По совету одного человека я решил посмотреть фильм «Ванильное небо». Поверхностно изучив кто является режиссёром данного фильма и его рейтинг, который не является для меня решающим показателем для выбора фильма, но при его слишком низком значении настораживает. Рейтинг обычный, режиссёр неизвестный. Со слов человека, советовавшего его он казался непонятным. Так и получилось.
Речь в фильме идёт о богатом молодом человеке Дэвиде. В самом начале он выезжает на улицу города Нью-Йорка на чёрном Феррари. Улицы города на удивления главного героя пустуют даже на центральной площади среди высотных зданий с торговыми комплексами и гигантскими экранами с рекламой. Весь в растерянности Дэвид выходит из машины и бежит по пустынной площади. Осознав своё одиночество, он останавливается, и вскидывает руки и голову с криком. Это был всего лишь сон. Следующий кадр показывает главного героя в кровати напуганного кошмаром только что увиденного им. Голос его девушки Джули записан на мелодию будильника и постоянно повторяет одну и ту же фразу. Он выключает его.
Следующая сцена его дня рождения. Он разослал приглашения всем, в том числе коллегам по работе, которых он по-особому называл. В приглашении не значилось имени Джули. Его друг Брайан приходит вместе с Софи. Софи, девушка его друга привлекательная Пенелопа Круз. Главный герой сразу же замечает в ней красоту. Она дарит ему подарок. Он уходит вместе с ним после небольшого диалога с Софи к себе в спальню. Там его ожидает Джули разочарованная отсутствием своего имени в приглашении и всячески пытается соблазнить Дэвида. Он не промах и потому решается поговорить с Софи на глазах у Джули. Главный герой подговаривает Софи улыбаться и смеяться в разговоре с ним, чтобы заставить ревновать ту в красном платье на бретельках. Джули пристально смотрит в сторону Софи и главного героя глазами, выражающими ревность. Дэвид добивается своего.
Он решается подвезти Софи до дома на своём Феррари. За разговорами главный герой задерживается до вечера у Софи. Даже позволяет себе прикоснуться к ней, но игривость их не заканчивается ничем логичным. Наоборот, Дэвид говорит о том, как ему нравится наблюдать растущее искушение в девушках и доводить себя до самого пика влечения.
Перед тем как поехать обратно домой он встречается с Джули, которая спрашивает о Софи. Она предлагает ехать вместе. Дэвид садится к ней в машину. Их разговор превращается в ссору из-за новой девушки Дэвида. Джули не в силах больше терпеть издевательства над собой со стороны главного героя, бросает управление машиной, и они вместе падают с моста.
Что же было потом? Спрашивает психолог Дэвида. Нам показывают главного героя в маске, имитирующего цвет кожи и помещение со стульями и длинным столом. Дэвид начинает сопротивляться допросу, поэтому вышедший навстречу ему охранник его успокаивает. Далее, весь сюжет увязывается с рассказами главного героя в маске. Психолог каждый день приходит и определённое время выслушивает своего пациента. Несколько раз он упоминает о своей семье с двумя дочерьми, с которыми собирается на прогулку после работы. Таким образом он обозначает ограниченность во времени и постоянно торопит пациента, чтобы тот говорил как можно больше.
Дэвид рассказывает психологу что было дальше после падения с моста. Теперь его постоянно показывают в маске. Он вынужден её носить из-за повреждения лица. Очень показательный момент, когда посреди ночи главный герой встаёт, включает свет в ванной и обнаруживает себя без маски с уродливым лицом, перекошенным с левой стороны. Возвращаясь в спальню, он видит Джули в кровати и пугается. На её месте лежала Софи до пробуждения. Это опять кошмарный сон, и он весь напуганный просыпается. Рядом с ним лежит Софи, всё в порядке.
В какой-то момент имена двух его девушек Джули и Софи меняются местами, а позже узнаётся, что одну из них он убил, задушив подушкой. Сюжет всё больше начинает запутываться. К концу фильма мне казалось, что врач объявит его болезнь как шизофрению, но мои ожидания разрушились неожиданной концовкой.
Дэвид вместе с психологом проходит по коридору некой компании. Вид коридора и образ рыжей женщины в нём несколько раз появлялся в воспоминаниях главного героя, когда он рассказывал о своей жизни. Основой деятельности данной компании выступает идея бесконечной жизни путём анабиотического сна в специальной капсуле. Такой сон позволяет человеку жить вечно, погрузившись в сон. Дэвид сбегает из этой компании вниз по лестнице и при всей организованной погоне, которая за ним была, снова оказывается совершенно один как и в начале фильма.
Он видит вдалеке человека. Им оказывается человек из компании. Дэвид подписал контракт с этой компанией через него. Человек этот тоже появлялся раньше в воспоминаниях главного героя как образ. Они едут вместе в лифте, поднимаясь до самой крыши небоскрёба офиса компании. Там и происходит развязка всей сюжетной линии. Человек из компании предлагает ему выбрать один из двух путей: либо его возвращают обратно из сна к реальной жизни, и он не сможет жить вечно, либо он продолжает дальше находиться во сне.
Перед Дэвидом возникают образы психолога, его друга и Софи (Джули). После некоторых колебаний и диалогов с образами психолога, друга и Софи (Джули) главный герой решается на прыжок с высоты небоскрёба, чтобы начать жизнь обычного смертного человека. Он прыгает и в воздухе у него в голове мелькают различные ассоциации в виде кусочков из фильмов разных эпох, его воспоминаний. Пожалуй, финал произвёл самое сильное впечатление на меня в этом фильме!
Что касается трактовки сюжета, то здесь я не могу написать чего-нибудь цельного. Ясным кажется возникающие перед Дэвидом образы, это персонажи, созданные его же сознанием. Реальны ли они? Думаю, что да, если предположить, что главный герой психически здоров. В противном случае, это напоминает мне персонажей фильма «Шоссе в никуда». Только там в сознании главного героя спуталось абсолютно всё вместе с персонажами.
Фильм произвёл на меня специфическое впечатление в связи с концовкой, которая мне виделась по-другому. Неожиданность, постигшая меня в финале хороша своей необычной идеей пусть и фантастической. Впервые я увидел Тильду Суинтон рыжей, что меня удивило. Я привык ассоциировать её образ со светлыми волосами.
Не могу сказать, что я получил какие-либо яркие впечатления от фильма. Очень многие события действительно выглядят странно. Например, стиль ухаживания Дэвида на квартире у Софи хоть и имеет тезисно выраженную философию от главного героя, но смотрится нестандартно. Не стоит упускать факт того, что Софи, девушка его друга. Хотя из диалога между ними становится понятным, что Брайан в курсе об отношениях Дэвида к Софи, но не очень ясно почему он не дорожит ею, при том, что сам жаловался на непопулярность среди девушек.
Нелинейность сюжета данного фильма делает его интересным. Мне кажется, что основной темой фильма была любовь Дэвида к Софи. Именно поэтому его безобразное лицо без маски так пугало его, потому что возвращал к совершённому убийству и неприятностям от ревнующей Джули. Он избегал её сознательно. Контракт, подписанный им с компанией, указывал на ведения из анабиотического сна. Слова про кошмары во сне от главного героя позволяют думать, что они произнесены в реальном мире, но не является ли он тоже сном, созданным искусственно?
Мне тяжело оценить в какую-либо сторону этот фильм для себя. Пожалуй, спустя некоторое время стоит пробовать его пересмотреть.