Авантюрная Лидия Раевская заметно выделяется на фоне писателей-самоучек. Ее произведения стоит полюбить уже за то, что они искренние, честные, без витиеватых орнаментов и немыслимых фантазий. Во время чтения ловишь себя на мысли, что все вот так и есть. Вот такая она, настоящая жизнь и любовь.
Достижений Лида ещё никаких не достигла, но она надеется, что всё у неё ещё впереди. Понять - какая она, Лида Раевская - практически невозможно. Даже опытный психиатр голову сломает, копаясь в Лидиных внутренностях. Единственное, что можно про неё сказать - в жизни она такая же как в своих рассказах. (На этом месте пропускаем три абзаца, ибо обзывать саму себя рука не поднимается). Лиду можно любить, или ненавидеть. Третьего просто не дано. В любом случае, она очень рада тому, что равнодушным она не оставляет никого.
"Билет на вчерашний трамвай" - это история женщины, которая пытается восстановить из обломков свою жизнь, влюбляясь в мужчин, которые недостойны ее, и отвергая тех, кто мог бы составить ей хорошую партию. В общем, поступает так же, как все мы.
Конечно, сразу видно, что это пишет простой человек, без специального образования. Хотя, кто знает - получается ли писать так же душевно у тех, кто этому учился?
Это просто рассказ, повествование подруги, достаточно художественное и честное.
Главная героиня - Ксения Фролова. Мне очень нравится ее портрет, созданный автором. Впрочем, несложно догадаться, что Ксения - это Лидия. Автобиография, в общем.
О своих недостатках Ксения говорит так же, как о своих достоинствах. О минусах даже чаще. Критикует себя, но в меру... Не строит из себя мать-героиню, открыта людям.
На ее пути встречается яркий букет из разного рода переживаний. Знакомство в интернете, знакомство на работе, дурная начальница и ее субтильный сынок, пошлая подруга и клубы. Не подумайте, что она превратилась в девицу легкого поведения.
Она ищет любовь, но часто встречает не тех, и периодически хочется забыться... Уйти из водоворота безденежья и одиночества. Похоже, что на этом свете ее держит только безмерная любовь к Дюшесу (Андрюшке - сыну).
Язык повествования - легкий и удобоваримый. Стиль - разговорный. Встречаются нецензурности, но без них Раевская не была бы собой. Напротив, благодаря этому, я лично почувствовала себя в своей тарелке, будто Лида-Ксеня - моя подруга.
Местами умираешь от хохота, местами - плачешь от сочувствия. Неловко задумываешься: а ведь сколько нас, таких обычных, стремящихся к любви женщин? Да все мы такие. Тянемся к одному и тому же. Результат вроде бы и разный, но на самом деле всего два пути: "получилось" и "не получилось".
После книг Раевской я чувствую себя проще и свободнее. Признаюсь, воспитывали меня на совсем другой литературе, в которой любовь - красивая, как и муж. Ну и зря. Меньше было бы разочарований. По крайней мере, пример Ксении тому подтверждение. Она преодолевает все препятствия практически водиночку, показывая небывалое мужество женщины того типа, который мог бы сформироваться только в конце эры СССР.
Кому-то творчество Лиды покажется простецким дамским романчиком, а кто-то сразу влюбится в автора (как я). В любом случае, равнодушных нет - и я уже говорила об этом. Это нечто большее, чем просто истории из жизни. Мы часто проходим мимо возможностей, грустим о случайностях, не замечаем мелочей. А ведь именно из них складывается наша жизнь...