«Узкая грань» — напряжённый, экономный по средствам триллер, действие которого почти полностью разворачивается в поезде. Крутой полицейский детектив Браун (Чарльз МакГроу) вместе со своим напарником должен забрать вдову - миссис Нилл (Мэри Виндзор) - убитого гангстера Фрэнки Нилла и сопроводить её из Чикаго в Лос-Анджелес под вероятным градом пуль, чтобы она дала показания перед большим жюри о бывших коллегах её мужа. Напарник Брауна не успевает на поезд (а точнее не доживает), из-за чего детектив остаётся один в замкнутом пространстве наедине с дерзкой миссис Нилл, в то время как головорезы и убийцы из мафии собирают силы, чтобы помешать ей добраться до Лос-Анджелеса. Это идеальная завязка, рецепт клаустрофобного экшена и напряжённого ожидания, и даже если сюжет иногда не оправдывает ожиданий, режиссёр Ричард Флейшер справляется с задачей и создаёт один из лучших фильмов жанра нуар в категории «Б».
"Узкая грань", продолжительностью около 81 минуты, пожалуй, является самым лаконичным и при этом напряжённым нуаром из когда-либо снятых (конкуренция очень высока; навскидку я могу вспомнить только «Объезд» Эдгара Г. Улмера и больше ничего). Впечатляет не столько компактность, сколько то, как много Флейшеру удалось вместить в это небольшое пространство. Помимо того, что в фильме представлены характеры примерно восьми значимых персонажей (включая двух главных героев), в нём показана целая среда (американская система пассажирских железных дорог) и сделано некое заявление о том, что внешность обманчива (сюжет разворачивается вокруг попытки трёх убийц убить женщину, которую они ещё не опознали).
Нуар часто отмечают за характерное освещение (или его относительное отсутствие), реже — за ощущение клаустрофобии; но я утверждаю, что последнее является почти таким же необходимым качеством, по крайней мере, в самых лучших образцах жанра (сеть преследований, затягивающаяся вокруг Петера Лорре в фильме Фрица Ланга «М»; убогие гостиничные номера, бары, грязные переулки и забитые нечистотами мосты в фильме Орсона Уэллса "Печать зла"). Также атмосфера, пейзажи и эстетика фильмов-нуар часто были связаны с большими городами с холодными темными улицами, что также вызывает чувство отчаяния и создает некомфортную (в приятном смысле) и таинственную атмосферу. Я бы даже сказал, что если к концу фильма у вас нет чувства дезориентации и вы не чувствуете саспенса, то, возможно, это не совсем нуар. Большая часть часового с лишним хронометража «Узкой грани» происходит в поезде, и Фляйшеру удалось бесподобно передать не только узкие коридоры и крошечные купе, но и повседневную суету : проводники пробивают билеты, официанты в вагоне-ресторане убирают со столов, пассажиры коротают время за курением, перекусами или слоняются по проходу между вагонами (единственное уединённое место, доступное пассажирам, если не считать дорогое купе).
Лос-Анджелес и Нью-Йорк часто были крупными городами, где снимали фильмы-нуар, но даже если эстетика фильмов-нуар во многом связана с крупными городами с опасными улицами, это не значит, что у кого-то не хватало смелости попробовать что-то другое. Многие пытались перенести стиль фильмов-нуар в новую среду. Николас Рэй снял заснеженную деревушку в фильме «На опасной земле» (1953), а Ида Лупино перенесла фильм-нуар в салон автомобиля и в пустыни Мексики в фильме «Попутчик» (1953), и это лишь некоторые примеры. Ричард Флейшер вот засунул основу своего нуара в поезд и не прогадал, так как блестяще использовал клаустрофобию с захватывающими сценами, снятыми с особой тщательностью.
В более поздних фильмах, действие которых происходит в поездах, — например, в более поздних боевиках — режиссёр часто перемещает камеру из одного коридора в другой. В этом фильме Флейшер работал с портативными камерами, но перемещал их только для усиления эффекта (например, в тот момент, когда миссис Нилл в панике бежит). Слишком активное движение нарушило бы атмосферу крайней ограниченности, которая окружает фильм (разумеется, такое решение было не только эстетическим, но и практичным : тогда камеры были более громоздкими и тяжелыми). Фильм очень хорошо снят, а его изысканная операторская работа напомнила мне о классическом фильме «Леди исчезает» (1938) Альфреда Хичкока, действие которого также происходит в поезде.
В «Узкой грани» также есть непреднамеренный юмор и неуклюжесть, которые неожиданно придают фильму какое-то чувство легкости и правдоподобности. Юмор проявляется в колоритных персонажах, которые ненадолго отвлекают от неумолимого сюжета : явно не весёлый толстяк (Пол Макси), который постоянно преграждает путь и полицейским, и бандитам, встав встав посреди узкого коридора поезда, и маленький мальчик, который принимает детектива Брауна за грабителя поезда. Эти комичные отвлечения даже становятся частью основной истории, но Флейшеру, конечно, больше интересно не комическое облегчение, а то, как визуально использовать ограниченное пространство и придать мрачноватой истории толику жестокости.
Если умелая режиссура Флейшера является главным достоинством фильма, то ему определённо помогает жёсткая, бескомпромиссная игра Чарльза МакГроу в главной роли. Полицейский с квадратной челюстью МакГроу — это клубок противоречивых эмоций, все они жёсткие и бурлящие. Он прямо-таки типичный нуарный детектив в шляпе, плаще и с сигаретой. Он принципиален, но, возможно, не совсем невозмутим. Когда бандиты предлагают ему большие деньги за то, чтобы он закрыл на всё глаза, он отвергает их предложения, но, очевидно, хотя бы задумывается об этом. Он неподкупен, но не бескорыстен, и в дополнение к своему остроумию и сообразительности у него есть настоящая склонность к жестокости и гневу (это видно в одной довольно жесткой сцене драки). Но в более спокойные моменты актёр выглядит как добродушный парень, и напряжение между двумя сторонами характера его персонажа идёт фильму на пользу.
Злодеи в фильме тоже колоритные. Например, Кемп (Дэвид Кларк) — запоминающийся и энергичный мелкий мошенник с бегающими глазками, кричащим костюмом и усиками прощелыги. Ещё более интригующим является Йост (Питер Брокко) — откровенно угрожающая фигура, выдающая себя за бизнесмена и предлагающая Брауну соблазнительную крупную взятку. Ящероподобное обаяние Йоста и его назойливая настойчивость, как тёмная совесть, отлично контрастируют с более очевидным злодейством Кемпа.
Как ни странно, в фильме относительно мало внимания уделяется развитию характера миссис Нилл. У них с Брауном есть несколько шаблонных диалогов, но они кажутся заученными — между ними настолько явно отсутствует химия, что остроумие в стиле нуар, что проскальзывает в их диалогах, не выглядит чем-то значительным. Мэри Виндзор всё равно старается изо всех сил, проводя большую часть фильма в одной крошечной комнате, бездельничая в кружевном чёрном белье и время от времени высовывая голову в дверь, чтобы продемонстрировать свирепый образ роковой женщины. По большей части Флейшеру, кажется, больше интересно следить за продвижением Брауна и головорезов по коридорам поезда, чем проводить много времени с предполагаемой целью всей этой суеты. Несколько сюжетных поворотов в конце делают её ещё менее значимой, и в итоге фильм вообще обходится без неё. Намного более интересно было наблюдать за другим женским персонажем - Энн Синклер, пассажиркой поезда с надоедливым сынишкой Томми, которую отлично сыграла Жаклин Уайт.
Несмотря на некоторые незначительные минусы, «Узкая грань» остаётся первоклассным триллером благодаря блестящей игре МакГроу и частому проявлению изобретательности в режиссуре. Ричард Флейшер выводит фильм далеко за рамки его второсортного "бульварного" происхождения. Некоторые сюжетные дыры свидетельствуют о том, что фильм относится к категории «Б», но многочисленные яркие визуальные образы, созданные Флейшером, постоянно напоминают о том, насколько энергичным, умным и изобретательным может быть даже самый слабый сценарий «Б»-триллера.
Достоинства
Банальный, но интересный сюжет
Нуарная атмосфера
Отличный главный герой
Поезд использован максимально с толком для антураж