Фильм рассказывает о двух женщинах из рабочего класса из Арканзаса. Луиза — официантка, а Тельма — «домохозяйка», которую муж Дэррил, мелкий торговец коврами, не воспринимает всерьез. Когда Луиза предлагает отправиться на рыбалку на выходные, Тельма, не сказав об этом Дэррилу, с радостью уезжает с подругой. По дороге подруги попадают в переделку с насильником и убивают его. С этого момента они пускаются в бега, преследуемые полицией и Дэррилом.
В 30-е и 40-е годы существовал особый вид американских фильмов, известных как «женские картины». Это были, как правило, романтические драмы, рассказанные с женской точки зрения, и хотя в них часто фигурировали упрямые и умные женщины (по крайней мере, по меркам типичных образов), в конце часто звучала своего рода мораль о том, что быть верной и послушной женой — это своего рода конечная цель в жизни женщины. Прошло много времени, даже несколько лет после эпохи феминизма, прежде чем полный патриархат в кино начал разрушаться. Тема женщин, доведённых до убийства действиями мужчин, не была новой, когда в 1991 году вышел фильм «Тельма и Луиза». Но если вы посмотрите на такой фильм, как "Я плюю на ваши могилы" (1978), в котором месть женщины за изнасилование могла быть показана только в зловещем, жестоком эксплуатационном виде, мы увидим, насколько сильно изменилась перспектива в лучшую сторону.
Вообще же, когда было объявлено, что Ридли Скотт собирается снимать «фильм дорожное приключение с участием женщин», многие вопросительно подняли брови. Без сомнения, это был великий режиссёр, но в его послужном списке было довольно много фильмов с высоким уровнем тестостерона. Некоторые даже усомнились в идее снять «фильм о друзьях», ещё один типично американский жанр, но с женщинами в главных ролях, этакий "Буч Кэссиди и Санденс Кид" для постфеминистского поколения. Что ж, спустя восемнадцать лет, лестные отзывы, «Оскар» (плюс шесть номинаций) и внушительную сумму, собранную в прокате, можно с уверенностью сказать, что место этого фильма в истории кино и в массовой культуре в целом прочно закреплено (он даже вдохновил на создание серии «Симпсонов»). На мой же взгляд, фильм вышел чертовски хорошим. Не идеальный и не лучший у Скотта. Но потрясающая актёрская игра, неплохой накал страстей, острое и тонкое исследование несбывшихся жизней, объединённых истинной дружбой, — всё это вместе работает как роуд-муви и фильм о друзьях.
Фильм «Тельма и Луиза», блестяще написанный Кэлли Куори, вполне правдиво и без лишнего драматизма объясняет, почему женщины могут проявлять насилие по отношению к мужчинам, и делает это с поразительной простотой. В нём нет явных аргументов и кричащих заявлений. Ни один персонаж не делает откровенных феминистских заявлений и прочего ненужного для фильма барахла. Посыл, так сказать, просто находится на экране, пока разворачивается история, не нагружая зрителей (не важно какого пола) лишними киношными феминистическими повестками, как любят американские киноделы делать сейчас.
Сила «Тельмы и Луизы» во многом заключается в великолепном актёрском составе. И Сьюзан Сарандон, и Джина Дэвис обладают поразительным реализмом, который демонстрирует тесную связь между двумя персонажами. Когда они смеются вместе, это смех двух друзей. Сарандон блестяще играет женщину, которая начинает понимать, что лучшие годы её жизни остались позади, и что она не такая сильная и уверенная в себе, как ей хотелось бы думать. Дэвис отлично справляется с задачей показать развитие персонажа, превращение из замкнутой домохозяйки в независимую женщину, которой комфортно в своём новообретённом криминальном амплуа. И это здорово, что её беззаботность и игривость каким-то образом сохраняется, даже когда она меняется. Дэвис играет роль, которая могла бы стать клише, но она придаёт Тельме силу и глубину чувств, которые удивляют её саму не меньше, чем кого-либо другого. Также есть много достойных второстепенных ролей. Брэд Питт, очевидно, был выбран в первую очередь из-за своей юношеской привлекательности, но он уже тогда умел правильно преподнести себя на экране. Майкл Мэдсен тоже очень хорош со своим хриплым голосом и внешностью бандюгана, он внушает некоторое опасение (если учесть, что уже и тогда Майкл часто играл всяких бандитов), но излучает внушительность и весомость, которые делают его привлекательным. Также следует выделить и Кристофера Макдональда в роли грубоватого муженька Тельмы и Харви Кейтеля в роли искреннего полицейского.
Как я и сказал ранее, режиссёром фильма выступил Ридли Скотт, мастер своего дела. Он мастерски управляет движением в кадре, чтобы добиться нужного эффекта. Плюс почти постоянное внимание к лицам Дэвис и Сарандон, например, к их тихим улыбкам, когда они пересекают пустынную Долину монументов ночью. Спокойные эпизоды интересны, даже если герои просто мило болтают, а сцены более активные сняты чётко рукой профессионала. По мере развития сюжета этого роуд-муви задний план становится всё более просторным и захватывающе красивым, что соответствует настроению главных героев, получивших наконец необузданную свободу. Скотт завершает всё это замечательной стилизацией в финальной сцене, ставшей культовой.
Несмотря на всю феминистскую современность, фильм «Тельма и Луиза» опирается не на феминизм, а на другую, более понятную и всеми знакомую почву. Историю симпатичных преступников, которые свободно разгуливают по стране, пока их не настигает судьба. Такие сюжеты можно увидеть в таких классических фильмах, как «Высокая Сьерра» (1941), «Бонни и Клайд» (1967) и «Буч Кэссиди и Сандэнс Кид» (1969). На самом деле, единственное существенное отличие здесь в том, что преступницы — женщины, а не пара мужчин-бандитов или гангстер и его подружка. То, что этот фильм сделан без нравоучений и с сохранением здорового чувства юмора, делает «Тельму и Луизу» выдающимся фильмом в своем жанре "дорожное кино".