Тема деревни была объектом пристального внимания советских режиссеров на протяжении всего времени существования Страны советов, что неудивительно. Однако картины, вроде известного творения Леонида Марягина, ты начинаешь ценить только пересмотрев добрую кучу подобных фильмов. Если в фильме про гражданку Никанорову перед нами расстилалось целое полотно из интересных персонажей, то в обсуждаемом сегодня фильме «Мужики» мы можем констатировать их полное отсутствие.
Самое обидное, что советский режиссер Искра Бабич привлекла к работе над своей картиной таких стоящих советских актеров, как Александр Михайлов, Петр Глебов и Александр Павлов. Только смотреть на них в кадре откровенно больно, потому что даже у этих мастеров нет никакой возможности собрать из разрозненных сцен и резких поворотов сюжета целостный образ своих персонажей, который позволил бы зрителю поверить в реальность происходящего.
Вообще, для человека, который взялся снимать фильм с весьма громким названием «Мужики», Бабич крайне мало понимает в представителях противоположного пола и их психологии. Нелепый «мужской» разговор между отцом и сыном в начале картины, попытка «воспитать» в советских мужчинах желание усыновлять брошенных детей, неуклюжие рассуждения о теме выпивки — все это говорит о весьма ограниченном представлении женщины-режиссера о том, кто такие мужчины, и с чем их, вообще, едят.
Собственно, рассказывать о сюжете фильма бессмысленно, потому он прост и незамысловат — мужчина приезжает в родную деревню и сталкивается с необходимостью усыновления беспризорных детей. Кто там кому «родной» или «не родной» особого значения не имеет, хотя Бабич почему-то делает на этом особый акцент. При этом значительная часть экранного времени уделена нелепому соцработнику, который лишь беспомощно разводит руками и дворовой собаке, которая призвана выжать из зрителя дополнительную слезу. Линия развития взаимоотношений потенциального отца с его будущими детьми в ленте просто отсутствует.
В итоге мы получаем важнейшую и сложнейшую тему (детская беспризорность в России), которую режиссер просто отказалась исследовать ради попыток манипулировать сантиментами публики. Тем самым Бабич поставила актеров в дурацкое положение, разрушила темп повествования своей картины и попыталась намерено упростить сложность заявленной темы. Мол, а почему у вас мужчины в стране детей не усыновляют? Ну, наверное просто не хотят...
Да, концовка у ленты получилась трогательной и пронзительной, но она никак не стоит того, чтобы ради неё терпеть два часа весьма сомнительного кинематографа. И это обидно.