Фильм не простой, довольно старенький - 1989 года. Но смотрится на одном дыхании. Время смертельной комы СССР, из которой он так и не вышел,а прямиком отправился к праотцам. Время зарубежной пропаганды, наркотиков и тяжёлого металла. Время перемен, которые отдают гнилью.
На людей, которые десятилетиями жили в зазеркалье из стального занавеса, вдруг нахлынула волна всего нового, зарубежного. Не волна - цунами. И для умеющих плавать в этом потоке страстей и соблазнов это большая беда, другие же остаются полностью беспомощными и тонут, захлёбываются в этой мутной воде, где уже не знаешь где хорошо, а где плохо. Грани стёрты. Старое уничтожено. Новое ещё не рождено.
В это время и разворачиваются события. Главная героиня, она же "Авария" в период гормональной перестройки буквально превращается в чудовище: грубит в автобусе, доводит до слёз учительницу, упрекая её историей, которую она преподаёт, унижает родного деда заслугами перед отечеством. Хамка и мразь, да простят меня читатели, не зря её отец по сценарию назвал "маленькой крысой". И через эту героиню сценаристы проталкивают "перестроечные веяния", в Аварии воплощают дух свободы и неизвестной тогда ещё, диковинной демократии, которая в реальности оказалась словом, который пишется через "ь" знак...А по факту - гнилые слова, мысли, поступки, которым нет оправдания.
Мать героини тоже не заставляет себя уважать как персонажа - такие же крики. ругань, нетерпение, злость. Она не знает как надо воспитывать на самом деле, для неё главное внешнее - хорошие оценки, окружение, мнение людей вокруг. Что там в душе у дочери - дело десятое, блажь по её мнению, которая не достойна внимания. Но нет ни оценок, ни хорошего мнения, есть только ребёнок, который "потерялся" до такой степени, что не чтит ни мать, ни отца, и никого на свете.
Иногда по сюжету мне казалось (и не раз), что Авария - психически не здоровый человек. И этим нездоровьем она пошла в маму.
Единственный герой, которому сочувствуешь - это отец Аварии. Работник милиции, уставший от этой грязи человеческих душ, он, к своему разочарованию, находит то же самое в душе родной дочери. Практически каждый день ищет её по подвалам, боясь увидеть в трупе умершего от клея подростка свою кровинку...
Аварии лично я не смогла сочувствовать ни разу. Дурочка, которая заигрывает с миром. И в итоге получившая большое крушение иллюзий от него же. Именно после изнасилования героиня становится похожа на живого человека - переходит на человеческий язык, смывает чёрную краску и наконец-то ночует дома...Но поступки остаются дурными - и в итоге это приводит к трагедии, в которой страдает её отец...
Мне было бы очень интересно посмотреть на продолжение этого фильма, хоть понимаю, что никогда его не будет и быть не может. Думаю, Авария смогла понять и переосмыслить всё. Отец взял все её дурости, всю свою и её боль на себя, тем самым позволив начать ей жизнь с чистого листа. И почему-то мне кажется, что этой возможностью она воспользовалась, и с неё получилась нормальная жена и мать семейства.
Но это так - мои фантазии. Фильм же с двойным дном, как я и говорила. А дно именно в том, что тогда на дворе была перестройка, и фильм на ряду с воспитательными целями делает пропаганду, которая в наши дни уже пересмотрена и отброшена за непотребностью. Люди стали более разборчивыми во всём. И считается кощунством хаять военные заслуги, даже если ветеран получает мизерную пенсию, ибо не его вина, что он был героем ТОЙ страны. Вина в том, что страна поступила по отношению к нему как предатель...
Фильм рекомендую, сильная картина, проблема отцов и детей актуальна во все времена. Смотреть можно не единожды.