Пусть я буду неоригинальной, но "Сладкую жизнь" стоит посмотреть хотя бы ради красивых видов и архитектуры Рима, а также шикарного актёрского состава.
Первоначально роль главного героя должна была достаться американскому актёру Полу Ньюману, но в итоге образ светского журналиста воплотил на экране великолепный Марчелло Мастрояни.
Перед нами Италия 50-х, переживающая после войны так называемое "экономическое чудо". Страна на подъёме, в стране есть деньги, а значит, есть те, кто их тратит и тратит с размахом. Писатели, певцы, художники, богема без определённого рода занятий (сейчас бы их называли "it-girls"), да и просто богатые бездельники - все они хотят, чтобы кто-то занимался бытописанием их радостной и беззаботной жизни. Что и готов делать талантливый журналист Марчелло Рубини (Марчелло Мастрояни).
Полная аннотация ниже под катом.
Действие происходит в Риме в 50-х годах. Популярный писатель и журналист Марчелло (Марчелло Мастрояни) вращается в светских кругах. Он популярен, обласкан аристократией и богемой, он желанный гость на всех вечеринках, однако что-то его тревожит. В его жизни есть Эмма (Ивонн Фурно), не принадлежащая к богеме, которая боготворит его и мечтает о традиционном браке, все её мысли сосредоточены на любимом, однако именно её простота и отталкивает от неё Марчелло, который сам не знает, чего хочет: сегодня он изменяет Эмме с Мадаленой (Анук Эме), завтра с американской кинозвездой Сильвией (Антиа Экберг). Кажется, он действительно влюбляется в этих женщин, однако утром их чары рассеиваются, и главный герой снова не понимает, куда и зачем он идёт.
"Сладкая жизнь" - это фильм-айсберг. На поверхности блеск и глянец, смеющиеся беззаботные люди, которые живут одним днём. Под водой - бездушные паяцы с красивыми лицами и одеждами. Целью Феллини было показать моральное разложение богемы, жизнь, в которой желание известности и славы затмило всё остальное. Знал бы мэтр, какими целомудренными будут казаться его герои сейчас. Впрочем, у каждого времени свои нравы, и вышедший в 1960-м году фильм очень осуждался, в том числе и церковью. Причём, размах был настолько огромным, что прошлогодний скандал с российским фильмом "Матильда" кажется по сравнению с ним просто детским садом.
Но до пустоты и мишуры богемного итальянского общества зрителю ещё предстоит добраться по ходу просмотра фильма, пока же оно его ослепляет своим блеском и красотой. Тут я не могу не упомянуть потрясающе красивых актрис, снявшихся в этом фильме.
Одна из ярких актрис того времени Анук Эме, воплотившая образ дерзкой, резковатой и страстной Мадалены. Мадалена из тех женщин, что привыкли брать то, чего хотят. Они прекрасно знают себе цену, обладают и красотой, и умом, поэтому получают от жизни всё, лениво и благосклонно, словно кошки, взирая на многочисленных обожателей.
Но главное украшение фильма - божественно красивая шведка Анита Экберг, сыгравшая голливудскую диву Сильвию. Она является воплощением богемы, да и понятия "дольче вита" в целом. Однако за внешней гламурностью скрывается душа, которой не чужды нормальные человеческие чувства.
Именно Анита сыграла в потрясающей сцене, которая стала культовой и впечатлила не только критиков, но и зрителей. Думаю, что только ради неё стоит посмотреть "Сладкую жизнь".
Ну и словно бы в пику дольчевитовским красоткам зрительскому взору предстаёт "простушка" Эмма (Ивонн Ферно). На первый взгляд кажется, что она выгодно отличается от пустых богемных красоток, но только на первый. Вообще, этот персонаж почти не раскрыт, Феллини не ставит целью раскрыть её характер(возможно потому, что и раскрывать-то нечего, мне она показалась довольно ограниченной).
И наконец, главный летописец всей этой богемной жизни - Марчелло Рубини (Марчелло Мастрояни). Перед нами он предстаёт в образе холодного и отстранённого человека, который словно бы пресытился всем на свете. На самом деле Рубини запутался в своей жизни. Думаю, что главная проблематика этого фильма заключается не в том, чтобы показать изнанку творческого мира, а как раз-таки в том, чтобы показать историю человека, загубившего свой талант и выбравшего не свой путь. И это очень жизненно: в обычной жизни мы часто встречаем бухгалтеров, которые хотели когда-то стать танцорами, юристов, мечтавших о карьере фотографа, начальников отделов продаж, с тоской воображающих себя скромными фермерами. Как часто мы идём на поводу у престижа, денег, перспектив, забывая о своих настоящих желаниях.
Картина получилась философской, поэтому упор здесь делается не на сюжет, а на поведение и характеры героев. Сюжет как таковой вообще нельзя назвать классическим, это скорее набор историй из жизни определённой прослойки итальянского общества. Очень запоминается одна из финальных сцен, в которой показан апогей его морального разложения.
Но лично мне, хоть я отчасти и согласна с посылом мастера, вовсе не кажется, что те люди, которые показаны в фильме, являются какими-то испорченными. Они просто, что называется, дорвались. После тяжёлых военных и послевоенных лет наступила новая эпоха. Люди этой эпохи не хотят больше войны, ссор и драм, они хотят счастья. Пусть даже такого, искажённого, но по-другому они не умеют. Что-то похожее было в России 90-х, когда после долгих лет дефицита и политических потрясений, пришли новые люди, которые сказали: "Мы не хотим стоять на баррикадах, нам всё равно что творится в стране, дайте нам музыку, ночные клубы и веселье". Я не оправдываю ни тех, ни других, но я их в какой-то мере понимаю. У каждого своя сладкая жизнь и представление о ней.
Дивный отзыв. Я совсем недавно пересмотрела этот фильм. Я бы назвала его беспристрастным. Феллини никого не осуждает и не хвалит, он просто ведет репортаж. Финал потрясающий - воистину глух тот, кто не хочет слышать.