"Парфюмер" рассказывает о гениальном молодом человеке, который смог реализовать свой талант, но какой ценой. Ему судьба, казалось бы, благоволила во всех его начинаниях, и даже становилось жутко, что сама жизнь его как будто подстегивает к новым и новым неблаговидным поступкам. И эта книга рассказывает о гении, реальном гении, который тем не менее свою гениальность реализовывал, мягко говоря, странным и пугающим образом.
Патрик Зюскинд очень глубоко проработал характер Жана Батиста Гренуя, описывая реалии того времени. которые, можно сказать, вынудили молодого человека стать таким, каким он стал. Неслучайно ведь говорится, что именно бытие определяет сознание. В бедности, нищете, грязи вряд ли даже самый незаурядный талант сможет себя проявить. Также есть в герое некая инфернальность, как будто он родился не благодаря Богу, а был обещан темным силам. Это еще больше усиливает атмосферу мрачности, ужаса того, что происходит.
"Парфюмер" - это не легкое чтиво, тут не расслабишься и не насладишься описаниями прекрасной природы и достойных людей. Тут постоянно будешь испытывать отвращение и неприятие по отношению к главному герою, не понимать, как вообще он живет и почему такой талантливый ум настолько себя запустил в пучину греха. И страшно подумать, что такие люди встречаются и в реальной жизни, когда ставят цель и идут к ней по головам, не осознавая, что они вообще творят.
Эта книга очень мрачная, тяжелая, дочитать ее до конца сложно, но возможно. Произведение тем не менее замечательное, вошедшее в классику литературы вполне заслуженно.