Опубликовано 21 Июнь, 2022 - 22:26

Всем привет, друзья! С вами Ищущий , и мы ищем хорошие книги : )

Сегодня я хотел бы поговорить с вами про замечательную повесть "метель", написанную нашим соотечественником, и которую я могу смело рекомендовать всем, кто хочет познакомиться поближе с творчеством Владимира Сорокина, но слишком много слышал противоречивых отзывов. Эта история в полной мере даст вам возможность увидеть уровень мастерства писателя, и насладиться колоритом его историй.

...сколько же ненужных вещей в мире... Их изготавливают, развозят на обозах по городам и деревням, уговаривают людей покупать, наживаясь на безвкусии. И люди покупают, радуются, не замечая никчемности, глупости этой вещи...

А если вам не понравится, то... Значит это просто не ваш писатель, друзья. И в этом нет ничего ужасного. Просто вам не нравится этот автор. В этом нет ничего плохого, так как каждый ищет то, что нравится именно ему. Так что в таком случае остается только пожелать вам поисков новых писателей, чьи работы вам обязательно понравятся. А я хочу поделиться своими эмоциями после прочтения очередной книги одного из неоднозначных авторов отечественной литературы.

Дураков много. А мудаков еще больше…

Это третье произведение Владимира, которое я прочитал, и пока что это самое лайтовое, что я у него читал. "Метель" лишена такой сатиристической дерзости, которая была в "день опричника", но эта повесть хороша именно как метафизическое определение той самой русской души - бескрайней и бесконечной. Как зимняя дорога, по которой движется герой истории доктор Гарин, везущий вакцину о странной чумы, поднимающей мертвецов из могил, и делающей их буйными и опасными для живых.

Какое чудо — жизнь! — думал он, вглядываясь в метель так, словно видя ее впервые. — Создатель подарил нам все это, подарил совершенно бескорыстно, подарил для того, чтобы мы жили. И он ничего не требует от нас за это небо, за эти снежинки, за это поле! Мы можем жить здесь, в этом мире, просто жить, мы входим в него, как в новый, для нас выстроенный дом, и он гостеприимно распахивает нам свои двери, распахивает это небо и эти поля! Это и есть чудо! Это и есть — доказательство бытия Божия!

Несмотря на ту ассоциацию, которая у вас скорее всего возникла после строк про странный вирус, я хочу сделать важное уточнение - повесть не про очередное восстание мертвецов. Его тут вообще не будет. Странная чума, которая заставляет доктора Гарина пробиваться через метель лишь предлог для его длительного путешествия. Аллюзия на жертвенность персонажа, который ради других готов отправиться в столь опасный из-за непогоды путь.

Кому повезет — у того и петух снесет.

Может быть, если бы у "метели" было бы продолжение, то Владимир расписывал бы нам и саму чуму. И тогда, может быть, любители оживших мертвецов могли бы получить в свои ряды еще одну историю, но не в этот раз, друзья! Здесь символом всего произведения является бескрайняя дорога, которая никогда не заканчивается. И зима. Даже не так, это не передает всю глубину непогоды - ЗИМА. Белоснежная, чарующая и смертельная своей красотой. Ей совершенно нет дела до глупцов, которые решатся отправиться в путь.

Он говорит о вере. Вера должна делать людей добрее. Люди должны любить людей. Два тысячелетия минуло со смерти Христа, а люди по-прежнему не научились любить друг друга. Не почувствовали свое родство. Не прекратили ненавидеть друг друга, обманывать, грабить. Люди не прекратили убивать друг друга. Могут ли люди не убивать людей? Если это возможно в одной семье, в одной деревне, в одном городке, то почему это невозможно хотя бы в одной стране?

Она вне человеческой драмы или проблем. Она просто есть. И только безумец посмеет бросить ей вызов.

Мое мнение о книге без спойлеров? Отличная метафизическая попытка передать ту самую непонятную русскую душу, про которую так много пишут, и которую не могут понять. Которая скрыта под толстым слоем снега. Которая может запутаться в случайных интрижках с женой мельника, и которая иногда тянется на запрещенные способы расслабиться. Но готовая на безумный поступок к виде марш-броска по снежной пустыни ради людей, которые нуждаются в вакцине.

Вернусь - непременно нaпишу ей, срaзу нaпишу, хвaтит игрaть в униженного и оскорбленного... Я не униженный и не оскорбленный... a онa чудеснaя, онa очень хорошaя, дaже когдa ведет себя кaк последняя дрянь...

И лично мне такое противоречие, которое раздирает героя кажется лучшим комплиментом в сторону нашего менталитета.

Не претендую на некую истину в плане понимания повести "метель", но мне действительно кажется, что здесь Владимир попытался полноценно изучить феномен нашего мышления, чтобы изобразить его в такой вот сказке для взрослых. Так как тут есть все необходимые элементы для такого формата - центральный персонаж, вынужденный совершить приключение. Верные товарищи, помогающие ему в этом, второстепенные персонажи, направляющие и дающие кров, затем сцена испытаний и морального выбора, и конечно же бесконечная дорога, по которой они движутся вперед.

Двигаться против ветра, преодолевать все трудности, все нелепости и несуразности, двигаться прямо, ничего и никого не боясь, идти и идти своим путем, путем своей судьбы, идти непреклонно, идти упрямо. В этом и есть смысл нашей жизни!

Пытаться искать здесь некий глубокий смысл можно, но... Как мне кажется, сама история является аллюзией в целом. На что именно каждый читатель решит сам. Если начать ударяться в некие религиозные или философские расшифровки, то в метели можно увидеть чуть ли идею туннеля, по которому персонажи идут на Страшный Суд. А их приключения - это лишь испытания разных кругов, на которых они могут "споткнуться" или пройти дальше.

Он говорит, что самое страшное на свете — когда казнят невиновного человека. Эта казнь гораздо страшнее убийства. Ибо убийство совершает преступник. Но даже преступник, совершая убийство, дает шанс жертве спастись. Жертва может убежать, вырвать из рук убийцы нож, позвать на помощь. Убийца может промахнуться, оступиться. Или просто ранить жертву.
Когда же казнят человека, ему не оставляют никаких шансов на спасение. В этом ужас и беспощадность смертной казни.

Так что повесть действительно получилась неоднозначной, и вот так категорично заявить о том, что я понял авторскую задумку я не могу, друзья. Хотел бы, но не могу. Для меня это отличная философская притча с колоритными персонажами и нашим духом. И я ничего не могу поделать с такими ощущениями. Мне нравится, и все тут. Может быть автор вообще вкладывал в текст совершенно другие идеи и мысли, такое тоже может быть. И вы не поймете, пока не попробуете сами.

Никогда не надо поступаться принципами. И не надо опускаться ниже плинтуса, совершать вынужденные ходы, как в шахматах. Не надо жить вынужденно, хватит хотя бы должностных паллиативов. Жизнь представляет тебе возможность выбирать. И выбирать то, что для тебя органично, что не заставит тебя потом мучиться от стыда за собственное безволие.

Так что если вы никогда ранее не читали Владимира Сорокина, но слышали про него разные мифы или мнения, то я могу порекомендовать приобщиться к его творчеству именно с этого произведения. Оно короткое, емкое, и интересное. Если вам понравится стиль написания и дух книги, то я могу поздравить вас с новым интересным автором. Если же у вас будут впечатления более нейтральные, или даже отрицательные, то в этом нет ничего страшного - сколько людей, столько и мнений.

Старики-возчики говорили: один едешь — на плечах по ангелу, вдвоем — один ангел, втроем — сатана в телеге.

Мне, например, нравится творчество русофоба Стивена Кинга. Я знаю, что он недолюбливает мою страну, мой народ, и мою культуру. Но это не мешает мне наслаждаться его творчеством, так как мне не интересны его личные взгляды на политику или другие вещи. Я читаю его книги. Поэтому, друзья, не спешите вешать ярлыки на творчество Сорокина в плане его любви к однополым связам, которые он якобы постоянно с удовольствием описывает в своих книгах.

Он с трудом открыл глаза. И увидел тьму. Тьма ржала.

Его образы всегда несут в себе смысл и метафору. И если читатели буквально трактуют его творчество, то это явно проблема читателей, а не автора : ) Так что пробуйте, и решайте сами. А мне остается только пожелать вам приятного знакомства с его работами. Я и сам продолжаю изучать его творчества, так как это только третья книга, которую я прочитал. И впереди у меня еще много интересных открытий, я уверен.

 

 

Издательство: АСТ, 2010 г.

Страниц: 304 (Офсет)

Масса: 262 г

Размеры: 174x135x16 мм

 

Аннотация:

 

Что за странный боливийский вирус вызвал эпидемию в русском селе? Откуда взялись в снегу среди полей и лесов хрустальные пирамидки? Кто такие витаминдеры, живущие своей, особой жизнью в домах из самозарождающегося войлока? И чем закончится история одной поездки сельского доктора Гарина, начавшаяся в Метель на маленькой станции, где никогда не сыскать лошадей?
Все это - новая повесть Владимира Сорокина.

Говоря о повести "метель", в голове стоит держать одну ВАЖНУЮ деталь для понимания книги - сюжет здесь сквозной, и скорее вторичный придаток, нежели первопричина книги. Я хочу сказать, что ветка путешествия доктора Гарина действительно важна для повествования, так как именно благодаря ней и начинается это приключение. Но здесь на первом месте именно сама дорога со снегом, нежели персонажи, который по ней двигаются.

— Где село?! — закричал доктор с ненавистью к метели, кладбищу, к дураку и ротозею Перхуше невесть куда заехавшему, к своим мокрым, мерзнущим в сапогах пальцам ног, к тяжелому, облепленному снегом пихору, к дурацкому самокату с дурацкой расписной спинкой и дурацкими карликовыми лошадьми в дурацком фанерном капоре, к проклятой эпидемии, занесенной в Россию какими-то сволочами из далекой, богом забытой и ни одному русскому человеку к чертям собачьим не нужной Боливии, к ученому проходимцу и резонеру Зильберштейну, выехавшему раньше на почтовых и не подумавшему о коллеге, докторе Гарине, а озабоченному только своей карьерой, к этой бесконечной дороге, окруженной сонными сугробами, со зловеще струящейся поверху змеей-поземкой, к этому беспросветному серому небу, худому, как решето, глупой, лыбящейся масляннороже, лузгающей семечки на завалинке бабы, небу, беспрестанно и беспрерывно сеющему, сеющему и сеющему эти проклятые снежные хлопья.

Переиначу свою мысль - основным персонажем истории является не доктор Гарин, который лишь движущая сила книги. В центре повествования стоит сама стихия, которую пытаются преодолеть герои истории. И читатели вместе с ними, так как в этой снежной буре очень легко заблудиться. Она не только преграда к поселению, которое нуждается в вакцине. Она еще и очищение, через которое должен пройти персонаж, чтобы завершить свой путь.

«Интересная она все-таки... — думал доктор. — Как все быстро произошло... Но я ведь хотел этого? Да, хотел. И ни о чем не жалею...»
— Хорошая жена у мельника, — улыбался Перхуша.
Доктор кивнул.
— Повезло, — рассуждал Перхуша, привычно сдвигая шапку со лба. — Кому повезет, как говорят, у того и петух снесет. Вот, барин, как бывает: один человек добрай, да сердешнай, а с бабой не повезло. А другой пьяница да ругатель, а жена у него золотая.

А если он окажется недостойным, если искушения на его пути будут слишком сильны, то он рискует заблудиться в этой метели, и никогда не выйти обратно. Не знаю как вам, а по мне очень метафизично, за что повесть мне и не понравилась : ) Как и действительно уникальное умение автора обыгрывать некоторые современные вещи. Чего стоят, например, маленькие лошадки размером с цыпленка, которые являются той самой "лошадиной силой", которая обычно упоминается в двигателе автомобиля?

Покровские купцы, сославшись на уход Авдота, недоплатили большим одну треть. И те в отместку в последнюю ночь насрали в колодец купцу Бакшееву. Тот колодец чистили потом дня три, вытащили ведрами большую кучу [ой] больших..

Не знаю, может быть вы и встречались с такой идеей в книгах других писателей, но я вижу такое впервые. Мне вообще нравятся переосмысления Сорокина в его произведениях. Они интересные и забавные. Ты никогда не знаешь в каком русле сработает его фантазия на этот раз. И это подкупает. Серьезно. Когда ты не знаешь что автор выкинет в этот раз, и ты ждешь его перлов, это цепляет, и заставляет искать его работы, чтобы просто сравнить впечатления.

Каждый человек рождается, чтобы обрести свой жизненный путь. Господь подарил нам жизнь и хочет от нас одного: чтобы мы осознали, для чего он одарил нас этой самой жизнью. Не для того, чтобы жить, как растения или животные, жизнью полноценной, но бессмысленной, а для того, чтобы мы поняли всего три вещи: кто мы, откуда и куда идем.

И да, я понимаю, что на основании ТРЕХ прочитанных книг делать выводы о творчестве, мягко говоря, еще рано, но не могу не заметить насколько разным получается колорит в этих историях. Они не похожи на друг друга, Владимир не повторяется, и у него получается каждый раз создавать нечто новое и противоречивое. Даже "метель" полна анахронизмов, которые он специально вводит в повествование, тем самым делая историю более реалистичной, и в тоже время давая понять читателю то, что это метафоры и образы.

Каждый человек рождается, чтобы обрести свой жизненный путь.

В общем, решайте сами, что именно вы хотите тут увидеть - суровую реальность с людьми, которым приходится сталкиваться. Или это образы, с помощью которых Владимир хочет донести до нас некие идеи, вложенные в персонажей и сцены остановок, во время которых они могут немного отдохнуть и собраться с силами. Для меня в большей степени ближе идея со вторым вариантом - что Владимир предлагает поиграть с читателем в сюрреализм и образы. Подходит вам такой формат или нет - вопрос уже другого характера.

Он вдруг понял, что Перхуша, этот бесцельный, никуда не стремящийся человечек, с его разболтанной неторопливостью, с извечной мужицкой надеждой на авось и есть то, что препятствует пути доктора, его прямому движению к целю.

"Метель" подкупает по двум причинам - по самобытности этого мира, напоминающего собой Имперскую Россию, находящуюся вне временных летоисчислений со своими особенностями и милыми анахронизмами, которые действительно прекрасно дополняют атмосферу повести. И по причине того, с какой душевность автор описывает каждый поворот в судьбе своего персонажа, как уверенно он ведет его вперед, к новым испытаниям.

Для меня эта история показалась неким испытанием, которое должны пройти люди, если они хотят помочь поселению в победе над странной чумой.

Угораздило напороться на эту пирамиду, - думал доктор, держась за спину самоката. - давно ю уже были в Долгом. Прав этот Козьма - сколько же ненужных вещей в мире... Их изготавливают, развозят на обозах по городам и деревням, уговаривают людей покупать, наживаясь на безвкусии. И люди покупают, радуются, не замечая никчёмности, глупости этой вещи... Именно такая омерзительная вещь и принесла нам вред сегодня... "

Не лишена книга и своей собственной, дорожной философии. Некоторые фразы можно смело растаскивать на цитаты, так как они прекрасны. Сатира, мастерство повествования, и прекрасный слог, показывающий уровень владения языком у писателя - я не знаю что еще нужно читателю для того, чтобы его заинтересовать. Я серьезно, эта повесть прекрасна, и не нуждается в лишней рекламе.

Лошади быстро успокоились и тоже смолкли. И лишь проказник чалый, забравшись хозяину мордой в рукав, покусывал его за руку.

Единственное, что я могу выделить в виде "недостатка" - практически все произведение является описанием бесконечной снежной дороге, по которой и движутся герои. Такой формат может понравиться не всем читателям, я это понимаю. Остальным же хочется пожелать только приятного погружения в эту философскую притчу с взрослыми вопросами и неоднозначными моральными поступками героев. Которые в очередной раз доказывают, что человеку свойственно быть ... человеком.

Доктору страшно захотелось в это темное тепло, сладко пахнущее лошадьми.

Во всех смыслах этого слова. И даже самый возвышенный и думающий только высшими категориями человек может оказаться любителем вполне обыденных и низменных страстей. Которые вроде как грех, и общество осуждает их. Но неохотно, прикрывая глаза. Дескать, никто не святой, и потому просто постарайся не попасться, и никто тебе слова дурного не скажет. И разве автор не прав в этой легкой иронии над обществом, которое любит осуждать других за то, что оно само делает, когда считает, что никто это не видит?

- Всю жизнь слушать дураков и мудаков! — зло бормотал он себе, двигаясь в густом, падающем в темноте снегу. — Слушать дураков! И слушать мудаков! Что ж это за жизнь?! Господи, что ж это за жизнь

"Метель" - прекрасна, друзья. С большим удовольствием поднимаю палец вверх, и рекомендую повесть для самостоятельного прочтения.

Спасибо всем, кто заглянул на огонек. И надеюсь, что до новых встреч. Берегите себя!

_________________________

З.Ы. Если вы интересуетесь книжными новинками или подборками артов по любимым вселенным, если вам интересно читать книжные рецензии, или хочется поделиться своими мыслями по поводу очередной прочитанной книги, то сообщество "живу с книгами" ждет вас! Мы рады всем, и с нетерпением будем ждать и тебя, друг. Присоединяйся!

††Ищущи醆рекомендует
Читать все отзывы 1
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
26.06.2022
Если я все же решу познакомиться с творчеством писателя, то точно начну с "Метели". Но пока чувствую себя всё же к этому не готовой 😂
Да это просто писатель : ) Он вроде даже нормальной ориентации, хддд.
13.09.2023
Много прочитала у Сорокина. Метель, действительно, самое лайтовое произведение автора, которое даже неискушенным читателям может зайти.
Меня слегка пугает, как детально автор описывает людей и местность, во время чтения прямо в голове возникают все эти пугающие сюрреалистичные картины)
Смотрите также