Бродячая собака", которое гипотетически и могло быть тем самым местом встречи двух гениальных поэтов, и перенеслись из величавой и шумной Москвы в богемный Петербург, окунувшись в чарующую атмосферу культурного феномена, получившего название название Серебряного века и подарившего русской литературе целую плеяду ярких имён и новых направлений.
Акмеизм, центральной фигурой которого стала Анна Ахматова, и футуризм с его основным персонажем Владимиром Маяковским были одними из ключевых литературных течений, которые имели разный взгляд на искусство и поэзию. Именно эта противоположность взглядов и стала основополагающей для сравнительной статьи Корнея Чуковского о двух признанных мастерах литературы Серебряного века, которая и легла в основу постановки.
Оформление сцены для этого музыкального вечера ярко подчеркнуло разницу во взглядах двух поэтов, но в то же время и обозначило их величие: только два кресла присутствовало на площадке, оба пышно оформленные, изящные, внушительные, но у Маяковского - более эффектное, претенциозное, с позолотой, как символ его поэзии: яркой, громко заявляющей о себе, с мощной энергетикой, с оттенком скандальности. А у Ахматовой кресло более строгое, лаконичное, более классическое, не вычурное, без крикливого оформления, тоже под стать её творчеству: лирическому, одухотворенному, не громкому, без шумных лозунгов, одухотворенному.
Владимира Маяковского блестяще воплотил актёр Юрий Анпилогов, один из ключевых актёров театра Модерн, невероятно талантливый, сумевший поразительно точно вжиться в образ поэта и передавший с исключительной точностью даже его мимику, порывистость, эмоциональность и экспрессивность. Его потрясающее исполнение поэмы "Флейта-позвоночник" не оставило в зрительном зале равнодушных: максимально откровенное, трогательное, при этом безумно трагичное, раскрывшее всю боль и обречённость любви поэта к Лиле Брик.
Роль Анны Ахматовой исполнила актриса Юлия Авшарова, актриса "Театра на Покровке", которая также стала одним из создателей и автором этой инсценировки. В её исполнении также хотелось бы отметить глубину погружения в образ поэтессы, знаменитый своей величественной и гордой осанкой, выразительностью, одухотворенностью.
Рефреном постановки стала музыка композиторов эпохи Серебряного века, подобранная с особой тщательностью музыкальным руководителем проекта Алексеем Лундиным: симфониетты Мясковского для струнного оркестра и "Мимолетности" Прокофьева как отражение характеристики творчества Ахматовой, озвученной Чуковским, а именно "незаметно, украдкой, потому что Ахматова вообще не выносит ничего демонстративного, назойливо-громкого. Она вся в намеках, в еле слышных словах, еле заметных подробностях". И ярко, на контрасте, звучит скерцо для скрипки и струнного оркестра Галынина, под стать Маяковскому: динамично, громко, экспрессивно, выразительно и эмоционально. Финальным произведением выбран "Вокализ" Рахманинова, считающийся одним из символов эпохи Серебряного века. Как упомянул искусствовед Владимир Горячих, в музыке этого произведения глубокая печаль, окрашенная какой-то невыразимой нежностью; в ее льющейся мелодии – удивительная широта, вызывающая в памяти бескрайние русские просторы. Блестящее исполнение всех музыкальных произведений оркестром "Виртуозы Москвы" в полной мере доносило до зрителей всю их сложность, красоту и изящество.
Не смотря на небольшую продолжительность постановки - всего час с небольшим, актерам и оркестру в полной мере удалось передать атмосферу, характеры, образы эпохи Серебряного века и его ключевых представителей, Ахматовой и Маяковского.