Новинка издательства «Азбука». Неплохое и вполне бодрое продолжение культового романа Брэма Стокера «Граф Дракула».
Автор - Джонатан Барнс. Не путать с Джулианом Барнсом) Писал свободные продолжения из цикла о Шерлоке Холмсе, а теперь вот и до главного литературного кровососа всех времен добрался.
Джонатан Барнс - британский писатель, автор цикла романов — викторианских стилизаций на стыке нескольких жанров: литературного фэнтези и мистического триллера, с элементами от детектива до стимпанка.
Издательская аннотация.
Больше десяти лет назад Джонатан и Мина Харкер победили в Трансильвании графа Дракулу и вернулись в Англию, чтобы зажить нормальной жизнью. Но в мире кровавой вражды и предрассудков даже у мертвых врагов долгая память. Встреча старых друзей оборачивается внезапной трагедией, бесстрашный натуралист привозит с континента в Англию летучую мышь новой породы, двое случайно встретившихся в восточноевропейской глубинке английских джентльменов будто бы ненароком пробуждают древнее зло — и вот уже тьма наползает на британский архипелаг. А в странном недомогании молодой невесты лорда Годалминга Мина Харкер видит что-то пугающе знакомое...
Сюжет. Те же герои, но спустя годы. Джонатан и Мина воспитывают сына Квинси и поддерживают дружеские отношения с людьми, которые помогли им победить Дракулу. Здесь и знаменитый профессор Ван Хельсинг, и несчастный жених погубленной Дракулой Люси Вестенра – лорд Артур, и прочие знакомые читателю имена. Появятся и новые яркие герои.
Жизнь спустя годы после уничтожения графа течет привычная, спокойная, в чем-то даже скучная, но всё начинает стремительно меняться. Сначала уходит из жизни самый харизматичный герой Стокера – истребитель вампиров, эксцентричный Ван Хельсинг, затем начинает странно вести себя Квинси, жалуется на плохое психическое состояние молодая жена лорда Артура, да и у Мины с Джонатаном всё непросто.
– Кто вы, граф? – спросил я, снова каким-то жалким, писклявым голосом.
Он улыбнулся. Я увидел острые резцы, но не удивился и не отшатнулся. Я был словно загипнотизирован – оцепенел, как кролик перед удавом.
– Я – воплощение самого вашего сокровенного желания, мистер Солтер. Я – альфа. И я – омега.
Беды и неприятности щедро сыплются на героев, а между тем их личные неприятности лишь часть большой игры, которую затеяло древнее зло, явившееся в Лондон.
Каким же образом Дракула смог вернуться из небытия, если в первой книге с ним расправились в финале? Название как бы намекает, ну а остальное прочтете сами)
– Но как?.. – проговорил я. – Как вы позволили сотворить с собой такое?
– Так выбора-то нет, – прохрипел вампир. – Никакого выбора не дается. И когда она остановила меня на пустынной дороге – темноволосая красотка, пославшая меня сюда, –- я очень скоро понял, что страшно хочу, чтобы она меня изменила. В конечном счете мы все хотим этого…
Роман написан в эпистолярной форме, как и первоисточник: действие раскрывается в дневниковых записях, письмах, газетных статьях. Стилизация под Стокера довольно удачная. И правда кажется, что читаешь о событиях, написанных его рукой.
Но, конечно, не без авторских фишечек Барнса. Так, например, мне показалось, что в книге есть некое сходство с сюжетом «Штамма» и «Они жаждут». Все-таки каноничный Дракула не планировал повелевать городами и континентами, а также обращать людей в вампиров в промышленных масштабах. Но всё перечисленное как раз есть в упомянутых книгах.
– Если Вы, сэр, когда-нибудь прочтете это письмо, прошу Вас, сделайте то, что не получилось у меня: бегите. Бегите из города. Бегите от этих существ. Бегите от Темного, который грядет.
Сюжет лихо закручен. Тут и правящие круги Лондона, и низшие слои из городских трущоб, и кипучая жизнь Лондона, и сонное болото провинции. Но всем и всюду в равной степени предстоит ощутить на себе приближение тьмы.
Динамичность романа – его плюс, но и минус одновременно. Поначалу Барнс неторопливо запрягает и погружает читателя во внутренний мир героев, однако где-то с середины история несется вскачь и теряет свое неспешное очарование, а мы лишаемся шанса "подслушать" мысли действующих лиц. Теперь можно лишь наблюдать за происходящим. Есть у меня вопросы и к финалу. Не все сюжетные линии завершаются логично и правдоподобно, на мой взгляд.
Мною по-прежнему владело тревожное ощущение, что сама страна меняется, переживает процесс возврата к каким-то темным временам. Никогда еще здесь, на родине, меня не преследовало столь неотвязно чувство, что мне грозит опасность, причем сразу со всех сторон.
В атмосфере повсюду разлито какое-то голодное вожделение, словно все запретные страсти, которые долгое время приходилось обуздывать, теперь вырвались наружу. Черная тень графа легла на всех нас, и теперь мы уже понимаем, какие еще силы таятся во мраке.
В романе о Дракуле мне остро не хватило... самого Дракулы! Приятно, конечно, снова увидеть на страницах знакомые имена, и все же главное блюдо этой истории – сам граф. К сожалению, у Стокера мистический элемент и жуть, связанная с явлениями древнего вампира, переданы не в пример лучше, чем в "Дитя Дракулы". Может быть, сказался нежный возраст, в котором я впервые прочитала эту книгу (мне было лет 11), но первоисточник был готическим, мрачным и пугающим, а продолжение уступает в этом первому роману.
Но в остальном придираться не буду. Романы в форме писем и дневников очень люблю, потому что они дают какое-то более глубинное, что ли, понимание характеров. Сама история тоже захватывающая. И даже если к очередному пришествию Дракулы есть, что называется, биологические вопросики, повествование бодрое и приковывающее внимание читателя. Во всяком случае я не могла оторваться, пока не дочитала!
Коварная демоница, готовящая путь к возвращению Темного графа, растерянный бывший актер, честолюбивый журналист на пенсии, испуганный и проклятый мальчик, его бесстрашные родители, зловещие трансформации повседневной жизни и многое другое – всё это держит в тонусе и заставляет листать страницу за страницей.
Ну а если хочется историю именно графа, то лучше фильм Копполы пересмотреть. Вот где Дракула является центральным персонажем. У книги Барнса другая задача. Он не собирается философствовать на вампирскую тематику, жалеть Дракулу или как-то глубоко заниматься анализом его характера. Тут всё проще, но не хуже. Неплохое развлекательное чтиво о вампирах. Любителям жанра и ценителям первоисточника "Граф Дракула" должно зайти.
Читайте и бойтесь тех, у кого острые клыки и дьявольские помыслы!
Вах, баюс, баюс! Что-то в воздухе что ли такое витает - вчера захотелось посмотреть "Ночной дозор" (книги сейчас, увы, не читаю). Интересно, а любопытство к вампирско-демонической теме у всех возникает примерно одинаково лет в 10-14?
Ой, не знаю, мне тогда папа книжку подарил, я ее до жути боялась, но с тех пор мой выбор вампиров - это всякие монстры, не люблю слащавых, как у Энн Райс) Мне причем вампиры снятся иногда в кошмарах, но это уже какие-то темы для психоанализа, похоже
Не помню точно возраст, в котором я читала "Дракулу". Но определённо 30+. Интернет-собеседник меня запозорил, что я не читала Стокера. А я - столько читала, столько читала! А Стокера - не читала... 🤷♀️ Пришлось читать, чтобы не падать лицом в грязь. Сейчас бы бросила через несколько страниц. Мне было скучно, не увлекательно, тягомотно. Читала очень долго. С монитора и на работе. Интерес был разве что отмечать сравнения с экранизациями. Потом ещё узнала про вампиршу Кармиллу. Но её решила даже не начинать. Жаль, не сразу узнала, где брать аудио книги. Семён Семеныч! 😁 Но я не думаю, что ты новелла начитана. Хотя... Начитан же был Скиталец. И в аудио нормально зашёл. Общепринято, что у Копполы самая-пресамая экранизация Дракулы. А мне все равно нравится версия 1979. Эротично)