Опубликовано 20 Август, 2016 - 17:26

"Стоик" - третья часть знаменитой трилогии желания Теодора Драйзера.

Мне показалась любопытной одна особенность.

  • "Финансист" написан в 1912 году, когда Драйзеру был 41 год.
  • "Титан" написан в 1914 году, когда Драйзеру было 43.
  • "Стоик" не закончен, но все самое главное дописано перед самой смертью, когда писателю уже было 74 года.

"В чем же особенность?" - спросите вы. А в том, что писатель постарел вместе с Фрэнком Каупервудом и умер вместе с ним, пережив его на несколько глав.

  • Последняя треть романа дописывалась перед смертью, а значит взгляды престарелого Драйзера напрямую отражены в ней. Как Л.Н. Толстой в конце "Войны и мира" поместил свои размышления, так и здесь писатель вкладывает взгляды и выводы, накопленные за 74 года, в голову Беренис.

Трилогия хороша, "Стоик" - лучшая ее часть. До нее нужно дочитать, но оно того стоит.

Просто удивительно, подумал он, как много можно сделать с человеком, если отнестись с должным вниманием к его вкусам, слабостям, к его желаниям.

Я вывела своеобразный критерий стоящего произведения. Если после прочтения ты анализируешь то, что тебе подали, то произведение хорошо. Дело в непроизвольном анализе. Не когда ты отчаянно ищешь мысль, за которую можно ухватиться. Вот оно, то, на что можно обратить внимание. А когда ты не ставишь такой цели, не думаешь над замыслом, а он сам перед тобой разворачивается, опутывая своими ветвями.

Ах, если бы все это можно было объять! Вооружиться знанием, проникнуть пытливой мыслью, найти какой-то смысл, оправдание жизни! Неужели и ее собственная жизнь сведется всего-навсего к трезвой, расчетливой, бездушной решимости занять какое-то общественное положение или заставить признать себя как личность? Что пользы от этого ей или кому-то другому? Разве это принесет красоту, вдохновенье? Вот здесь… сейчас… в этом месте, пронизанном воспоминаниями прошлого и лунным светом, что-то говорит ее сердцу… словно предлагая ей мир… покой… одиночество… стремление создать нечто невыразимо прекрасное, что наполнит ее жизнь, сделает ее осмысленной и значительной.

Дело разворачивается теперь в основном в Лондоне, иногда герои перемещаются в Нью-Йорк. Появляются новые финансисты, новые компаньоны, загадочный "друг" Эйлин. Новые истерики жены Каупервуда, новые любовницы и его последняя воля.

 

Надо принимать вещи такими, как они есть, и пользоваться ими с наибольшей для себя выгодой.

  • Каупервуд верен себе и своим идеалам до самого конца.
  • Каупервуд не признает ошибок. Он мог изменить Эйлин (помочь измениться), а не жаловаться, что она ему не подходит.
  • Своеобразная любовь Беренис.

Эта мысль не столько раздосадовала, сколько позабавила его: он прекрасно знал, что, как бы человек ни трудился при жизни — хорошо или плохо, — не много на свете таких людей, чьи могилы осыпают цветами через десятки лет после их смерти.

Конец оказался для меня горьким. Я не ожидала этого. Если Атлант держит небо на своих плечах, то что случится, когда его не станет?

Если все солнца зайдут, луны обратятся в прах, будут исчезать мир за миром, — что тебе до этого? Стой непоколебимо, как скала, — тебя уничтожить невозможно.

makaronka8рекомендует
Читать все отзывы 13
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
Давно хочу прочесть всю трилогию. Обожаю Драйзера, один из любимых моих писателей.
21.08.2017
Только что закончил Титана. Хорош, но сильно много "бабьего мелодраматического мыла", хоть конечно же и обворожительно написанного, но все же. По сравнению с финансистом поменьше "финансовых махинационных приключений" главного героя, на которые лично я делал ставку. Но как раз дела Каупервуда в Титане написаны поспешно и не раскрыты полностью. Третья часть подозреваю будет совсем п*здострадальческая, но все же читну, но с перерывом. Третью часть Драйзер писал не в старости. Большинство он написал сразу после Титана плюс-минус, а потом забил. А перед смертью решил закончить, но слегка не успел..
Другие отзывы
Читать все отзывы 13
Смотрите также