Опубликовано 1 Март, 2025 - 07:26

Двое парней преступников, скованных цепью, сбегают после того, как машина, в которой они ехали вместе с другими заключёнными, разбивается посреди дождливой ночи. Эти двое — Ноа Каллен (Сидни Пуатье) и Джонни «Джокер» (Тони Кёртис). Они не любят друг друга, как показано уже в начале фильма. Они бы предпочли не быть вместе и разбежаться, но без долота и молотка им почти ничего не остаётся, кроме как продолжать бежать, искать еду, следить за тем, чтобы другой не умер, и/или, при первой же возможности, убить другого первым, и, конечно, не попасться полиции и всем, кто вышел за ними на облаву.

Стэнли Крамер сейчас, как и в своё время, считается великим истинным либеральным режиссёром-новатором своей эпохи, вызывающим восхищение и вызывающим проблемы. Начиная с 1950-х годов он начал прислушиваться к своей совести и снимать то, что лучше всего можно назвать «фильмами-дискуссиями», в которых идея заключалась в том, чтобы обозначить политическую или социальную проблему, с которой сталкиваются Соединённые Штаты или другие страны, и чтобы зрители выходили из кинотеатра, глубоко погрузившись в дискуссию, и, если повезёт, согласились с мнением Крамера по этим вопросам.

Трудно представить, что тот же человек, который снял остросюжетный фильм «Скованных одной цепью», Стэнли Крамер, снял бы позже романтическую комедию «Угадай, кто придёт к обеду». Хотя оба фильма в какой-то степени стремятся к расовому равенству, один из них ("Скованные одной цепью") рассматривает эту проблему в контексте триллера и предлагает мощный сценарий, основанный на правдоподобных персонажах как в их нынешнем положении, так и в их прошлом, в то время как другой («Угадай, кто придёт к обеду») настолько напыщен и назидателен, что вы чувствуете, как трещит кафедра, с которой выступает Крамер, пытающийся что-то кому-то вдолбить в голову. Тревожно переходить от чрезмерно восхваляемого "Скованные одной цепью", в котором, как ни странно, также снялся Сидни Пуатье, к другой работе, но, к счастью, «Скованные одной цепью» остаются в целом сильным фильмом, потому что он не тычет вам в лицо расовой принадлежностью и фанатизмом в каждый момент. По крайней мере, не в каждый. Но когда это происходит, в первую очередь обращают внимание на персонажей, а не на перипетии сюжета, и развитие персонажей в этой ситуации оказывается крайне убедительным.

Основная идея фильма может показаться прямолинейной, но, тем не менее, он очень увлекателен. Несмотря на то, что в разговорах затрагивается расовая несправедливость, развитие персонажей проходит успешно и ты просто увлеченно следишь за ихними приключениями. Джокер и Ноа с самого начала не являются закоренелыми преступниками; они — многогранные, вызывающие сочувствие персонажи, которые предпочитают выживание, а не подчинение, и в результате оказываются в тюрьме. Есть и другие темы, которые затрагиваются в фильме, отлично вплетенные в общий сюжет в интригующие сцены : от похода по болоту до падения в глиняную яму (фантастически круто снято). В этой истории с ними и вокруг них происходят события, которые, вопреки их собственным суждениям, сближают их друг с другом. Не совсем как друзей, но как парней с общей целью : добраться до поезда и уехать из глуши. Примечательно не то, как Крамер направляет их или создаёт напряжение — честно говоря, я отдаю должное мастерству оператора-постановщика Сэма Ливитта, лауреата премии «Оскар», — а то, как он позволяет двум звёздам играть персонажей по-своему. Они не стереотипны, и хотя в своём путешествии они могут столкнуться с некоторыми из клишированных персонажей, например, с толпой линчевателей из числа белых отбросов или с бывшей женой отчаявшегося фермера, влюбившуюся в Джокера, они сами по себе являются людьми, которых прекрасно играют хорошие актеры. Фильм исследует понятия независимости и сотрудничества, неспособность людей эффективно общаться друг с другом, неудачное воспитание, обычно связанное с бедностью, неизбежное одиночество человека и унаследованные страхи, которые приводят к ограниченности и недоверию. Политика тоже даёт о себе знать в кратких рассуждениях о государственных служащих и предстоящих выборах. Вообщем, Крамер прошелся по всем. Но легкой рукой, без жести.

Пуатье и Кёртис великолепны в своих ролях. Они действительно выкладывались по полной, чтобы добиться уважения зрителей и их понимания более широкой картины, которую Крамер хотел донести на социальном уровне. К тому же, оба актёра в отличной форме, несмотря на физические трудности, с которыми они столкнулись во время съёмок (день за днём бегая и сражаясь, а также выполняя многие трюки самостоятельно).

Творческое использование музыки; увлекательное исследование характеров двух союзников, их врагов и их мотивов, отлично снятые напряженные моменты и приключения героев вообщем — всё это присутствует в «Скованные одной цепью». В них нет недостатка в напряжённых сюжетных линиях (за исключением отступления об одинокой женщине, влюбившейся в Джокера, которое кажется скорее ожидаемым, чем необходимым, даже если оно продвигает сюжет вперёд и содержит интригу), сложных идеях и психологических манипуляциях. «Скованные одной цепью» — это по-настоящему вневременная классика, быстрая, умная, мастерски сыгранная, непредсказуемая и с мощным, поэтичным финалом.

Достоинства
  • Игра актеров
  • Интересный приключенческий сюжет
  • Отличная режиссура
  • Подняты важные темы
  • Сюжет
Азазель5рекомендует
Читать все отзывы 2
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
Другие отзывы
Смотрите также