Когда жена купила книгу Шамиля Ахмадуллина "Скорочтение: как научить ребенка быстро читать и понимать прочитанное", я просто возликовал! О, думаю, теперь-то я смогу вывести своего сына в отличники и ударники учебного производства.
И действительно, выглядела книга весьма многообещающе. Бумага в ней действительно плотная, белая, высокого качества. Кроме того, эта книга имеет необычную квадратную форму. На обложке книги напечатаны следующие слова, греющие душу любого честолюбивого родителя:
- Формирование навыка быстрого чтения
- Тренировка памяти
- Ребенок научится пересказывать
- Повысится успеваемость в школе
- Улучшение внимания
Задняя обложка книги обещает нам следующие фантастические результаты:
"Занимаясь по 20-30 минут в день, ваш ребенок научится:
- Читать в 2 раза быстрее!
- Лучше понимать и запоминать прочитанное.
- Правильно пересказывать.
Как итог, повысится успеваемость в школе".
Самое удивительное, всему этому, по замыслу автора книги, мой ребенок должен научиться всего за 18 дней, занимаясь по 25 минут в день! И зачем только дети по 3-4 года ходят в начальную школу?!
Уже сгорая от нетерпения, я решил немедленно приступить к занятиям со своим ребенком. Кстати, пара слов о ребенке: мальчик, 9 лет. Третий класс. Умненький, но невнимательный. Читает уже неплохо, но иногда спотыкается на длинных словах. Учится на отлично, но по русскому и математике четверки. С запоминанием прочитанного тоже бывают проблемы. Поэтому обещания автора улучшить не только скорость чтения, но и внимание, а также запоминание текста и успеваемость в школе грели мне душу.
Один час понадобился, чтобы прочитать введение и ознакомиться с авторской методикой. Методика, по словам автора, -
"это не обман и не магия, а всего лишь набор приемов и упражнений, которые в 99% случаев работают у всех, кто приложил определенные усилия и действовал по инструкциям".
Приступив к занятиям, я действовал по инструкциям. Перед занятиям готовил два карандаша, непрозрачную линейку, секундомер на телефоне и даже стакан воды. Не знаю уж, помогала ли вода, но автор настоятельно рекомендует давать ребенку пить во время занятия: дескать, это улучшает результаты.
Также по инструкции, перед началом занятий торжественно пообещал ребенку, что по окончанию курса он будет читать быстрее одноклассников. Это также советует г-н Ахмадуллин: ведь
"...желание быть лучше других есть у каждого человека".
Каждое занятие состояло из 7-8 различных заданий: чтение слов вперемешку с цифрами и фигурами, таблицы Шульте, струп-тесты, одновременное рисование двумя руками и т. д. Иногда мы успевали сделать только 6 заданий, потому что занятие не должно продолжаться более 25 минут и по истечении этого времени его следует прерывать. В 1-й, 8-й, 10-й, 11-й, 14-й, 16-й, 17-й и 18-й день предлагается проводить тестовый замер скорости чтения и понимания. Понимание проверяется путем ответа на вопросы.
А теперь внимание! Наши контрольные замеры:
1-й день: скорость - 78 слов в минуту, понимание - 10 вопросов из 10.
8-й день: скорость - 77 слов в минуту, понимание - 8 из 10.
10-й день: скорость - 74, понимание - 7 из 10.
11-й день: скорость - 84, понимание - 9 из 10.
14-й день: скорость - 78, понимание - 7 из 10.
16-й день: скорость - 79, понимание - 6 из 10.
17-й день: скорость - 84, понимание - 10 из 10.
18-й день: скорость - 72, понимание - 8 из 10.
Итого, если сравнивать по методике автора 18-й день с 1-м, в результате прохождения курса скорость чтения снизилась на 7%, понимание ухудшилось на 20%!
Если смотреть на динамику в целом (с учетом, например, 8-го, 16-го и 17-го дня), то можно сделать вывод, что ребенок как читал, так и читает. А все обещания увеличить скорость чтения в 2 раза оказались не более чем очковтирательством. Более того, по вине автора я не только обманулся сам, но и обманул своего ребенка, пообещав ему, что он будет читать быстрее одноклассников.
И я бы поставил за эту книгу единицу, но как будто ребенок действительно стал в результате этого курса несколько внимательнее. Не знаю уж, произошло ли это благодаря книге или, может, он отдохнул за каникулы (середина курса пришлась как раз на его осенние каникулы). Очень хочется верить, что все эти мучения были не зря.