Награды. Приз жюри Каннского кинофестиваля 1963 года.
Сюжет. В этом фильме события происходят в древней Японии, в империи период спокойного затишья, нет междоусобных войн, народ живёт в мире. Но что делать самураям, ведь война – это их работа, и заниматься другим делом им даже по статусу не положено? Множество самураев живут на грани бедности и не способны прокормить ни свою семью, ни даже себя. Большинство кланов самураев разорены, и нет в них больше былого величия.
Поэтому у многих самураев вошло в привычку "играть в харакири" и таким образом добывать деньги. Суть заключается в том, что самурай приходил в богатую резиденцию, и просил разрешения сделать у них во дворе ритуал сепукку, а по нормам приличия нельзя просто отказать, так как каждый самурай имел право на достойное харакири. Но если хозяин даёт согласие, то обязан взвалить на свои плечи много формальностей, от элементарной уборки кровищи во дворе, до доставки тела родным. Потому, чтобы избавится от подобной мороки у богачей было принято откупаться от "самоубийц".
И вот в резиденцию клана Ию приходит ронин Ханширо Цугумо с просьбой совершить харакири. Советник клана Кагэю Сайто, чтобы отговорить его, рассказывает ему историю о самурае Мотомэ Тидзиива, что мол пришёл к ним в дом однажды такой же бедный ронин, но они не отказали ему в его просьбе, и тем самым даёт понять, что в их доме вымогательства денег не пройдут. Для того чтобы подчеркнуть, что в их резиденции шутки плохи и клан чтит традиции, Кагэю Сайто красочно рассказывает как всё было. Как их клан не выпускал Мотомэ Тидзиива из резиденции пока он не совершит обряд, как они отказались слушать его, когда нищий ронин пытался объяснить обстоятельства, приведшие его в этот богатый дом. И как когда выяснилось, что самурай настолько беден, что у него даже нет меча, а вместо этого он носит деревяшку на поясе, члены клана лишь посмеялись над ним и издевательски заставили провести обряд этой палкой. Только представьте, как тяжело распороть живот деревяшкой и как это мучительно больно, и какой это позор 😢
Тацуя Накадаи в роли Ханширо Цугумо
Ханширо Цугумо невозмутимо дослушивает историю, но всё равно настаивает на проведении обряда, лишь ставит одно условие – он хочет чтобы ему ассистировали те же самураи, что и горе-ронину Мотомэ Тидзиива. Когда советник клана вызывает этих самураев, он с удивлением обнаруживает, что троицы нигде нет, и никто не может их найти. И возникает вопрос, так ли прост Хансиро Цугумо, и не придётся ли поплатится клану за свою жестокость по отношению к Мотомэ Тидзиива?
Ощущения от фильма. Фильм старенький и, следовательно, чёрно-белый, именно потому я не делала скрины для отзыва, ведь они не зрелищны. Лично мне первые двадцать минут было тяжеловато его смотреть ещё и потому, что всё-таки для славянского глаза азиаты очень похожи друг на друга, а в этом фильме они ещё и все в традиционных костюмах. Но потом глаза привыкли, и фильм меня так захватил, что я оторваться не могла, очень глубокое и сильное кино, заставляющий о многом задуматься. Лицемерие некоторых персонажей, старательно прикрытое псевдо-честью, вызывает отвращение, и главное интересно, чем же всё это закончится. Иногда становилось страшно смотреть на какие отчаянные поступки способен человек, от безвыходности... Это один из редких фильмов, который несмотря на свою кажущуюся простоту оставляет след в душе и запоминается.
Про ремейк. В 2011 году японцы сняли ремейк данного классического фильма в 3-D. И фильм даже попал на Каннский кинофестиваль, хотя призов, в отличии от оригинала, не получил. Я не увидела особой нужды в 3-D, ну снег там красиво падает и что дальше? Видимо это сделали только потому, что снимать в этом формате было очень модно в том году. А много ума и таланта не надо для того, чтобы просто переснять в новом формате… а надо много актёров в костюмах, много денег и известное имя режиссера. Хотя отдаю должное, сюжету следовали точно, даже сняли без музыкального сопровождения как 1962 году, мелодия только вначале и самом конце. Даже актёров выбирали похожих по типажу, но главный герой ремейка очень уступает харизмой актёру в оригинальной версии. Тацуя Накадаи не просто так настолько известен в Японии, он даже снимался в фильмах Курасавы, актёр из ремейка лишь его бледная копия. Ещё в ремейке сократили диалоги, для меня это существенный минус, так как я люблю именно разговорные фильмы, но за то визуально постарались на славу, даже самому придирчивому эстету понравится картинка этого фильма, пейзажи сняты вообще великолепно. Вот постановка драк меня разочаровала, я понимаю почему в оригинальном фильме есть неуклюжесть в боях, но почему она так и осталась в ремейке, да ещё и с пафосной припиской 3-D – для меня тайна покрытая мраком 😕
Рекомендую. Лично мне больше нравится оригинал, но я понимаю, что для некоторых будет тяжело выдержать чёрно-белую монотонность картинки, тогда посмотрите хотя бы ремейк. А если вам нравится самобытное, стильное и атмосферное кино, тогда смотрите оригинал, фильм великолепен не смотря на то, что старый. Ну а если вы такие же киноманы, как и я, тогда смотрите и оригинал и ремейк 😂 Надеюсь не утомила вас таким длиннющим обзором, просто это один из моих самых любимых фильмов, и кратко написать о нём я просто не смогла 😊
Среди старых фильмов иногда встречаются незаслуженно забытые шедевры, которые и в наше время не теряют актуальности, поэтому наверное и ремейк на него сняли. Интересное описание, я бы с удовольствием посмотрела фильм, хотя и не очень люблю азиатское кино из-за того, что тоже плохо героев различаю 😊