Фильм "Асса" считается в своем роде культовым, самой яркой вспышкой среди перестроечного кино.
Надо сказать, что мне вообще перестроечное кино не по нраву – хоть та же "Авария дочь мента", хоть "Курьер", хоть "Дорогая Елена Сергеевна", "Интердевочка", "Игла", или даже более поздний "Ширли-Мырли" – не нравятся. Мрачные, полные безысходности фильмы, от которых депрессивное послевкусие. Не люблю я такое творчество. Вот и "Асса" для меня стал продолжением этого ряда.
И тем не менее, в "Ассе" есть несколько моментов, которые мне пришлись по душе. Это музыка. Критики даже называли фильм рок-концертом того времени, настолько в нем много песен. Саундтрек с любимой Жанной Агузаровой – би лайк!... Тут вам песни и "Кино", и даже в конце сам Виктор Цой собственной персоной!... Собственно, ради этого эпизода с Виктором можно и потерпеть, вынести безумно скучные два часа медленного повествования. Хотя и не фанат Виктора, но он реально самое яркое событие этого фильма, как по мне. ну и финальная его песня "Перемен" тоже как символ.
Ялта – город, в котором снимали "Ассу". Но вот виды городка, даром что и море в кадре, и пляжи, – ужасно депрессивны. Я просто не понимаю, как можно морской городок было снять НАСТОЛЬКО депрессивно, мрачно, безысходно. Мне стало интересно почитать и про историю съемок, и про актерский состав.
В главной женской роли, конечно, юная жена режиссера "Ассы" Соловьева – Татьяна Друбич (он ее тогда во всех своих работах снимал). Обзорщики очень много писали про образ Алики, можно много найти точек зрения в интернете. И что, мол, она воплощала собой образ девочки-мажорки того времени (но ведь по сюжету у нее была бедная мать-медсестра, какая уж тут мажорность? если только за счет Крымова).
В главной мужской роли – блистательный Говорухин-старший, роль загадочного бандюгана Крымова он сыграл без сучка и задоринки.
Татьяна Друбич в роли Алики, кадр из х\ф "Асса"
Я, конечно, понимаю, что режиссер стремился своим творением передать всю нестабильность того времени, предчувствия больших перемен, которое витало в том ялтинском воздухе. Получилось, может, и неплохо. Но довольно затянуто и скучно.
Бананан (Сергей Бугаев), кадр из х\ф "Асса"
***
Несмотря на то, что фильм мне лично не понравился и оставил тягостное впечатление, я несколько раз за жизнь к нему возвращалась. Обычно просто отрывки находила на ютубе, потому что память зачем-то упорно желала вспомнить детали.
Лично мне, чтобы поставить оценку повыше, хотелось бы больше ясности и простоты, больше очевидности в сюжете. Фильм по итогу какой-то размазанный, нечеткий, как безумный сон Бананана, извините уж. Потому не могу поставить высокую оценку.