“Pax Romana” — одна из книг в литературном цикле «Безделушка».
По хронологии она идет до «Наталье. Из Колумбии с любовью», где в военном госпитале главный герой просыпается от комы. Так вот, во время той комы, после серьезного ранения в Берлине 45-го, Франц и переносится в Древний Рим в качестве раба некоего военного трибуна Гая Марция.
И это невозможно, конечно, какая аутентичная вещь, даже среди книг г-на Вертфоллена. Не как все фильмы и сериалы о том времени, где ты видишь все эти знакомые лица со знакомым образом мыслей, а весь антураж все равно разит голливудом.
Здесь тебе словно по венам пускают это ощущение города, запахи, вкусы еды, роскошь элитных вилл, тяжесть тканей на людях и золото закатов, колорит местных нравов и красоту (некоторых) девушек.
А видеть всё это глазами Франца, в котором одновременно пересеклось столько времен, людей, культур, и за восприятием которого ты совершенно не поспеваешь — обеспечивает не сходящими с тебя мурашками на все минуты просмотра серии, да и долго после. И эффект не сходит, сколько одну и ту же серию не пересматривай, для обычного человека они бездонны, я проверяла)
И мне нравится как поэма не только показывает тебе менталитет римлян, что да, уже само по себе вызывает «вау!». Ведь обычно людей других эпох ты можешь немного прочувствовать разве что из книг или лекций очень неглупых историков, которые пол своей жизни посвятили одному конкретному периоду, да и то — всё как-то в теории. А здесь наблюдаешь диалоги, и в некоторые моменты особенно замечаешь, что, черт, в какие-то совсем другие стороны у человека крутятся в голове шестерёнки. Местами эта разница в головах твоей и их может нехило так удивлять, ощутимо пошатывая что-то... узколобость твою, должно быть.
И наверное я бы поразилась, узнав, что автор отнюдь не узкий историк-специалист по Древнему Риму, но будучи давней участницей «Вакцины от идиократии» уже так не удивляюсь, ну разве что чуть-чуть.
Так вот, поэма не только дает прочувствовать эту разность в менталитете, но и помогает четче понять для себя сам этот концепт. Потому что, когда какие-то люди нас не понимают, и при этом они другой расы, религии, национальности, — по лени и нежеланию разбираться в деталях, слишком часто возникает соблазн спихнуть всё на менталитет.
А это неправильно, потому что на деле оказывается, что это лишь крошечная надстройка в людях, а мотивации, страхи и другие слабости все делят одни и те же.
Это отлично чувствуется по отношениям Германца (Франца) с любыми персонажами поэмы, от солдат и рабов до сенаторов и Нерона.
Как это в любой другой стране и эпохе происходило с любыми людьми рядом с Францем — они все очень ждали от него эмоционального наполнения, что он все за них продумает и их направит.
И когда ты видишь, что даже такой имеющий стальную хватку Марций, даже такой цепкий беспринципный Вар, через какое-то время рядом с Германцем превращаются в обычных пятилетних мальчиков, что ждут указаний и похвалы от мамы, —понимаешь, как все люди по своей сущности одинаковы. Никто не хочет думать, никто не хочет ничего решать, все ждут мамы с кнутом и пряником.
Эти вещи в людях не менялись тысячи лет. И если какие-то общества и режимы и оказывались успешнее остальных, то лишь по осознанной воле конкретных людей, что были гораздо больше и чище масс и сумели заложить в этих людей хоть какую-то способность к порядку.
Но именно там, где этой осознанной воли становится недостаточно, и рушатся империи. Не сразу, конечно — десятилетиями, а то и столетиями поддерживаясь по инерции и незаметно сваливаясь во всё больший хаос. Да наверняка даже этот конфликт между Варом и Марцием без вмешательства Германца был бы гораздо более мелочным и кровавым.
А когда Германец после сильнейшего отравления ядом себя по кусочкам собирает, чтобы смочь донести важное; когда после очередного часового мозговставления, видя непонимание в глазах человека, заставляет себя формулировать еще понятнее и лучше (когда тебе бывает лень с родными договориться, кто посуду после ужина помоет) — понимаешь, как это раз за разом личный выбор Франца, что берет на себя в миллионы раз больше ответственности, чем кто-либо вокруг.
А ты сам такой бесформенный мышонок, потому что таким в любой крохотной ситуации выбираешь быть, — здесь ничего предрешенного, лишь твое решение.
Поэтому, если вы надеялись, что Францу хотя бы на время комы выпадет небольшой отпуск от необходимости расчищать человеческую глупость, то... зря.
Но вы совсем перестанете об этом жалеть, когда своими глазами увидите, насколько эпичными получились на этот раз его приключения. В общем, это надо видеть, всем. Берите себе поэму.