Опубликовано 15 Февраль, 2024 - 14:16

В наше время почему-то принято с иронией отзываться о демонстрации достижений народного хозяйства Советского Союза международной общественности. Мол, зачем так «топорно» и «в лоб», да и какие там были достижения? Ну, люди знакомые с историей вас заверят, что достижений более чем хватало, а в лоб или не в лоб — это вопрос другой. Впрочем, СССР был не единственным в своем стремлении продемонстрировать свои достижения миру. Не случайно же ставший легендарным в узких кругах любителей фильмов в жанре кайдзю (про огромных монстров, которые все разрушают) Исиро Хонда взялся за фильм о приближении к Земле блуждающей звезды-убийцы.

Хочется напомнить, что в 1961 году Советский Союз запустил первого человека на орбиту нашей планеты, что накалило космическую гонку до предела, предав ей еще больший ажиотаж. Стоит ли говорить, что спустя пятнадцать лет после поражения во Второй мировой войне, восстанавливающаяся Япония даже мечтать не могла о подобных прорывах. Именно поэтому в 1962 году на экраны кинотеатров всего мира выходит фильм «Горас», в котором люди из будущего, а действие фильма происходит в восьмидесятых годах прошлого века, и слыхом не слыхивали ни про каких советских и американских космонавтов. Куда там, ведь в фильме спасением человечества занимаются исключительно японские покорители космоса.

 

Что и говорить, в начале 60-х годов представители творческой элиты Японии были уверены, что еще каких-то двадцать лет дружбы с Соединенными Штатами и американская мечта реализуется прямо в Стране восходящего солнца. В фильме практически полностью отсутствует японский колорит, но вместо этого везде мы видим роскошные американские автомобили, богатые дома, европейские костюмы и виски вместо саке.

 

Впрочем, черты национального характера просматриваются и тут, поскольку японские астронавты на украшенном эмблемами красного солнца космическом корабле перед смертью кричат «банзай», а угнавшие американский военный вертолет кандидаты в астронавты во время легкомысленной воздушной прогулки распевают бравурные японские песни. Можно не сомневаться, что подобные сцены вызвали бы у американской публики изжогу, что частично объясняет тот факт, что фильм «порезали» при выходе в американский прокат.

 

За что можно смело хвалить Исиро Хонду, так это за подбор актеров, которые обладают не только колоритной внешностью, но и неплохими навыками актерской игры. Правда, толку в этом мало, поскольку истории личных взаимоотношений в фильме никак не прописаны и глубоко вторичны. Если отвлечься от рекламы будущих достижений японской экономики, а в фильм можно легко интегрировать Шона Коннери в смокинге, настолько визуальная картинка похожа на очередную серию «бондианы», то главной частью повествования является неотвратимое приближение блуждающей звезды, в честь которой фильм и назван.

 

После длительных консультаций в ООН, где, поскольку речь идет о светлом японском будущем, место СССР заняло выдуманное государство СССО, международным сообществом было принято решение о строительстве реактивных двигателей в Антарктиде, которые должны увести Землю с траектории приближающегося небесного светилы. Если даже на секунду забыть о том, сколько десятков лет может занимать реализация подобного проекта, сложно себе представить, какой ущерб земной атмосфере должны были причинить инфернальные газовые горелки исполинских размеров, изменяющие траекторию её движения. О том, как изменение траектории может повлиять на климат, создатели фильма беспокоиться, опять же, не стали. Впрочем, не стоит забывать, что приблизительно в то же время в Советском Союзе обсуждался проект поворотов крупнейших евразийских рек вспять, а потому подобное шапкозакидательское отношение к любым вызовам времени было характерно для первых послевоенных десятилетий.

 

В итоге вместо Шона Коннери в фильм интегрировали гигантского моржа, который по изначальному замыслу должен был быть гигантским куском плесени, но что-то не сложилось. Можно предположить, что любители кайдзю в Японии не стали бы смотреть работу мастера больших монстров без наличия оного в фильме, а до вышедшей в прокат в Америке версии морж так и не добрался. Впрочем, если для Японии будущего не составляет никаких проблем предоставить каждому жителю своей страны по Кадиллаку, то существование гигантских моржей и поедание луны мятежной блуждающей звездой по имени Горас — это все мелочи.

Самая большая проблема фильма в том, что сегодня совершенно непонятно, кому его можно рекомендовать к просмотру. Чрезвычайно затянутый, архаичный, без четкой линии взаимоотношений между персонажами, он не подойдет ни любителям кайдзю, ни фанатам космических одиссей, ни ценителям всего японского. Если вам интересно посмотреть на то, как могла выглядеть реклама будущих достижений японского народного хозяйства в шестидесятых годах, то вы, скорей всего, по адресу. Ну или разве что вы хотите увидеть японскую «бондиану» с гигантским моржом в роли Джеймса Бонда. В остальном фильм строго не рекомендуется к просмотру современным зрителям.

Достоинства
  • Большой масштаб
Недостатки
  • Повествование растянуто
  • Слишком много рекламы
  • Сомнительная задумка
AngryLibrarianне рекомендует
Читать все отзывы 1
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
Смотрите также