Опубликовано 1 Ноябрь, 2023 - 23:04

С рассказом Ирины Велембовской "За каменной стеной" я познакомилась благодаря драме "Молодая жена" (отзыв здесь), которая является его экранизацией и входит в список моих любимых советских фильмов. Узнав, что он был снят по книге, сразу нашла её в интернете, читала онлайн. Рассказ небольшой (электронно на сайте было 16 страниц), можно прочитать за один присест.


Честно говоря, так сразу и не скажешь, чего между книгой и фильмом больше: общего или различий.
Из общего сюжет, где девушка после предательства жениха соглашается, выйти замуж за нелюбимого мужчину значительно старше её. Те же самые действующие лица и имена. В фильме переименовали лишь продавщицу Тамару, которую в книге зовут иначе. На экране ей вообще отведена куда бОльшая роль. Зато в книге есть другой персонаж - директор колхоза, - которого из "Молодой жены" решили исключить. Перекликаются некоторые сцены и диалоги, но не один в один. Вот собственно и все совпадения.

 

Различий, на мой взгляд, куда больше.
Первое и самое очевидное - это название. Фильм переименовали, хотя в названии "За каменной стеной" есть хорошая смысловая нагрузка. Во-первых, зовя Маню замуж, Алексей обещал, что за ним она будет, как за каменной стеной. Так и вышло, но совсем не в том значении, какое обычно приписывают этому выражению. Он стал для неё холодной стеной, непрошибаемой ни лаской, ни укором. Стеной, которой он закрыл жену от людей, отгородил от общества. Во-вторых, дом Алексея, в который он привёз Маню после свадьбы был каменным и очень холодным. Девушка здесь часто мёрзла, вспоминая тёплый и уютный родительский кров.

 

Что касается внешности и характеров персонажей, то тут тоже мало общего с экранными двойниками. Разве что подруга Мани Валюшка в фильме похожа сама на себя. Тетка Агаша выглядит иначе и значительно моложе, чем фильме, и приходится Маняше вовсе не бабушкой, а родной матерью. А сама книжная Маня и внешне ну абсолютно другая, и по поведению, на мой взгляд, более бойкая и решительная.
Алексей в рассказе слишком белобрысый, со светлыми ("как вода") глазами. Его внешность описывается, как отталкивающая, хотя ничего прям уж кошмарного в ней нет. С актёром, сыгравшим Алексея в "Молодой жене" никакого визуального сходства.

А вот на характере Алексея я хочу остановиться более подробно, так как этот пункт меняет, по-моему, всю суть произведения, которую я вижу в фильме, и в этом, наверно, основное отличие.
В фильме Алексей грубоват, не умеет красиво ухаживать и проявлять свою симпатию, но он действительно любит Маню. Поэтому и задаривает её подарками, не знает, как иначе расположить жену к себе. Он очень ревнив, и в этом одна из главных причин их размолвок: не рад приходу подруги Вали (вдруг от братца весточку принесла); приходит особенно зол и угрюм, когда в гостях бабушка Агаша, ведь ему донесли, что видели Маню вместе с бывшим женихом; буквально рушит их семью, когда девушка собирается на учёбу в город, думая, что она найдёт там другого. Однако, остыв, он приходит в себя и искренне пытается всё исправить.
Книжный же Алексей - просто самовлюбленный эгоист. Конечно, Маня понравилась ему, как женщина, не без этого... Но женился он во многом и из корыстных целей. Нужна была хозяйка в дом, чтоб пахала не покладая рук на огороде и скотиной занималась. Кстати, скотина, интересовала Алексея больше, чем родная дочь, не видавшая от отца ничего доброго. Ходить за коровами и свиньями Маняше можно было, а как только она стала уделять много внимания (по мнению мужа) Люсе, так он тут же без предупреждений сплавил девочку в город к тётке. В рассказе это произошло на глазах у Мани, и выглядит эта сцена просто душераздирающе! Дорогими подарками муж Маню тоже одаривает, но по другой причине, больше для хвастовства перед народом. В остальных же моментах Алексей очень скуп, настоящий скряга. Отношение к старой тётке Анне вообще бесчеловечное. И, один из ключевых моментов, - он единоличник, всё для себя, а для людей ничего. Алексей один из лучших работников, но всё, что наработано, должно быть оплачено. Общественные работы и помощь колхозу - ни-ни)))
Сейчас такая позиция никого не удивит, и даже вызовет одобрение. А что плохого в том, что человек не хочет выходить на работу в выходной день или продаёт своё молоко, а не сливает его в общий котёл? Но тогда это осуждалось. За то, что Алексей во всём ищет выгоду для себя и трясётся над материальным, его недолюбливают. Из-за такой гнилой его натуры, не может с ним жить и Маня. А тётка Агаша вообще устроила ему скандал посреди села.

Так что, если в фильме акцент сделан на любовь, где люди работают над своими отношениями и заключительная сцена вселяет надежду на то, что они на пороге той самой "полной гармонии", то рассказ скорее об общественных и общечеловеческих ценностях, и финал совсем другой. Не смотря на тяжелые события, фильм получился светлым, и вызывает приятные эмоции. С книгой всё с точностью до наоборот.

Это же прослеживается и в истории с теткой Анной. В фильме она всегда была для меня просто пожилой родственницей, которая помогает овдовевшему племяннику справляться с дочкой и хозяйством. В книге же её судьба раскрыта более подробно, и страдает она от того, что не работала в свое время в колхозе, а "пошла по людям", стала холопкой, которую до старости все гоняют.
Чувствуйте о чем рассказ?... Это не про любовь.

Рассказ был опубликован в 1962 году, а экранизировали его уже на пороге 80-х. Конечно, за 20 лет настроение общества и нравы не могли остаться неизменными. Возможно, поэтому различий между книжной и кино- версией так много.

Вот ещё несколько интересных моментов:
- Повторюсь, что в рассказе Маня живёт не с бабушкой, а с матерью. Более того, у неё есть родной брат Виктор. А её подруга Валюшка вообще из многодетной семьи.
- В фильме немало сцен с подлецом Володькой, в рассказе же читатель его вообще не видит. Будучи в армии парень женился и сообщил об этом родным в письме. Вот и всё.
- Маня вышла замуж раньше своей закадычной подруги Валентины.
- Книжной девочке Люсе всего один годик, тогда как в фильме ей года 3-4. Без матери Люся осталась в 5 месяцев. Кстати, о первой жене Алексея Тоне и о том, как она умерла, в рассказе говорится более подробно (и это тоже определенная характеристика их семье...).

И это далеко не все! Если вам нравится фильм "Молодая жена" обязательно прочитайте рассказ, откроете для себя много нового.

Напоследок любопытное наблюдение:
Когда в фильме Алексей жалуется бабушке Агаше, что жена ведет себя "как маленькая", то та в ответ вздыхает, что ведь "не больно и велика".
В рассказе такой сцены нет, зато Агаша отступает от Мани с нравоучениями, узнав, что та собралась замуж за нелюбимого Алёшку, подумав про себя, что девке уж 20 лет сколько можно её учить, своя голова на плечах.
Вот так меняются взгляды на возраст)))

______________________________

Другие мои отзывы к книгам, по которым были сняты известные советские фильмы здесь:

"Дважды солгавшая" Валентин Черных (к/ф "Москва слезам не верит")

"Девчата" Борис Бедный (к/ф "Девчата")

"Вам и не снилось" Галина Щербакова (к/ф "Вам и не снилось")

Достоинства
  • Больше подробностей о жизни героев
  • Даёт почву для размышлений
Недостатки
  • Не всё найдет отклик у современного читателя
MarinaAlexрекомендует
Читать все отзывы 2
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
20.12.2023
Понравился фильм Молодая жена, спасибо за отзыв, а в рассказе какой финал? Развод?
05.02.2024
Даже не слышал про такой!
Другие отзывы
Смотрите также