В июле этого года были в Москве и Санкт-Петербурге. Посетили множество музеев и получили огромное удовольствие от просмотра всего, что нас окружало. Этим отзывом хочу поделиться с вами своими впечатлениями и пригласить вас вместе со мной заново окунуться в мир искусства.
Третьяковская галерея - это настоящее достояние Москвы и всей России, да и вообще всего мира. Музей был создан по инициативе Павла Третьякова. В 1892 году галерея была официально подарена Москве.
А вот некоторые интересные факты.
Площадь Третьяковской галереи составляет 35,6 тысяч квадратных метров.
В завещании Третьякова особо оговаривалось одно условие – бесплатный вход в картинную галерею.
В годы Второй мировой войны коллекция Третьяковской галереи разъехалась по стране. Большая часть работ была эвакуирована в Новосибирск, другая временно переехала в город Молотов.
Третьяковская галерея находится по адресу: Москва, Лаврушенский пер., 10.
Мы были в четверг после обеда, народу было очень много.
Билеты купили онлайн, за день.
Но так же можно купить на кассе в самой галереи.
Третьяковская галерея размещает экспозиции русского искусства XII – начала ХХ века. Она занимает 62 зала на двух этажах. Представлено более 200 тысяч шедевров живописи и скульптуры. У меня в отзыве лишь малая часть, которая мне приглянулась и отозвалась. Для удобства, под каждым фото написала фамилию художника, название картины и год. Фото идут поочередно как мы шли по залам в галерее.
Первый зал начинается с картины Петра I и Екатерины II.
Неизвестный художник первой четверти XVIII века - Петр I
Екатерина II
Помимо картин, в залах так же встречаются бюсты из мрамора и бронзы.
Шубин Ф.И. - Екатерина II.
Здесь художник нам представляет Екатерину II в виде богини Минервы. Рядом изображены её сподвижники и народ, который благодарит за победу в русско-турецкой войне. Картина размером 212 x 356 см, визуально среднего размера, но сколько интересных деталей, которые хочется рассматривать чуть-ли не под лупой.
Торелли Стефано - Аллегория на победу Екатерины II над турками и татарами, 1772 г.
Аргунов И.П. - Умирающая Клеопатра, 1750 г.
Фальконе Э. - Милон Кротонский, 1744 г.
Буду честна, из женских портретов в Третьяковской галерее мне понравилось не так уж и много. Например, вот одна из них, это портрет Ветошниковой.
Аргунов И.П. - Портрет Т. А. Ветошниковой, 1786 г.
У меня было дикое желание увидеть воочию портреты писателей и композиторов, копии которых висели в школе. Одним из первых попался А.С Пушкин. Конечно, увидеть оригинал это круто! Можно детально разглядеть его сюртук, шелковый галстук, ясные глаза, кудряшки, шотландский шарфик, ухоженные ногти и музу на заднем плане. Отменный модник тех времен, настоящий денди.
Кипринский О.А. - Портрет А.С.Пушкина, 1827 г.
Щедрин С.Ф. - Лунная ночь в Неаполе, 1828 г.
Щедрин С.Ф. - Терраса на берегу моря, 1828 г.
Лебедев М.И. - Аричча близ Рима, 1835 г.
С особым трепетом разглядывала картины на которых изображен Санкт-Петербург, теперь я его узнаю из тысячи. Лично у меня он оставил самые лучшие воспоминания и желание вернуться к нему снова и снова.
Воробьев М.Н. - Осенняя ночь в Петербурге, 1835 г.
Воробьев М.Н. - Дуб раздробленный молнией, 1842 г.
На картине изображены графини Ю.П. Самойловой, с которой художник был дружен. Их можно очень часто встретить в работах Брюллова.
Брюллов К.П. - Всадница, 1832 г.
Бруни Ф.А. - Вакхант, 1858 г. (верхняя); Брюллов К.П. - Вид форта Пику на острове Мадейра (нижняя).
Картина с изюминкой, замечаете? Здесь должен быть третий мальчик справа, но его видимо художник не успел дорисовать.
Иванов А. А. - Два лежащих на красных и белых драпировках обнаженных мальчика.
Иванов А. А. - Голова мальчика-пиффераро.
Так же была комната картин с эскизами. Для меня было не менее увлекательно пройтись и здесь, так как несколько лет назад я увлекалась таким видом рисования, как скетчинг.
Иванов А.А. - Октябрьский праздник в Риме. Сцена в лоджии (приглашение к танцу), 1842 г.
Иванов А.А. - Рим близ Сан-Джованни Латерано. Конец 1830-х - начало 1840 -х.
Работы Иванова А.А. мне приглянулись, не была знакома с ним ранее. Нравится как рисует природу, в особенности камни.
Иванов А.А.
Иванов А.А.
Тоже один из часто встречающихся портретов в школе, это Н.В. Гоголь. Картина ценна тем, что портер был написан прижизненно.
Моллер Ф.А. - Портрет Н.В. Гоголя
Неизвестный художник середины XIX века.
Картина "Цветы и плоды" от которой невозможно оторваться, хочется разглядывать все детали: изящная ваза, букет цветов, сочные плоды оранжево-желтых оттенков, стакан воды с лимоном и даже муха на груше. На неё приятно смотреть, любуясь прекрасным!
Хруцкий И.Ф. - Цветы и плоды, 1839 г.
Хруцкий И.Ф. - В комнатах усадьбы художника "Захареничи" Полоцкой губернии, 1855 г.
Беггров К.П. - Овальный зал Старого Эрмитажа.
Гагарин Г.Г. - Переправа горцев через реку, 1840 г.
В картине "Развал" мы видим нечто подобное блошиному рынку и можем наблюдать некую дикость и нелепость в плане того, что здесь продается и кто их покупатель.
Сорокин Х.Е. - Развал.
Клодт Фон Юргенсбург П.К. - Конь с водничим.
Одно из самых знаменитых картин Федотова "Сватовство майора", после которой художник получил звание академика. Картина ярко показывает как в середине XIX века сватали представителей купеческих и дворянских семей. Конечно, такой брак устраивал обе стороны, купец получал для своего потомства дворянские привилегии, а обедневший дворянин – сытую жизнь.
Федотов П.А. - Сватовство майора, 1815 г.
А вот и легендарная картина Пукирева "Неравный брак". В интернете можно найти целое описание картины, его читаешь словно детектив. Каждый персонаж продуман и не просто так здесь появился. Не поленитесь и почитайте.
Пукирев В.В. - Неравный брак, 1862 г.
"Неравный брак" висит в двух вариантах, большая и маленькая.
Пукирев В.В. - Неравный брак, 1862 г.
"Княжна Тараканова" картина с печальным концом.
Запертая в камере Петропавловской крепости молодая женщина ожидает конца. Нева вышла из берегов, город оказался во власти стихии. И узники тюрьмы были последним предметом заботы петербуржцев — самим бы уцелеть.
Женщина так молода, что лицо её, даже искажённое гримасой ужаса, остаётся красивым. Шёлк платья напоминает о времени былой роскоши. На первом плане художник изобразил крысу, также пытающуюся спастись, но очевидно, что скоро она разделит участь девушки. На столе — хлеб и вода. Тяжёлая атмосфера замкнутого пространства, из которого узнице не спастись.
Флавицкий К.Д. - Княжна Тараканова.
Именно портрет Перова считается по праву лучшим портретом Достоевского.
Прежде, чем взяться за работу, Перов неделю вел беседы с писателем и вызывал его на споры, чтобы запомнить выражение его лица в тот момент, когда тот был погружен в философские и нравственные рассуждения.
Перов В.Г. - Портрет Ф.М. Достоевского, 1872 г.
Перов В.Г. - Приезд гувернантки в купеческий дом, 1866 г.
Перов В.Г. - Охотники на привале, 1871 г.
Многие замечают, что от картины "Грачи прилетели" пахнет весной. Знаете, я согласна. Серое небо постепенно сменяется на голубое, снег тает образуя огромное озеро вокруг, дует свежий холодный ветер, на фоне хлопочущие грачи перебираются с ветки на ветку, вьющие гнезда. Художник так же нам показывает необъятность бескрайних просторов России.
Савросов А.К. - Грачи прилетели, 1871 г.
Васильев Ф.А. - В крымских горах, 1873 г.
Боголюбов А.П - Катание на Неве.
А вот в зале Айвазовского я застряла надолго, он поистине самый настоящий маринист.
Айвазовский И.К. - Черное море, 1881 г.
Айвазовский И.К. - Вид Леандровой башни в Константинополе, 1848 г.
А здесь довольно интересная деталь...
В 1887 году Академия художеств торжественно отмечала 50-летний юбилей творческой деятельности Ивана Айвазовского. Этот праздник приобрел общероссийский характер. В память этого события художник дарил свои живописные миниатюрные марины, вмонтированные в фотопортрет, близким, друзьям, а также преданным поклонникам его творчества.
Если не ошибаюсь в Третьяковской галереи представлены всего два экземпляра миниатюры, но я почему-то запечатлела только один.
Айвазовский И.К. - Ночь в Феодосии, 1887 г.
Айвазовский И.К. - Лунная ночь на Босфоре, 1894 г. (верхняя); Морской берег - 1840 г. (нижняя).
К сожалению, из-за бликов не могла передать всей красоты картины "Лунная ночь на Капри", её в живую то сложно было рассматривать.
Айвазовский И.К. - Лунная ночь на Капри, 1841 г.
Так виртуозно передать атмосферу бушующего моря мог только Айвозвский! Это некая трагичность беды с моряками и с посылом о чудесном спасении, о чем свидетельствует присутствие радуги (она слева, еле заметная).
Айвазовский И.К. - Радуга, 1873 г.
Айвазовский И.К. - У крымских берегов, 1890 г. (верхняя); Встреча рыбаков на берегу неаполитанского залива, 1843 г (нижняя).
Аллегория противостояния человека и могущественной морской стихии.
Айвазовский И.К. - У берегов Кавказа.
Картина "Незнакомка" мне тоже импонирует. На время я застыла и рассматривала на ней бархатную шляпку с перьями, пальто украшенное мехом и лентами, муфту и тонкие кожаные перчатки. Взгляд царственный, таинственный и немного грустный.
Крамской И.И. - Неизвестная, 1883 г.
Куинджи А.И. - Север, 1879 г.
Куинджи А.И. - Днепр утром, 1881 г.
Очередной женский портрет, который зацепил мой взор.
Маковский К.Е - Портрет С.Л. Строгановой, 1864 г.
Сверчков В.Д. - Цветы и фрукты, 1885 г.
На картине "Всё в прошлом" изображены две женщины, прожившие основную часть жизни и теперь, на склоне лет, тихо и мирно отдыхают, греясь в лучах весеннего солнца.
Интересный факт.
После написания картины «Всё в прошлом» у Максимова более не было произведений такого уровня. Чтобы заработать на жизнь себе и своей семье, он многократно повторял эту картину, которая пользовалась популярностью у покупателей. Всего было написано более 40 авторских повторений.
Максимов В.М. - Всё в прошлом, 1889 г.
Перед нами арестантский вагон, а за его зарешеченным окном – «преступники». Здесь и солдат, и крестьянка, и мастеровой, и молодая мать с ребенком.
Ярошенко Н.А. - Всюду жизнь, 1888 г.
Моя одна из любимых картин, это "Утро в сосновом лесу". Ассоциируется с детством и шоколадками с оберткой этой картины. Помню как бережно хранила фантик между страницами в книге и она служила некой закладкой. Именно с этим изображением купила себе магнитик на холодильник, чтобы любоваться картиной и вспоминать об грандиозном походе в Третьяковскую галерею.
Шишкин И.И. - Утро в сосновом лесу, 1889 г.
«Дождь в дубовом лесу» — пейзаж, который призван передать всю красоту влажного лесного воздуха, запах травы, дубовых листьев, призрачное сияние света после дождя, состояние тумана, наполняющего все вокруг тишиной и покоем.
Шишкин И.И. - Дождь в дубовом лесу, 1891 г.
Шишкин И.И. - На окраине дубового леса, 1882 г.
В основе сюжета - захватывающая народная сказка. Царевич с похищенной Еленой Прекрасной убегают от погони на верном Сером Волке. Тревожно всматривается царевич в дремучий лес, уверенно и крепко держит он Елену. Похищенная же полностью покорилась своей судьбе. Прижавшись к своему похитителю, она старается не смотреть вокруг, напуганная самим похищением, лесом, волком.
Васнецов В.М. - Иван-царевич на сером волке, 1889 г.
Васнецов В.М. - Аленушука, 1881 г.
Васнецов В.М. - Иван Грозный, 1897 г.
"Богатыри" является просто гигантской картиной в галереи, её размеры составляют 295,3 × 446 см. Интересный факт, Васнецов работал над картиной около двадцати лет, а затем она была выкуплена Третьяковым для своей коллекции.
Васнецов В.М. - Богатыри, 1898 г.
Суриков В.И. - Боярыня Морозова.
Это первая историческая картина Репина. На нем изображена царевна Софья, которая подняла мятеж против своего брата Петра I и оказалась заключённой в монастыре. На лице мы видим ярость, гнев и одновременно бессилие.
Репин И.Е. - Царевна Софья Алексеевна через год после заключения её в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов и пытки всей её прислуги в 1698 году.
Единственный прижизненный портрет великого композитора Мусоргского. Репин рисовал его прям в больничной палате.
В запахнутом больничном халате поверх рубашки, с всклокоченными волосами, с непередаваемыми болью, отчаяньем и будто ощущением близости смерти в глазах Мусоргский кажется на этом портрете замершим то ли во мгновении, то ли в вечности.
Репин И.Е. - Портрет композитора М. П. Мусоргского, 1889 г.
Репин И.Е. - Не ждали.
Репин И.Е. - Не ждали (малый вариант).
Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. По линии матери Лев Толстой прямой потомок Ярослава Мудрого, по линии отца - легендарного Индриса, фигуры загадочной, неясной. Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица.
Репин И.Е. - Портрет Льва Толстого, 1887
Репин И.Е. - "На солнце" портрет Н.И. Репиной дочери художника, 1900 г.
Врубелю особенно хорошо удавалось изображение мифологических и сказочных персонажей и картина «Пан» входит в число его наиболее впечатляющих работ.
Врубель М.А. - Пан, 1899 г.
Сколько не смотрю на картину "Сирень" всё время ловлю себя на мысли, что картина незаконченная.
Врубель М.А. - Сирень, 1901 г.
Врубель М.А. - Принцесса Грёза.
Врубель М.А. - Фауст.
Врубель М.А.
Работа Врубеля в стиле майолики.
Врубель М.А. - Морской царь, 1899 г. Майолика.
Врубель М.А.
Потрясающий камин с его деталями.
Произведение представляет собой яркий пример русского модерна, одной из особенностей которого было обращение к живописным композициям на сюжеты народных былин. Врубель выбрал известный русский эпос новгородского цикла о двух богатырях – былину «Вольга и Микула Селянинович», а конкретно ‒ сцена встречи могучего русского пахаря Микулы и варяги-воина Вольги.
Врубель М.А. - Камин "Микула Селянинович и Вольга", 1900 г.
Врубель М.А. - Камин "Микула Селянинович и Вольга", 1900 г.
Врубель М.А. - Камин "Микула Селянинович и Вольга", 1900 г.
Вот такой вариант "Сирени" мне понравился больше, есть ощущение законченности. Центральное место на ней занимает большой куст сирени. Среди яркого куста едва можно заметить таинственную фигуру, силуэт женщины одетой в темное. Не эта ли девушка, преследуемая паном, скрывается под сумеречной тенью сиреневого куста?
Врубель М.А. - Сирень, 1900 г.
Врубель М.А. - Философия, 1899 г. (Гипс, акварель)
Поздравляю, мы обошли весь первый этаж, теперь поднимаемся на второй. Нас встречает огромная и объемная картина из металла.
Казанский И.П, Незлобина Н.М. - Вид на театральной площади Москвы в 1856 г. (Гальванопластика)
Казанский И.П, Незлобина Н.М. - Вид на театральной площади Москвы в 1856 г. (Гальванопластика)
Казанский И.П, Незлобина Н.М. - Вид на театральной площади Москвы в 1856 г. (Гальванопластика)
Казанский И.П, Незлобина Н.М. - Вид на театральной площади Москвы в 1856 г. (Гальванопластика)
Казанский И.П, Незлобина Н.М. - Вид на театральной площади Москвы в 1856 г. (Гальванопластика)
Люблю картины с природой. Сразу представляю деревню, тишину, уединение.
Поленов В.Д. - Заросший пруд, 1879 г.
Если сравнивать фото молодого Чехова и эту, где он изображен уже взрослым мужчиной, сразу чувствуется огромная разница. В молодости взгляд был полон энергии и сил, а на портрете уже статный мужчина, стал строже, тверже и одновременно печальнее.
Браз И.Э. - Портрет А.П. Чехова, 1898 г.
Это был последний год жизни композитора, ознаменованный созданием Симфонии № 6 («Патетической»). Отзвуки этой трагической музыки будто слышатся в напряженном, выразительном лице Чайковского. По воспоминаниям М.И. Чайковского, брата композитора, Пётр Ильич позировал Кузнецову прямо в театре в перерывах между репетициями.
Кузнецов Н.Д. - Портрет П.И. Чайковского, 1893 г.
В картине «Старый Сурамский перевал» художник создает суровый и величественный образ древних кавказских гор со снежными вершинами, окутанными дымкой облаков и глубокими темными ущельями. Неожиданно возникает крохотный, но хорошо заметный среди громады гор поезд с весело летящим из труб серебристым дымом, мчащийся к розовато-палевому закатному небу, – примета современной жизни.
Киселев А.А. - Старый Сурамский перевал, 1891 г.
Это моя одна из любимых картин изображения осени. Здесь словно смотришь в окно и наблюдаешь самый красивый момент осени, богатый сочными, благородными красками. Деревья уже полностью пожелтели, но листва еще держится на ветвях.
Остроухов И.С. - Золотая осень, 1886 г.
Левитан И.И. - Март, 1895 г.
Левитан И.И. - У омута, 1892 г.
Не то что бы я фанатка этой картины, но на память захотелось запечатлеть её. О ней так много шума и критики. Лично мне приятен колорит состоящий из красного, пурпурного, синего, зеленого и желтого цвета. Но пугают женские загорелые лица, которые похожи на переодетых мужчин, особенно тот что в правом и самом левом углу.
Малявин ф.А. - Вихрь, 1906 г.
Виноградов С.А. - Крымский пейзаж, 1913 г.
Грабарь И.Э. - Февральская лазурь, 1904 г.
Каждый персонаж в этом маленьком шествии занимает свое место согласно установленному порядку. Седобородый старик-отец в овчинном тулупе подобен некрасовскому Морозу-воеводе, единолично царящему в своих владениях. Сжимая рукой надежный посох, глава семейства шагает рядом с чванливой женой, укутанной в платок. Впереди, словно лебедь, выступает молодица – красавица-дочь на выданье в белом тулупе с вышивкой и меховой оторочкой. Позади идет сын с женой и детьми. Группу замыкает похожая на мать старшая дочь, ожидающая ребенка, вместе с молодым супругом.
Иванов С.В. - Семья, 1907 г.
Рябушкина А.В. - Свадебный поезд в Москве, 1901 г.
Бах Р.Р. - Николай Гоголь, 1902 г.
Антокольский М.М. - Петр I, 1872 г.
Самая дорогая картина в Третьяковской галереи это "Девочка с персиками".
Серов В.А. - Девочка с персиками.
Серов В.А. - Портрет императора Николая II, 1900 г.
Картина "В саду. Гурзуф" привлекает меня своими яркими красками, она словно пронизана насквозь светом. Придает колориту солнечные лучи на платьях молодых дамочек, лиловые тени, зеленые скамейки, пестрая подушка, небо.
Коровин К.А. - В саду. Гурзуф, 1914 г.
Долго рассматривала "Фарфор и цветы", какая тонкая работа нарисовать столько деталей: фарфоровые вазы с цветами, заварочный чайник, сахарница, чашка, молочник, подсвечник.
Головин А.Я. - Фарфор и цветы, 1915 г.
По словам художницы, зима в том году наступила рано, всё вокруг было занесено снегом, а в доме было тепло и уютно, и она «начала рисовать себя в зеркале и забавлялась изобразить всякую мелочь на туалете»
Серебрякова З.Е. - За туалетом. Автопортрет, 1909 г.
Головин А.Я. - Умбрийская долина, 1910 г.
Данная скульптура меня впечатлила больше с задней стороны, уж простите.
Борисов-Мусатов В.Э
Сапунов Н. - Ваза цветы и фрукты, 1912 г.
На фоне строящегося светлого града, среди строителей в белых одеждах, выделяется князь в красном плаще, под руководством которого разворачивается грандиозное строительство — не просто возводится город, но строится и слагается славное будущее Великой Руси.
Рерих Н. - Город строят, 1902 г.
Рерих Н. - Гонец. Восста род на род,
Как и во многих картинах Рериха, в картине "Заморские гости" у персонажей нет четких лиц. Чувствуется техника Куинджи, ведь именно он был его учителем. Картина наполнена элементами, которыми изобилуют работы древнерусских мастеров прикладного искусства: ладьи, красные паруса, темно-синяя река.
Рерих Н. - Заморские гости, 1901 г.
Рерих Н. - Гуга чохан.
Рерих Н. - Ашрам, 1931 г.
Смотря на картину "Новый трактир" словно можно услышать детский смех и зимние забавы ребятни.
Крымов Н.П. - Новый трактир, 1909 г.
Картина "Ветреный день" меня окунула в воспоминания картин Ван Гога.
Крымов Н.П. - Ветреный день, 1908 г.
Художник точно передает местный египетский колорит. В один момент поймала себя на мысли, что это словно полароидная фотография.
Сарьян М.С- Финиковая пальма. Египет, 1911 г.
Судейкин С.Ю. - Бабье лето, 1916 г.
Не могла пройти мимо натурщика. Если смотрели сериал "Викинги", то наверняка помните такого персонажа как Харальда Прекрасноволосого. Так вот, именно его мне напоминает этот натурщик.
Чистяков П. - Натурщик, 1858 г.
Коненков С.Т. - Сон, 1913 г.
Подведем итог
Много известных картин русских художников;
62 комнаты, свыше 200 тысяч картин;
Нельзя прикасаться к картинам и бюстам;
Можно фотографировать, но запрещена вспышка на фотоаппарате;
Хоть и указано, что на картинах антибликовое стекло, это не так. Практически все картины с бликами. Их не только невозможно нормально сфотографировать, но и в живую сложно разглядеть;
Практически в каждой комнате есть смотрительница. Некоторые охотно могут помочь с вопросами, а к некоторым и по лицу понятно, что не стоит подходить. В принципе такое поведение мне логично, в день большой поток людей, с каждым не наулыбаешься. Некоторых и вовсе тихо обходишь стороной, так как они просто напросто спят сидя;
На входе стоит охранник, не пропускает с габаритными вещами. Меня пропустил с небольшой сумочкой и маленькой бутылкой воды, хотя вроде как это тоже запрещается. Совет, если прям совсем без воды не можете, возьмите с собой небольшой бутылек и спрячьте в сумочку. Не вздумайте пить в зале рядом с картинами, тут же подбежит смотрительница с фразой "У нас воду не пьют!". Поэтому советую отойти в сторонку и незаметно попить. К чему я это, да потому-что в случае плохого самочувствия, никто там не подаст руку помощи, а уж тем более стакан воды, почитайте в этой ветке отзыв девушки и сразу станет понятно;
Так же хочу отметить, что в залах практически нет мест для отдыха, а ходить придется много и долго. Да, стоят местами скамейки, но их так мало, что не хватает из-за большого скопления людей;
В залах прохладно, но комфортно +18-20°С. Не советую идти в открытой обуви и легком платье, можно замерзнуть;
При входе на первом этаже много сувенирных магазинов с изображением картин из Третьяковской галереи. Можно найти по приемлемым ценам и по дороже.
Вот примерно столько людей вместе с тобой перемещается по залу. Местами это мешает лицезреть картины и приходиться ждать, когда они разойдутся.