В сентябре мы с мужем и четырёхлетним сыном наконец-то отдохнули на море, в Анапе. Но в наши планы входило не только ленивое пляжное времяпрепровождение. Хотелось ещё и на экскурсии съездить, увидеть что-нибудь новое и интересное, поэтому мы не могли не побывать в Новороссийске, находящимся неподалёку. И, конечно, увидели там один из символов города - артиллериский крейсер "Михаил Кутузов". И не просто посмотрели со стороны, а прошлись по палубам и спустились внутрь корабля. Осуществить это нам помогла экскурсия, которую проводят по крейсеру для всех желающих.
В настоящее время настоящий боевой корабль ВМФ России превращен в музей.
Крейсер «Михаил Кутузов» заложен в феврале 1951 года на Николаевском судостроительном заводе и спущен на воду 9 августа 1954 года. После прохождения ряда испытаний корабль был введён в состав Черноморского флота. Зоной его ответственности стали Средиземное и Чёрное море, а также центральная Атлантика. В 1986 г. корабль был поставлен в консервацию. К этому моменту корабль прошёл 211 900 миль.
В 2012 г. крейсер «Михаил Кутузов» вошел в состав Центрального военно-морского музея как филиал – корабль боевой славы.
Находится крейсер-музей «Михаил Кутузов» рядом с Морским вокзалом у набережной адмирала Серебрякова.
Корабль выглядит внушительно, его размеры впечатляют:
Длина 210 м, ширина 23 м, высота 52,5м
Самостоятельно погулять по кораблю не получится, на борт пускают только группами. Экскурсовод проводит участников по маршруту.
Нам повезло, мы подошли к кораблю, когда группа желающих посетить его с экскурсией как раз собралась. Мы поднялись на борт по длинному трапу и встали в очередь в кассу.
Стоимость экскурсии:
Для взрослых 200 руб.
Для школьников и студентов 100 руб.
Дети дошкольного возраста бесплатно
Так же нужно дополнительно оплатить фотосъёмку, если есть желание пофоткаться на корабле, запечатлеть его на память ну а кто от такого откажется.
Стоимость фотосъемки:
50 руб.
Билеты на посещение корабля красиво оформлены, напечатаны на глянцевой бумаге. Такие можно сохранить на память. Мой сын любит их потом перебираться и просит рассказать о наших поездках.
Билет на экскурсию по крейсеру «Михаил Кутузов»
Экскурсовод дождался, пока все купят билеты и начал свой рассказ.
В первую очередь он рассказал о правилах поведения на корабле. Так как крейсер достаточно старый, и требует ремонта, на борту нужно быть аккуратными: за ограждения не заходить, смотреть под ноги (на фото ниже видно отсутствующие на палубе доски), детей держать за руки и т. д. С маленькими детьми особенно тяжело на лестницах, они металлические, довольно крутые. И если подъём особых проблем не создал, сын шёл сам или папа нес его на руках, то вот спускать вниз с четырёхлетним ребёнком было тяжеловато.
Экскурсия начинается на корме корабля, над которой развивается Андреевский флаг, его ежедневно поднимают в 8 утра.
Крейсер «Михаил Кутузов» артиллерийский корабль, на нем никогда не было торпед, зато с него сбрасывали мины. Одну из них нам продемонстрировали.
Мина
Мины перемещали на специальной тележке, двигающиеся по рельсам, катили её сразу несколько матросов. В некоторых местах на палубе мы могли наблюдать остатки этих рельс.
Сам корабль имеет броню до ватерлинии. Её толщина
10 см
Далее экскурсовод провёл нас к корабельном колоколу. По традиции на колокол нанесено название корабля.
Звук у колокола очень мощный, мы смогли в этом убедится. Перед тем как ударить в колокол, экскурсовод посоветовал закрыть детям уши, чтобы не испугались. Мы ребёнку ушки закрыли, но это не очень помогло, он все равно вздрогнул, но не заплакал. Теперь я нисколько не сомневаюсь, что колокол в море слышно за пять километров. В прошлом корабельные колокола использовали в условиях плохой видимости, в тумане, для оповещения других кораблей о своём приближении.
Корабельный колокол - рында
После экскурсии все желающие могли сфотографироваться с колоколом, но звонить в него самостоятельно запрещается.
Далее экскурсовод познакомил нас с артиллейрийскими орудиями, размещенными на корабле, сообщил их некоторые характеристики, количество человек, требующихся для их обслуживания. Если умножить количество людей на число орудий, уже не удивляешься, что экипаж корабля достигал 1200 человек.
Мачта коррабля
Далее мы прошли на носовую часть корабля и осмотрели другие виды вооружения.
Оценили мощь якорных цепей.
Гюйс на носу корабля
На носу корабля развивается гюйс, его поднимают вместе с Андреевским флагом и опускают с заходом солнца.
Наша экскурсия продолжилась внутри корабля. Пройдя по коридору, мы очутились в кают-кампании для офицеров, здесь офицерский состав крейсера обедал. Внутреннее убранство, по сравнению с другими увиденными мной помещениями, выглядит совсем неплохо: лакированные столы, кожаные диваны. Вдоль стен расставлены макеты кораблей под стеклом, а на стенах многочисленные фотографии именитых гостей, посетивших судно.
Наша группа разместилась в кают-кампании и экскурсовод, продолжил свой рассказ. К сожалению, для меня он был не столь интересен, мне кажется, не так уж важно, главы каких государств и какие звезды кино побывали на борту. Мне бы хотелось побольше узнать о быте моряков, об условиях несения ими военской службы, хотя эти темы, конечно, тоже затрагивались.
Крейсер не раз участвовал в киносъемках. Самый известный из советских фильмов, в котором запечатлен «Михаил Кутузов» - «Увольнение на берег», с В. Высоцким. Из современных - один из сезонов сериала "Морские дьяволы", он снимался на борту этого корабля. Но узнать в кадре мы бы его все равно не смогли. Съёмки проходили на нижних уровнях крейсера, туда туристов не пускают.
Не обошлась экскурсия и без презентации всевозможной печатной продукции, посвященной «Михаилу Кутузову». Книги, открытки, диск с подборкой фильмов, в которых можно увидеть крейсер, ну и конечно, магниты с его изображением. Мы с мужем ничего покупать не стали.
После все желающие могли задать свои вопросы. Мне запомнился один вопрос, об участии корабля в реальных военных действиях, на который экскурсовод ответил утвердительно, хотя официальная информация только такова:
«Михаил Кутузов» участвовал в двух вооружённых конфликтах в ходе Арабо-израильской войны, в 1967 и 1973 годах. Оба раза он находился в порту Александрия в качестве командного пункта главного военного советника СССР в Египте.
Пока мы находились в кают-кампании мимо нас прошли ещё две экскурсионные группы. Корабль-музей пользуется популярностью у туристов, посещающих Новороссийск.
В завершении экскурсии мы осмотрели некоторые помещения корабля. К сожалению, фактически без экскурсовода. Может быть идущим впереди он что-то и рассказывал, но мы были в середине группы и ничего уже не могли услышать. Группа сильно растянулась в узком коридоре.
Все каюты, внутреннее устройство которых можно рассмотреть, находятся за сеткой, войти во внутрь не получится.
Мы увидели двухместную каюту для офицерского состава и кубрики для матросов и для мичмонов.
Каюта офицеров и кубрик матросов
Медицинский пункт, кухню и некоторые другие помещения для обеспечения быта команды корабля. Кстати, корабль мог пробыть в автономном плавании порядка месяца, такие обширные запасы продуктов и прочего хранил он на своём борту.
Когда мы вновь вышла на палубу, нам предоставили немного время для того чтобы сделать фото.
Экскурсия заняла порядка 45 минут.
В целом экскурсия на крейсер мне понравилась. Раньше я уже была в военном самолёте и вертолете, в том числе и в кабинах пилотов, в авиационном музее в Монино, залезала в БТР в Военно-техническому музее в Черноголовке, а на настоящем военном корабле ещё не была. Мне было интересно послушать экскурсоводом, но все же хотелось бы получить не только справочную информацию, а побольше случаев из реальной жизни. Да и водят экскурсии далеко не во все помещения, капитанскую рубку или машинное отделение нам не показывали. Тем не менее, разок побывать на борту корабля-музея «Михаил Кутузов» несомненно стоит.
огого, вот это реально интересно! я вот боюсь в корабле на море плавать, у меня паника даже от фильмов начинается, когда там шторм какой-нибудь показывают или открытое ночное море.. а вот погулять по такому музею - с удовольствием
Думаю,любой мальчишка был бы рад экскурсии.я бы и сама не отказалась при случае. Сколько топлива.интересно,ему было нужно/какие запасы для автономной работы?