«Если вы хотите узнать меня, посмотрите фильм «Глен или Гленда». Это я, это моя история, без вопросов».
Эдвард Дэвис Вуд-младший
Фильмами Эдварда Вуда-младшего я заинтересовалась благодаря Тиму Бёртону - больно уж любопытное описание дал знаменитый режиссёр своему куда менее удачливому коллеге. Понятное дело, у меня возникло желание ознакомиться с творчеством Вуда - в первую очередь с его дебютной работой под названием «Глен или Гленда».
Название: Глен или Гленда | Glen or Glenda
Слоган: Strange Loves... of those who live and love but can never marry!
Год выхода: 1953
Премьера в мире: 22 сентября 1961 года
Жанр: драма
Страна: США
Кинокомпания: Screen Classics
Режиссёр и сценарист: Эдвард Дэвис Вуд-младший
Продюсер: Джордж Уайсс
Композитор: Уильям Лава
Оператор: Уильям С. Томпсон
Монтажёр: «Бад» Шеллинг
Хронометраж: 68 мин (01:08)
Возрастной ценз: 18+
Рейтинг MPAA: PG
Рейтинг на Кинопоиске: 4, 439
Аннотация: «Психиатр рассказывает инспектору две истории из жизни транссексуалов и трансвеститов: как некто Алан сделал операцию и стал Анной, и как некто Глен страшится рассказать невесте Барбаре о своём хобби — облачаться в ангорские кофточки и шастать по ночам в облике Гленды. Параллельно некий ученый предупреждает зрителей: «Берегись зелёного дракона!»
♦ Сюжет и персонажи ♦
В фильме показаны три истории, связанные с кроссдрессингом - точнее, одна центральная и две побочных, которые дополняют основную и одновременно создают с ней определённый контраст. Ключевых персонажей здесь можно выделить несколько:
♠ Глен/Гленда (Эдвард Дэвис Вуд-младший, в титрах указан как Дэниел Дэвис)
На первый взгляд, Глен - успешный мужчина, живущий вполне обычной жизнью. У него есть и квартира, и любящая невеста, и всё, что необходимо для комфортного существования - по крайней мере, такое впечатление складывается в процессе просмотра фильма.
Однако мало кому известно о том, что у Глена есть одно весьма необычное пристрастие - любовь к женской одежде. При этом он совершенно не тянется к представителям своего пола, не мечтает превратиться в даму и вообще идентифицирует себя на сто процентов как мужчину. Глену просто нравится время от времени облачаться в платья, пользоваться косметикой и носить украшения, входя в образ своего альтер эго - Гленды.
Сам Глен считает такое пристрастие ненормальным, стесняется его и тщательно скрывает порицаемые обществом наклонности - в первую очередь от своей невесты. Персонаж боится, что, узнав правду, любимая уйдёт от него, но вместе с тем понимает, что не сможет утаить своё альтер эго в семейной жизни.
♠ Барбара (Долорес Фуллер)
Собственно, та самая невеста - миловидная и умная девушка, искренне любящая Глена и радующаяся перспективе предстоящего замужества. Будучи весьма чутким человеком, Барбара понимает, что возлюбленный не до конца искренен с ней, и даже кое о чём догадывается, но откровенного разговора не заводит - то ли боится обидеть жениха своими подозрениями, то ли и сама не воспринимает их всерьёз.
♠ Учёный (Бела Лугоши)
В большинстве источников этого персонажа называют Учёным, но, по мне, ему отведена скорее роль Демиурга. Герой периодически появляется на экране - чаще всего восседая в кресле, в окружении черепов и скелетов - и с устрашающими интонациями произносит философские, двусмысленные и загадочные фразы.
♠ Доктор Алтон (Тимоти Фаррелл)
Психотерапевт и одновременно рассказчик - именно из его уст зритель слышит историю Глена/Гленды, и ещё как минимум один занимательный рассказ. Между прочим, и диалоги, которые ведёт герой со своим оппонентом - неким инспектором Уорреном - и монологи Алтона очень даже интересны.
Актёрская игра... ну скажем так: до идеала не дотягивает, но и желания плюнуть в экран у меня тоже не возникло. Если сравнивать с тем же «Планом 9 из открытого космоса», то здесь актёры справляются на порядок лучше. В частности, Лугоши - к нему вообще никаких претензий.
♦ Впечатления от просмотра ♦
За «Гленом или Глендой» я охотилась довольно долго, ибо тешила себя надеждой всё же отыскать его в хорошем качестве, но тщетно. Максимум, что удалось откопать - полузамыленные 360p (собственно, это понятно и по скриншотам - у меня просто нет возможности сделать получше), с отвратительным звуком и чудовищным одноголосым переводом. Вообще очень рекомендую людям, хорошо понимающим английский, поискать фильм с оригинальной аудиодорожкой, потому что переведён он просто ужасно - во всех смыслах этого слова. Но этот досадный нюанс не помешал мне оценить работу Вуда - специфическую, странную, но вместе с тем весьма достойную.
В «Глене или Гленде» на самом деле поднимаются очень серьёзные проблемы - в частности, влияния родителей на психику собственных детей. Ведь главный герой одевается в юбки и платья совсем не для развлечения - к этому его в своё время приучила мать, постоянно внушавшая сыну, что быть девочкой намного лучше, чем мальчиком. И со временем Глен (а точнее говоря, Эдвард - ведь в фильме Вуд на самом деле рассказывает собственную историю) приобрёл стойкое пристрастие к переодеваниям, от которого сам же и страдал, считая происходящее ненормальным, но не зная, как избавиться от привитых с детства установок. И, между прочим, он не одинок - вот, например, цитата из книги Лайона Спрэга де Кампа:
Вредным для развития мальчика было и то, что Сюзи Лавкрафт страстно желала родить девочку и даже начала собирать для неё приданное. Из-за этого она настойчиво холила те черты сына, которые считала женскими. Она одевала его в костюм лорда Фаунтлероя и сознательно пыталась сделать его женственным. Благодаря её внушениям маленький Лавкрафт какое-то время настаивал: «Я маленькая девочка».
Да, это выдержка из биографии всемирно известного писателя Говарда Филлипса Лавкрафта. А несколькими строками ниже можно прочесть, что Сюзи называла сына мерзким и всячески избегала контакта с ним. И такие вещи на самом деле страшны - родители просто-напросто калечат психику ребёнка. Вуд показывает это на собственном примере, утверждая, что люди, подобные ему, нуждаются в поддержке близких, любви и понимании, крайне болезненно реагируя на презрение и насмешки. Режиссёр даже начинает фильм с просьбы, обращённой к обществу - не судить.
Освещает Эдвард и несколько другую ситуацию - когда кроссдрессинг связан не с психологической травмой, а с желанием полностью перевоплотиться в лицо противоположного пола. То есть, будучи мужчиной, человек идентифицирует себя как женщину (да, иногда природа совершает ошибки), и страдает уже не от тяги к переодеванию, а от ненависти к собственному телу. И это, по мнению Вуда, тоже отнюдь не повод для насмешек, поскольку человек нисколько не виноват в том, что родился таким, какой он есть. А выраженное осуждение окружающих может повлечь за собой трагические последствия - такой пример в фильме тоже приводится.
Вообще тема, конечно, сложная - неудивительно, что в 1953 году кинолента не нашла понимания среди широкой публики. Хотя здесь нельзя сбрасывать со счетов и специфику самого сюжета - манера подачи у Эда действительно неординарная. Режиссёр будто бы абсолютно уверен в том, что зрители в любом случае догадаются, что он имеет в виду, отражая на экране своеобразные, полупсиходелические сцены и вкладывая в уста героев странные речи. Но не исключаю, что именно так и было задумано - Вуд сознательно предоставил людям возможность трактовать увиденное и услышанное так, как они сами посчитают нужным.
Надо заметить, приступая к просмотру, я предполагала, что «Глен или Гленда» может оказаться чем-то очень низкопробным и малосмотрибельным, (хотя некоторые сцены, воссозданные Бёртоном в «Эде Вуде», всё же вызвали любопытство). В этом плане ожидания не оправдались - фильм показался вполне нормальным, пусть и не тянущим на шедевр кинематографа. Мне понравилась и сама постановка, и использованные в ней спецэффекты - в частности, довольно занимательный эффект «двойного кадра».
Концовка устроила полностью - пусть она несколько наивна, но вместе с тем показывает искреннее желание Вуда примириться с самим собой, достичь внутренней гармонии и дать надежду на лучшее людям, оказавшимся в похожей ситуации. И это мне очень нравится.
К музыкальному сопровождению тоже претензий нет - к слову, музыку, использованную Эдом, можно услышать и в других фильмах, куда она вписывается ничуть не менее органично. Но и недостатки у «Глена или Гленды» тоже имеются - к примеру, некоторое затягивание повествования путём многократного повторения одних и тех же кадров или переливания из пустого в порожнее в диалогах. Думаю, эти моменты всё-таки можно было проработать получше.
Сцен насилия, грубых выражений и прочего подобного в фильме нет, но в нём присутствуют несколько психоделические, неоднозначные и сложные для понимания эпизоды. За счёт этого, а также учитывая саму тематику «Глена или Гленды», крайне не рекомендую смотреть киноленту в присутствии детей - на мой взгляд, возрастной ценз 18+ установлен на ней абсолютно справедливо.
И подводя итог:
➕ сложная, весьма необычная тема;
➕ неординарная подача;
➕ искренность повествования;
➕ добрый, оптимистичный финал.
➖ не идеальная актёрская игра;
➖ некоторая затянутость сюжета;
➖ отдельные сцены сложны для понимания.
На мой взгляд, «Глен или Гленда» - вполне неплохой, пусть и несколько специфический фильм, в котором фигурирует сложная, глубокая и неоднозначная тема. Думаю, будь она проработана немного тщательнее и перенесена на экран парой десятков лет позже, реакция публики не была бы столь негативной. И я не считаю киноленту плохой - пусть она и не дотягивает до пятёрки, но твёрдой четвёрки, на мой взгляд, заслуживает. К просмотру рекомендую, но подчёркиваю ещё раз - и тема, и манера подачи своеобразны, и фильм понравится далеко не всем.
Вот - все идет из детства.. я и не сомневалась.. Мне почему-то сразу вспомнилась "Миссис Дауптфаер" с Робином Уильямсом)
Вот про Лавкрафта для меня открытие..грустное, но в то же время понятное - не безоблачное детство далеко у многих творцов и гениев. Причем возможно это даже перенос в созидание. Прямо аксиома..
На книге Лавкрафта, которую я недавно купила, тоже есть эта информация - о матери. Это жесть, если честно. У женщин, которые так поступают со своими детьми, явно с головой что-то не то
1953 год! Все же это очень смело для кинематографа того времени! А проблема - соглашусь - часто, действительно, из детства. Заинтересовали прям концовкой). Хоть намекнули бы, а что там 😉!
Вот-вот) На рискованный шаг он решился - думаю, будь фильм снят хотя бы в восьмидесятых, отношение публики было бы не таким негативным. А из детства у нас вообще очень многое идёт - и плохое, к сожалению, тоже...
Ну... Скажем так - у Глена всё хорошо сложилось) Ему помогли решить проблему со вторым «я»))
Могу себе представить 😞 Читала, что в некоторых странах могут отказать в выдаче нового паспорта после трансгендерного перехода, хотя так-то выполняется он не из блажи, а по необходимости