Итак, сегодня мой очередной кино-отзыв будет посвящен фильму "Идиот" по роману Ф.М. Достоевского, 2003 года выпуска. Производство: Россия.
Данный фильм смотрела и пересматривала несколько раз (как по ТВ, так и в интернете, он-лайн). И вот недавно смотрела старую версию романа 1958 года выпуска и конечно, чтобы сравнить в очередной раз постановки, пересмотрела этот сериал.
Формат фильма - сериал и на мой взгляд - это удачное решение, так как именно в такой формат легче всего можно стиснуть все детали/монологи/диалоги/рассуждения и т.д. персонажей произведения Достоевского, именно так логичней и лучше раскрываются многие психологические аспекты, а также немаловажные детали (чего нет в фильме 1958 года, так как формат был очень концентрированным и была отснята всего лишь 1 часть). Здесь можно сказать отдельное спасибо режиссеру Владимиру Бортко и сценаристам, за то, что не отклонились от первоначального источника и дали персонажам достойное экранное время (а актерам раскрыться по максимому). Вообще, Достоевского очень трудно перенести в какой-либо формат - будь то фильм или сериал. Он настолько объемен и настолько непрост для постановки, что любое отклонение, любая оплошность режиссера или сценариста (и актеров) - будет фатальным для фильма/сериала.
Плюсы:
Качественные съемки и отличная работа оператора.
Атмосфера и костюмы - все выполнена на 100%, все подходит и отвечает тому времени.
Хорошо проработанные сценарий (и ура - нет никакой современщины, которая частенько портит сегодняшние постановки классических произведений). Действительно не стали отклонятся от Достоевского и капнули, прямо, как в книге до самого конца. Выдержанная и грамотная постановка. Редко, когда нынешние постановки классики бывают удачными - это случай, как раз тот, когда снято очень хорошо.
Отличная режиссура.
Классный и удачный подбор актеров в целом и прекрасная актерская игра.
Фильм поставлен согласно книге, без ненужных дополнений или купюр, либо современных или странных вкраплений.
Музыкальное сопровождение.
Минусы:
Не смотря на в общем и целом достаточно удачный актерский состав, роль ГГ - Настасьи Филипповны осталась для меня не такой яркой, не такой искренней, как если сравнивать сериал с фильмом 1958 г. Да, Лидия Вележева неплохая актриса, да, она неплохо отработала свою роль, но вот на мой взгляд она какая-то не естественная. Или это просто не ее роль, сложилось ощущение, что с ее стороны была именно игра, которую видно, многое было не искренне, а именно наиграно. В книге и в постановке 1958 года - ГГ именно роковая женщина, она старается прятать свою боль, но она проскальзывает в ее глазах - это то и заметил князь Мышкин в первый раз, когда еще только ее портрет увидел. А здесь мы, зрители, видим много сыгранного по шаблону. Да, она то и дело произносит гневные речи, то и дело сверкает глазами, старается показаться себя гордой, но вот именно - старается, но у книжной Настасьи проглядывает боль и отчаяние, но не агрессия или злоба. А еще надменность, которая вовсе не есть гордость. В книге - Настасья Филипповна человек страдающий, но при этом за эту гордость внешнюю свои страдания прячущий. В данной постановке - все куда-то ушло, на первый план вышла наигранность, неестественность, надменность и какая-то злость. Не импонирует мне именно ТАКАЯ Настасья Филипповна. Эх, все же пока (на мой взгляд) Юлию Борисову еще никто не переплюнул в этой роли.
У Вележевой - вроде бы неплохо, но много этих самых "но", которые не дают воспринимать ее как книжную ГГ. Все же именно наигранность выпирает, это то, что бросилось сразу и резало как глаз, так и слух. Не удается держать на должном уровне внимание зрителя в течении всего сериала. Что-то искусственное, не позволяющее до конца и верно раскрыть образ ГГ.
Также не очень порадовала концовка - ее, на мой взгляд, довольно сильно растянули - аж на целую серию. Много ненужного времени, которое не добавляет нужного накала или напряжения перед трагическим, а наоборот делает зрителя уставшим, чтобы воспринять кульминацию. Именно из-за некоторой затянутости развязка выглядит не такой страшной и трагичной. Она выглядит как будто естественной. Шли-шли до известного и пришли, без сюрпризов и без натянутых нервов до предела, все и так ясно. Вот такое впечатление произвела концовка. Ну, может такая задумка и была изначально.
Что еще понравилось?
Остальная актерская плеяда - отлично. Очень порадовал блестящий тандем Машкова (Парфен Рогожин) и Миронова (князь Мышкин). Оба они просто 100%-е попадание в образы. Вот именно такие они и есть - настоящие, как из книги. Была очень рада, что именно их противостояние и их такое переплетение актеры сыграли просто блестяще. Все как надо, ничего не испортили. Даже эпизодические и полу-эпизодические роли выдержаны неплохо. Правда, Боярский в роли Келлера все же пытался косить под мушкетера 😊 но его вовремя утрясли (видимо так). 😊
У каждого персонажа своя история - она прослеживается от начала и до конца. За каждым интересно наблюдать и хочется узнать о судьбе каждого. Это отличный и нужный ход, который закрывается многие зрительские вопросы и ставит некую точку в фильме.
Отдельно хотелось бы выделить монологи и диалоги в фильме. Особенно монологи князя Мышкина (умение так просто выразить главное, заглянуть в суть), диалоги и размышления Мышкина и Рогожина. Не смотря на то, что актеры старше своих книжных героев - они так здорово передали всю суть, все существо и всю натуру персонажей, что можно и десять звезды поставить. Тут веришь и чувствуешь вместе с персонажами, а сцены, надо отметить, очень глубокие и очень напряженные по своему психологическому накалу.
Одно братание и обмен крестами Рогожина и Мышкина чего стоит - ведь Мышкин в этот момент озвучивает мысли самого Рогожина и хочет (просто как мать) уберечь своего названного брата от страшного поступка. Да и в конце - как Мышкин успокаивает Рогожина = этот просто материнский жест, то как он прижимает Рогожина (недавно убившего Настасью Филипповну) к своей груди. Это жест не просто успокоения - это жест защиты, он старается как можно лучше уберечь Рогожина от него самого. Это очень тонкая и страшная сцена сыграна просто блестяще.
Атмосфера, локации, музыка, цвета и визуальный ряд - тоже задает определенную нотку и затягивает. Все настолько удачно подобрано, что просто не зачем и не к чему придраться. 😊 Отлично передает атмосферу и заключительные сцены сериала. Последний разговор Рогожина и Мышкина в этих темных комнатах и темных полу-тонах - просто мороз по коже.
За музыку отдельное спасибо и респект Игорю Корнелюку - все же он классный композитор и его музыка именно к фильмам отличная. Ее нельзя не узнать. 😊 Знакомые аккорды и особая атмосфера. И в этот раз музыкальное сопровождение накладывается на фильм и сюжет естественно, усиливая акцент.
Выводы: фильм, а точнее сериал, порадовал удачной постановкой. Максимально сняли по книге. Отличная атмосфера и музыкально сопровождение. Сюжет драматичный, сложный, тонкий и не такой простой для постановки, как может показаться на первый взгляд. Порадовало и то, что не подвели актеры (особенно главные противопоставленные друг другу персонажи Рогожина и князя Мышкина), замечательная режиссерская работа. Удачная (из современных) постановка классики. Хороший фильм - стоит смотерть (даже тем, кто читал саму книгу).
Спасибо большое! Да, эта экранизация та редкость, когда современная постановка оказалась не хуже книги и классику не испортили. Я уже потом наблюдала не сколько остальных персонажей, сколько следила за тандемом Рогожина и князя Мышкина - как же здорово поставили. Эти два персонажа сделали очень живо (как из книги).