Пожалуй, это единственный мультфильм советской студии
"Арменфильм", который знаменит не столько сюжетом и неповторимой анимацией с колоссальным множеством интересностей визуального ряда разной степени эпичности, сколько своей песней, слова и музыка которой угадывается буквально с любой отметки её звучания.
И которая по хронометражу занимает добрую треть собственно самого мультфильма.
Отчасти суть идеи раскрывается в диалогах героев, отчасти в этом чудном саундтреке.
Роберт Саакянц, не изменяя себе, копает глубоко. И за с виду простенькой историей традиционно по мотивам всё тех же армянских сказок скрываются правильные, всегда актуальные мысли, кои усвоить никому бы не помешало.
В жизни огромны соблазны, окружающие нас. Блага материальные то и дело сулят нам совершенно незнакомые люди, организации и прочее.
Но всегда стоит держать ухо востро и глядеть в оба, потому что, как подсказывает логика и здравый смысл, "если звёзды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно" (В. Маяковский), значит, обязательно чем-то придётся пожертвовать и отнюдь не на пользу себе.
Примерно в таком ключе подаётся незамысловатый сюжетец
"В синем море, в белой пене ...".
Морской царь, заточённый годами в бутылке, был пойман в сети стариком-рыболовом и его внуком. Кстати, дедушка - постоянный участник проектов Саакянца. По всей вероятности, отличная актёрская игра и обаятельная внешность подкупают режиссёра, и кастинг старик проходит на "ура" раз за разом
Мальчик попадает в плен к Владыке Морей, который замышляет женить его на единственной дочери и удостоить чести быть наследником. Однако для этого юноша должен топить корабли. Но всё внутри него противится этому. И он хитростью заманивает правителля обратно в кувшин, закупоривает сосуд и спасается.
Очень своеобразно показан нам подводный мир, где помимо вполне привычных рыб и других океано-морских обитателей встречаются, к примеру, этакие пародии на чешуйчатых-инструментов. Все мы знаем рыбу-меч и рыбу-молот. Так вот их семейство пополняется рыбой-пианино и рыбой-барабанной установкой
Здесь осьминог благополучно подменяет пятерых музыкантов, одинаково виртуозно владея и скрипкой, и банджо.
А как прозорливо и проницательно, словно зная наперёд наши демократические дни, сумели создатели обличить концепцию капитализма (золотые сундуки), гламурных девиц (нестандартная русалка с пышными ботексными губами, выгуливающая маленькую рыбку. Чем не карманная собачка?
), вседозволенность мигалок (они же "синие ведёрки") (мальчика в царском одеянии сопровождает морской кортеж).
И поверьте на слово, это всего лишь малая толика аллюзий, отсылок, намёков и подражаний.
Весьма развёрнутый анализ можно увидеть
тут (в разделе
"Интересные факты"). Википедия вам в помощь, друзья!
Я же, подводя итог, с огромной радостью и гордостью, что такое мультипликационное произведение искусства было снято в нашем великом и горячо любимом СССР, рекомендую к обязательному и безоговорочному просмотру