"Стоик" - третья часть знаменитой трилогии желания Теодора Драйзера.
Мне показалась любопытной одна особенность.
- "Финансист" написан в 1912 году, когда Драйзеру был 41 год.
- "Титан" написан в 1914 году, когда Драйзеру было 43.
- "Стоик" не закончен, но все самое главное дописано перед самой смертью, когда писателю уже было 74 года.
"В чем же особенность?" - спросите вы. А в том, что писатель постарел вместе с Фрэнком Каупервудом и умер вместе с ним, пережив его на несколько глав.
- Последняя треть романа дописывалась перед смертью, а значит взгляды престарелого Драйзера напрямую отражены в ней. Как Л.Н. Толстой в конце "Войны и мира" поместил свои размышления, так и здесь писатель вкладывает взгляды и выводы, накопленные за 74 года, в голову Беренис.
Трилогия хороша, "Стоик" - лучшая ее часть. До нее нужно дочитать, но оно того стоит.
Просто удивительно, подумал он, как много можно сделать с человеком, если отнестись с должным вниманием к его вкусам, слабостям, к его желаниям.
Я вывела своеобразный критерий стоящего произведения. Если после прочтения ты анализируешь то, что тебе подали, то произведение хорошо. Дело в непроизвольном анализе. Не когда ты отчаянно ищешь мысль, за которую можно ухватиться. Вот оно, то, на что можно обратить внимание. А когда ты не ставишь такой цели, не думаешь над замыслом, а он сам перед тобой разворачивается, опутывая своими ветвями.
Ах, если бы все это можно было объять! Вооружиться знанием, проникнуть пытливой мыслью, найти какой-то смысл, оправдание жизни! Неужели и ее собственная жизнь сведется всего-навсего к трезвой, расчетливой, бездушной решимости занять какое-то общественное положение или заставить признать себя как личность? Что пользы от этого ей или кому-то другому? Разве это принесет красоту, вдохновенье? Вот здесь… сейчас… в этом месте, пронизанном воспоминаниями прошлого и лунным светом, что-то говорит ее сердцу… словно предлагая ей мир… покой… одиночество… стремление создать нечто невыразимо прекрасное, что наполнит ее жизнь, сделает ее осмысленной и значительной.
Дело разворачивается теперь в основном в Лондоне, иногда герои перемещаются в Нью-Йорк. Появляются новые финансисты, новые компаньоны, загадочный "друг" Эйлин. Новые истерики жены Каупервуда, новые любовницы и его последняя воля.
Надо принимать вещи такими, как они есть, и пользоваться ими с наибольшей для себя выгодой.
- Каупервуд верен себе и своим идеалам до самого конца.
- Каупервуд не признает ошибок. Он мог изменить Эйлин (помочь измениться), а не жаловаться, что она ему не подходит.
- Своеобразная любовь Беренис.
Эта мысль не столько раздосадовала, сколько позабавила его: он прекрасно знал, что, как бы человек ни трудился при жизни — хорошо или плохо, — не много на свете таких людей, чьи могилы осыпают цветами через десятки лет после их смерти.
Конец оказался для меня горьким. Я не ожидала этого. Если Атлант держит небо на своих плечах, то что случится, когда его не станет?
Если все солнца зайдут, луны обратятся в прах, будут исчезать мир за миром, — что тебе до этого? Стой непоколебимо, как скала, — тебя уничтожить невозможно.