Опубликовано 11 Август, 2019 - 21:00

Чем отличается научный и здравомыслящий атеистический подход (бывают еще и предвзятые, и таких весьма много, увы. Но не будем сейчас о них) от религиозного? Всем! И прежде всего умением автора сосредоточиться непосредственно на выбранной ими тематике, чтобы не убегать постоянно в другую сторону. Как, например, получилось в рамках этой превосходной работы, которой я остался крайне доволен.

Несмотря на то, что книга написана атеистом (а может быть именно поэтому) здесь нет ненавязчивых, а то и прямых "истин" формата "только ислам является истиной, и Аллах помогает всем верующим в Него", или тем паче "ислам есть заблуждение и выдумка дьявола, дабы увести души от света нашего Господа". Поймите меня правильно - я только ЗА религиозные дебаты между священнослужителями своих культов. Но там, где и ожидаешь это.

А в исследовательской работе ожидаешь именно исследования, выводы в главах, подведением некой общей черты, и желательно в объективном срезе восприятия, без добавления туда "религиозности". Её хватает и так, мы ведь говорим сейчас про одну из мировых религий. И потому я так доволен этой работой, так как Дмитрий Евгеньевич блестяще справился с поставленной перед ним задачей, и ни разу не скатился на уровень "а вот мусульмане такие-сякие".

Поэтому повторюсь, что это прекрасный пример действительно качественно проделанной работы, где человек максимально объективно пытается рассказать про такой феномен как ислам, не беря в расчет его "богоизбранность", а рассматривая его исключительно с точки зрения всевозможных человеческих факторов, которые могли породить это явление, которое позже сформировалось в мировую религию.

Кому я могу порекомендовать этот небольшой по объему, но очень емкий в плане количества информации труд? Думаю, что всем, кто интересуется религией или чужой культурой, и кому интересно немного приобщиться к истокам ислама, выкинув из проповеди какого-нибудь имама всевозможные ставки про верность их пути, избранность пророка, и другие наслоения, которые действительно мешают при изучении религии с точки взгляда со стороны.

Мне, например, именно этим и не нравятся так называемые духовные послания или брошюрки от всевозможных духовных деятелей, где от обещанной ими первоначально темы ничего нет,а все остальное забито их проповедями об спасении через призму их религии, так как только она одна дарует нам божественную любовь.

Обещаю друзья, что на страницах этой работы вы найдете только то, что вам обещали в аннотации: рассмотрение становления ислама как мировой религии, и причины его формирования именно в таком формате, в котором он сейчас существует.

Интересно, доступно, запоминающе. Определенно стоит прочитать для общего развития и понимания. Особенно если вы считаете себя приверженцем иной религии, а то и вовсе атеистом. Не могу не посоветовать книгу для ознакомления и мусульманам, так как здесь нет ничего еретического, или принижающего их культуру и веру. Может быть кому-то эта работа поможет лучше узнать историю своей же цивилизации, и еще больше полюбить такой образ жизни. Собственно, почему бы и нет?


Формат издания: 70x108/32

Издательство: Издательство политической литературы

Тираж: 50000

Год выпуска: 1990

Количество страниц: 288

ISBN: 5-250-01217-5

Тип обложки: Твердый переплет

Вес в упаковке, г: 240

 

Описание

Эта книга представляет собой одну из первых в нашей литературе попыток дать развернутую картину истории и современного положения ислама о точки зрения этнографической науки. Привлекая обширный историко-этнографический материал, автор, доктор исторических наук, рассказывает о происхождении ислама, истоках и особенностях Корана, специфике мусульманской обрядности и культа у различных народов мира. Знание того, как и почему возникли мусульманские обычаи, обряды, праздники, особенности поведения мусульман, позволяет глубже понять образ жизни и стиль мышления народов, исповедующих ислам.
Рассчитана на широкий круг читателей.

 

Конечно же в такой небольшой работе невозможно в полном объеме обхватить все аспекты становления ислама как мировой религии, но автор и не ставил перед собой такую задачу. Он достаточно просто, и в тоже время доступно расписывает и показывает исторические предпосылки, которые способствовали появлению человека, который сможет создать здесь новую религию, и стать её пророком, говорящим от лица Аллаха. И с его доводами можно спорить, а можно задуматься и даже согласиться.

Ислам формирует повседневные навыки поведения, бытовые привычки — омовение, регулярную молитву, месячный пост, отвращение к свинине и т. п. Все это становится практически условными рефлексами, входящими в плоть и кровь правоверного мусульманина.

И чтобы меня никто обвинил в нетерпимости чувств верующих, все написанное здесь не отменяет того факта, что Господь именно с помощью всех перечисленных выше факторов мог выбрать своего пророка для того, объявить о новой религии, которая есть истина, и последний шанс для спасения рода человеческого. А что все это происходило без чудес, и вполне в рамках логики и возможностей региона и людей - так что в этом собственного плохого? Зачем Творцу вообще создавать то, что Он будет нарушать? Не логично же : )

Знать образ жизни и мышления мусульманина исключительно важно для практических работников нашей страны, которым приходится жить и работать в мусульманских государствах либо так или иначе встречаться с их представителями. А такие контакты становятся все более частыми, широкими и глубокими по мере развития наших взаимоотношений — экономических, культурных, научных — со странами Востока, где и сосредоточены основные массы верующих мусульман. Необходимы эти знания и для советских туристов, посещающих страны Азии и Африки.

Автор большой умница, и просто замечательно соединил в своей работе глобальную характеристику мировой религии, взяв за основу не только зарождение, но и предысторию региона, показав тем самым особенности мышления, экономического, социального и других факторов, которые напрямую влияли на развитие влияния новой религии. Понимая истоки, можно увидеть и причины определенных выводов или взглядов на тот или иной вопрос, которые сейчас для всех мусульман мира являются незыблемой традицией, которую они не нарушают.

В последней главе книги отмечено воздействие ряда исламских канонов, особенностей мышления мусульманина на замедленную эволюцию феодализма, запоздалое возникновение капиталистических отношений многих стран Азии и Африки, отставание науки, техники и культуры в этих странах. А это в свою очередь явилось в Новое время, особенно в XIX веке, одной из причин отсталости мусульманского Востока от передовых рубежей мирового общественного прогресса, стало предпосылкой закабаления многих афразийских стран державами Запада. Такой вывод, вытекающий из изучения исторических фактов, показывает несостоятельность утверждений об «извечной прогрессивности ислама».

Работа рассматривает все стороны ислама, и его аспекты, показывает причины, по которым власть всех аспектов тогда еще немногочисленной общины оказалась в руках непосредственного Пророка, что в будущем, после его смерти, и развития ореола влияния ислама стало прямым продолжением политики наследников Мухаммеда. В целом достаточно здравые и логически объяснения надо сказать. И ничего лишнего, все вполне здраво, и действительно объясняет причины синтеза в исламе сразу и религии, и государства, что считается единым и нераздельным.

Ведущая роль кочевого скотоводства в хозяйстве аравийцев объясняется географо — климатическими условиями: лишь отдельные районы полуострова, в основном на юге, например в Йемене, пригодны для земледелия; остальную часть аравийской территории занимает пустыня с редкими небольшими оазисами.

В книге рассматривается философия мусульман, даются совсем краткие обзоры наиболее знаменитых халифатов, и причины раскола религии на несколько течений, который обвиняли друг друга в искажении истины, и утверждая только себя истинными наследниками слов Пророка и вершителями воли Аллаха. Нечто подобное мы уже проходили у десятка других религий, и мусульмане не стали исключением, так как в любой религии последователями являются именно люди.

Основателем новой религии — ислама был Мухаммад. Мусульмане разных национальностей произносят это имя по-разному: турки — Мухамет, персы — Мохаммед; старое русскоё произношение — Магомет. Родился пророк ислама около"570 года, умер в 632 году. Свои проповеди он начал в родном городе — Мекке. Затем, в 622 году, переселился в Ясриб, который получил название «Медина (точнее — аль-Мадина, сокращенное от «Мадинат ун-на-би» — «Город пророка»). Здесь он и похоронен в заложенной им мечети Масджид ун-наби, к которой примыкал его дом.

А психология человека в этом аспекте не изменилась до сих пор : )

Здесь вообще очень много полезной и интересной информации, раскрывающий причины традиций, истоки возникновения, что позволяет понимать и появление сакральности в некоторых поступках или ритуалах, которые ранее оправдывались банальной необходимостью не только выживания общины, но в том числе для увеличения влияния новой религии в целом, и возможности контролировать регион, так как несмотря на быстро зародившую искру веры, которая повела за собой людей, у пророка Аллаха хватало и внешних врагов.

Согласно мусульманской традиции, Коран непереводим на другие языки. Мусульмане, для которых арабский язык не родной, заучивают наиболее важные части писания наизусть, часто не понимая их смысла. Язык Корана непонятен и для тех арабов, которые не знают литературного арабского: разговорные диалекты, а на них говорит подавляющее большинство населения современных арабских стран, очень далеки от коранического языка.

Несмотря на то, что материал вышел из атеистической школы, как я уже упоминал ранее, автор ничем не умаляет феномен ислама, а просто рассматривает его без религиозной окраски, опираясь на традиции, историю, и другие исторические феномены, которые влияли на те или иные предания, вошедшие в будущем в священную книгу Аллаха. Ну что я могу сказать друзья? Здорово. Побольше бы таких вот независимых разборов, и глядишь, мир был бы значительно лучше.

Мухаммад в начале своих проповедей часто клянется, как это делали и кахины. Причем больше всего клятв со держится в сурах раннего мекканского периода — тридцать, позднего мекканского — уже меньше, только шесть, а мединского — лишь одна. Влияние кахинов постепенно ослабевает.

В работе много арабских терминов и слов, которые автор переводит и адаптирует под наш язык. Но упоминание оригинальных терминов и символов также добавляет значимость этой работе, которая в моих глазах становится только лучше. Так что ИМХО: это одна из лучших возможностей познакомиться поближе с верой и культурой ислама без призмы религиозных мистерий, или попыток рассказать вам о том, что так "было всегда, и сам Аллах велел так делать".

В Коране запечатлены некоторые географо-климатические особенности Западной Аравии, отдельные сведения по истории, главные черты хозяйства аравийцев. За исключением поверхностных сообщений о Египте, Синае, Палестине, Вавилоне, заимствованных Мухаммадом из иудейских и христианских источников, «география» Корана весьма конкретна. Она ограничена названиями городов, селений и местностей Хиджаза. Это — долина Мекки, сам этот город — его название дано в двух формах: Мекка и Бекка (48:24; 3:90). Кстати, в греческих источниках оно звучит как Бакха. Говорится в Коране также о Медине (9:102; 33:60), названо и ее старое имя — Ясриб, точнее — Йасриб (33: 13). Из других топонимов упомянуты Бадр (3:119), Хунайн (9:25), Сафа и Марва (2:153). Все это — места, с которыми связаны важные для Мухаммада события — сражения с противниками ислама, заключение с ними различных соглашений и т. п.

Отличная работа, очень многогранный труд человека, который действительно разбирается в том, про что он пишет, а не просто поверхностно пытается осудить всех мусульман с точки зрения материализма или философии марсизма, которые были бы здесь неуместны. Поднимаю палец вверх, и ставлю максимально высокую оценку.

Благодарю всех, кто заглянул на огонек. И надеюсь, что до новых встреч друзья. Берегите себя.

††Ищущи醆рекомендует
Читать все отзывы 1
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
11.08.2019
О, я даже не знала, что существуют такие непредвзятые мнения. Спасибо, захотелось почитать
Приятного ознакомления : )
12.08.2019
Спасибо, очень интересно. Отличный отзыв, книгу захотелось прочитать.
Приятного ознакомления : )
Было бы интересно почитать.
У родни в бане валялась. Я в шоке, так как не ожидал, что смогу оттуда хоть что-то годное еще утащить. Я наивно полагал, что уже давно все утащил, что только можно было.
Смотрите также