В средневековье был очень красивый обычай, который назывался оммаж. Посвященный в рыцари, преклонив колено, давал клятву верности своему сюзерену, заверяя, что в любой момент готов встать на защиту его интересов и жизни. Господин, взяв в свои руки ладони вассала, публично признавал, что принимает клятву и берет его под свое покровительство.
В искусстве кино оммаж приобрел весьма своеобразный вид. Это подчеркнутое цитирование известных мастеров в своих работах, как дань уважения перед их талантом и заслугами.
Но, чтобы снять ТАКОЙ фильм, как «АРТИСТ»... «Великий немой» просуществовал недолго, но он был первым в обольщении зрителя. Именно тогда появились талантливые сценаристы, нащупывающие темы, способные увлечь первых киноманов, звезды, изобретающие новые приемы игры, операторы, которые опытным путем нащупывали способы, как высветить эти звезды эффектнее.
Но быстро пришло время звука и цвета. Кинематограф развивался стремительно. Первых почти забыли. Слом эпох не замечает жертв, остающихся в прошлом, сколь прекрасным оно не было.
Француз Мишель Хазанавичус рискнул посадить зрителя в машину времени и отправить в прекрасное далёко. Он снял удивительный, тонкий изысканный фильм для умного, безумно любящего Кино зрителя. Немой и черно-белый.
Хазанавичус сам написал сценарий, сам стал режиссером, сам фильм монтировал. Это «вкусная» мелодраматическая стилизация с прекрасными костюмами, деликатным саундтреком, исключительно удачным кастингом.
Жан Дюжарден удивительно органичен в роли звезды немого кино, трагически переживающим приход новых технологий в кинематограф. Какая пластика, какая мимика актера, способного точно показать жизненный крах! Беренис Бежо оказалась достойной напарницей. Рождение и взлет звезды, почти безнадежная любовь...И не единого звука при этом! А какой финал устроила эта парочка! Какой был танец! Слезы текли в смеющийся рот зрителей. Залы вставали!
Пять Оскаров 2012 года, семь премий Британской академии, три Золотых глобуса, шесть Сезаров, Канны...
Да, фильм условен, преувеличение и штампы, как в эротическом, жарком, трагическом танго. Но это законы жанра!
А чтобы смягчить излишний пафос нам подарили историю маленького четвероногого друга звезды немого кино Джоржа Валентайна, спасшего жизнь хозяину. Да там еще много интересных находок, удивительных и остроумных. Чего стоит эпизоды, когда можно почувствовать звук на вкус... А еще хорош «настоящий продюссер» Джон Гудман. Привет «Большому Лебовски» и братьям(?) Коэнам!