Опубликовано 16 Июнь, 2021 - 15:45

Всем доброго времени суток и хорошего настроения!

 

Итак, сегодня мой очередной кино-отзыв будет посвящен фильму "Идиот" по роману Ф.М. Достоевского, 2003 года выпуска. Производство: Россия.

Данный фильм смотрела и пересматривала несколько раз (как по ТВ, так и в интернете, он-лайн). И вот недавно смотрела старую версию романа 1958 года выпуска и конечно, чтобы сравнить в очередной раз постановки, пересмотрела этот сериал.

Формат фильма - сериал и на мой взгляд - это удачное решение, так как именно в такой формат легче всего можно стиснуть все детали/монологи/диалоги/рассуждения и т.д. персонажей произведения Достоевского, именно так логичней и лучше раскрываются многие психологические аспекты, а также немаловажные детали (чего нет в фильме 1958 года, так как формат был очень концентрированным и была отснята всего лишь 1 часть). Здесь можно сказать отдельное спасибо режиссеру Владимиру Бортко и сценаристам, за то, что не отклонились от первоначального источника и дали персонажам достойное экранное время (а актерам раскрыться по максимому). Вообще, Достоевского очень трудно перенести в какой-либо формат - будь то фильм или сериал. Он настолько объемен и настолько непрост для постановки, что любое отклонение, любая оплошность режиссера или сценариста (и актеров) - будет фатальным для фильма/сериала.

Плюсы:

  • Качественные съемки и отличная работа оператора.
  • Атмосфера и костюмы - все выполнена на 100%, все подходит и отвечает тому времени.
  • Хорошо проработанные сценарий (и ура - нет никакой современщины, которая частенько портит сегодняшние постановки классических произведений). Действительно не стали отклонятся от Достоевского и капнули, прямо, как в книге до самого конца. Выдержанная и грамотная постановка. Редко, когда нынешние постановки классики бывают удачными - это случай, как раз тот, когда снято очень хорошо.
  • Отличная режиссура.
  • Классный и удачный подбор актеров в целом и прекрасная актерская игра.
  • Фильм поставлен согласно книге, без ненужных дополнений или купюр, либо современных или странных вкраплений.
  • Музыкальное сопровождение.

Минусы:

  • Не смотря на в общем и целом достаточно удачный актерский состав, роль ГГ - Настасьи Филипповны осталась для меня не такой яркой, не такой искренней, как если сравнивать сериал с фильмом 1958 г. Да, Лидия Вележева неплохая актриса, да, она неплохо отработала свою роль, но вот на мой взгляд она какая-то не естественная. Или это просто не ее роль, сложилось ощущение, что с ее стороны была именно игра, которую видно, многое было не искренне, а именно наиграно. В книге и в постановке 1958 года - ГГ именно роковая женщина, она старается прятать свою боль, но она проскальзывает в ее глазах - это то и заметил князь Мышкин в первый раз, когда еще только ее портрет увидел. А здесь мы, зрители, видим много сыгранного по шаблону. Да, она то и дело произносит гневные речи, то и дело сверкает глазами, старается показаться себя гордой, но вот именно - старается, но у книжной Настасьи проглядывает боль и отчаяние, но не агрессия или злоба. А еще надменность, которая вовсе не есть гордость. В книге - Настасья Филипповна человек страдающий, но при этом за эту гордость внешнюю свои страдания прячущий. В данной постановке - все куда-то ушло, на первый план вышла наигранность, неестественность, надменность и какая-то злость. Не импонирует мне именно ТАКАЯ Настасья Филипповна. Эх, все же пока (на мой взгляд) Юлию Борисову еще никто не переплюнул в этой роли.

У Вележевой - вроде бы неплохо, но много этих самых "но", которые не дают воспринимать ее как книжную ГГ. Все же именно наигранность выпирает, это то, что бросилось сразу и резало как глаз, так и слух. Не удается держать на должном уровне внимание зрителя в течении всего сериала. Что-то искусственное, не позволяющее до конца и верно раскрыть образ ГГ.

  • Также не очень порадовала концовка - ее, на мой взгляд, довольно сильно растянули - аж на целую серию. Много ненужного времени, которое не добавляет нужного накала или напряжения перед трагическим, а наоборот делает зрителя уставшим, чтобы воспринять кульминацию. Именно из-за некоторой затянутости развязка выглядит не такой страшной и трагичной. Она выглядит как будто естественной. Шли-шли до известного и пришли, без сюрпризов и без натянутых нервов до предела, все и так ясно. Вот такое впечатление произвела концовка. Ну, может такая задумка и была изначально.

Что еще понравилось?

  • Остальная актерская плеяда - отлично. Очень порадовал блестящий тандем Машкова (Парфен Рогожин) и Миронова (князь Мышкин). Оба они просто 100%-е попадание в образы. Вот именно такие они и есть - настоящие, как из книги. Была очень рада, что именно их противостояние и их такое переплетение актеры сыграли просто блестяще. Все как надо, ничего не испортили. Даже эпизодические и полу-эпизодические роли выдержаны неплохо. Правда, Боярский в роли Келлера все же пытался косить под мушкетера 😊 но его вовремя утрясли (видимо так). 😊

  • У каждого персонажа своя история - она прослеживается от начала и до конца. За каждым интересно наблюдать и хочется узнать о судьбе каждого. Это отличный и нужный ход, который закрывается многие зрительские вопросы и ставит некую точку в фильме.

  • Отдельно хотелось бы выделить монологи и диалоги в фильме. Особенно монологи князя Мышкина (умение так просто выразить главное, заглянуть в суть), диалоги и размышления Мышкина и Рогожина. Не смотря на то, что актеры старше своих книжных героев - они так здорово передали всю суть, все существо и всю натуру персонажей, что можно и десять звезды поставить. Тут веришь и чувствуешь вместе с персонажами, а сцены, надо отметить, очень глубокие и очень напряженные по своему психологическому накалу.

Одно братание и обмен крестами Рогожина и Мышкина чего стоит - ведь Мышкин в этот момент озвучивает мысли самого Рогожина и хочет (просто как мать) уберечь своего названного брата от страшного поступка. Да и в конце - как Мышкин успокаивает Рогожина = этот просто материнский жест, то как он прижимает Рогожина (недавно убившего Настасью Филипповну) к своей груди. Это жест не просто успокоения - это жест защиты, он старается как можно лучше уберечь Рогожина от него самого. Это очень тонкая и страшная сцена сыграна просто блестяще.

  • Атмосфера, локации, музыка, цвета и визуальный ряд - тоже задает определенную нотку и затягивает. Все настолько удачно подобрано, что просто не зачем и не к чему придраться. 😊 Отлично передает атмосферу и заключительные сцены сериала. Последний разговор Рогожина и Мышкина в этих темных комнатах и темных полу-тонах - просто мороз по коже.
  • За музыку отдельное спасибо и респект Игорю Корнелюку - все же он классный композитор и его музыка именно к фильмам отличная. Ее нельзя не узнать. 😊 Знакомые аккорды и особая атмосфера. И в этот раз музыкальное сопровождение накладывается на фильм и сюжет естественно, усиливая акцент.

Выводы: фильм, а точнее сериал, порадовал удачной постановкой. Максимально сняли по книге. Отличная атмосфера и музыкально сопровождение. Сюжет драматичный, сложный, тонкий и не такой простой для постановки, как может показаться на первый взгляд. Порадовало и то, что не подвели актеры (особенно главные противопоставленные друг другу персонажи Рогожина и князя Мышкина), замечательная режиссерская работа. Удачная (из современных) постановка классики. Хороший фильм - стоит смотерть (даже тем, кто читал саму книгу).

 

Всем добра, тепла и позитива!

Достоинства
  • Всё по книге
  • Евгений Миронов и Владимир Машков
  • Отличная игра актеров
  • Отличная режиссура
  • Потрясающая музыка
  • Работа операторов
Недостатки
  • Несколько затянутый в конце
  • Подбор одной из актрис
KotePushinрекомендует
Читать все отзывы 30
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
16.06.2021
Замечательный отзыв. Фильм смотрела, на удивление удачная экранизация сложного произведения. Актеры подобрались на славу.
16.06.2021
Спасибо большое! Да, эта экранизация та редкость, когда современная постановка оказалась не хуже книги и классику не испортили. Я уже потом наблюдала не сколько остальных персонажей, сколько следила за тандемом Рогожина и князя Мышкина - как же здорово поставили. Эти два персонажа сделали очень живо (как из книги).
Другие отзывы
Читать все отзывы 30
Смотрите также