Лодка Муссон К280 производства Уфимского завода попала в мои руки совершенно случайно. По окончании большой ремонтной работы в цехе директор подарил мне надувную лодку, так как знал о моем увлечении водными путешествиями.Дареному коню в зубы, как известно, не смотрят. Вот и я был рад любому изделию, еще не видя его. Едва достав из сумки подарок, я понял, что мне уже повезло. Сразу заметил, что лодка имеет большой диаметр борта и, самое главное, заостренный нос. Просто удивительно, но сейчас большинство надувных лодок тупоносые, как будто их конструкторы никогда не видели кораблей. Однако Муссон К280 выполнен остроносым, с классическими обводами.
Для меня сама по себе лодка из ПВХ была в новинку. Раньше я использовал лодки ЛГН-2 и Омега-2, из прорезиненной ткани. Как обращаться с лодкой ПВХ, я не знал, поэтому отправился в специализированный магазин, где эту лодку купили. Цену я называть не буду, она меняется с течением времени. Сейчас, вероятно, подобное изделие стоит около 12000 рублей в базовой комплектации. Что это значит - опишу ниже. Итак, внимание, владельцы советских надувных лодок! Современная лодка ПВХ не боится ультрафиолета, влаги, механического воздействия и перекачки (конечно, автомобильным насосом ее накачивать нельзя), попадания воды внутрь баллонов и трения о песок в поднутрениях. Все это в полной мере относится к лодке Муссон К280. Для наполнения воздухом в комплект входит специальный насос - мех. Его объем значительно больше, чем у традиционной "лягушки", да и пользоваться им легче. Например, можно качать руками, так быстрее и удобнее. Кроме того, насос может не только подавать, но и откачивать воздух. Насколько это удобно, вы оцените, когда легко вложите сдутую лодку в штатную сумку (сумка напоминает спортивную, снабжена молнией). Подобные насосы разной производительности и цены всегда есть в продаже, так что не бойтесь его поломать. Очень скоро в местах перегибов немного протирается мех, но работоспособность насоса от этого не страдает. Клапаны лодки очень удобны, с металлическими пружинами, в них нет больше ниппеля в виде сплющенной кишки, издающего при накачивании характерный, не слишком приличный звук, и быстро высыхающий. Байонетный штуцер избавляет от необходимости долго и упорно вкручивать шланг в клапан. У лодки 2 отсека и ненадувное дно. Подобная лодка с надувным дном - Диана, но надобность надувного дна до сих пор вызывает споры. К Муссону К280 можно приобрести дополнительно жесткое дно из 8 мм водостойкой фанеры, или изготовить его самостоятельно. Его цена - около 1500 руб. В базовую комплектацию лодки входит оболочка, насос, 2 банки (сидения) и весла. Остальное - жесткое дно, кронштейн для мотора - приобретается отдельно. Мне купили также и жесткое дно. Оно вставляется внутрь лодки. В какой-то степени это удобно - стоять и ходить в лодке все равно нельзя, но ползком перемещаться уже можно. Но на большой встречной волне это самое дно сползает к кормовой части, и в носовой части оголившееся мягкое дно выгибается внутрь лодки, образуя с жестким дном ступеньку. При гребле наблюдать буруны от этой ступеньки, конечно, забавно, но приходит понимание, что это напрасно растрачиваются силы - скорость лодки существенно замедляется. Поэтому в жестком дне большой надобности я не вижу. Лодка выкрашена в темно-зеленый или серый цвет - дань охотничьим традициям. Это вызывает нагрев оболочки на солнце. По привычке я начинаю вытравливать воздух, но владельцы лодок ПВХ убеждают, что это не нужно - якобы лодка выдерживает давление до 5 атмосфер. Я не хочу проверять правильность их слов на своей лодке и, значит, на себе, но признаюсь, накачиваю лодку значительно сильнее, чем раньше - резинотканевые, так, что пальцем практически промять оболочку нельзя. У сильной накачки есть громадное преимущество - лодка жестче, не играет на волне. Обычно при ударе волны в нос резинотканевая лодка, наполненная воздухом по правилам, несколько сминалась в бортах, между носом и гребной банкой, и в образовавшиеся смятины лилась вода. Туго накачанный Муссон К280 с диаметром борта 360 мм от этого недостатка свободен. Острый нос хорошо рассекает воду, а его приподнятость облегчает всхожесть на волну.
Кроме того, на тугих бортах не "играет" во время гребли банка, что тоже добавляет комфорт. Впоследствии я подверг лодку усовершенствованиям для улучшения мореходности и увеличения скорости, но к отзыву о качестве товара это не относится, поэтому здесь не приводится. Несколько слов об условиях плавания на лодке. По традиции в инструкции указано наибольшее удаление от берега - 0,25 км, а высота волны - 0,25 м. Это, вероятно, пережитки резинотканевых лодок. Добротно сделанная и хорошо накачанная ПВХ-лодка, как Муссон К280, прекрасно справляется с волной около 1 метра на Куйбышевском водохранилище, ее скорость на веслах около 4 км в час, а значит, есть возможность добраться до берега при внезапном ухудшении погоды. Как указано выше,и сама ткань, и швы, и склейка очень прочны, поэтому я совершенно не беспокоюсь за целостность оболочки. Несколько примеров оценки этой самой прочности. Однажды на полном весельном ходу я налетел на бревно, притопленное у поверхности воды, прямо на его острый край. Если бы оттуда торчал острый гвоздь, я, скорее всего, получил бы пробоину. Но гвоздя не было, лодка прыгнула и оттолкнулась, как баскетбольный мяч. По толчку я понял, что удар был весьма приличный. На берегу осмотрел оболочку - ни единого следа. Прочность оболочки подтверждается и проверкой хищниками. Не сомневаюсь, что белая акула может расправится с лодкой, но домашнему коту оболочка явно не по зубам и не по когтям.
В заключение - некоторые цифры. Длина лодки - 2800 мм, ширина 1300, диаметр борта - 360 мм, грузоподъёмность 220 кг, пассажировместимость 2 человека (все-таки тесновато, я проверял, лучше одному). Масса лодки в базовой комплектации около 20 кг. Да, ПВХ-ткань плотнее, толще и тяжелее старой прорезиненной, но я согласен на лишние несколько килограмм в пользу надежности и ходовых качеств. Однако все равно сумку с лодкой и весла можно носить в руке без проблем.
Я могу уверенно рекомендовать эту лодку для походов по малой и большой воде (в последнем случае Ваша безопасность зависит именно от Вашего здравомыслия, а лодка Вас никогда не подведет), для рыбной ловли, ибо в лодке удобно сидеть и можно даже как-то размяться. Пригодна лодка и для установки маломощного мотора, но кронштейн тоже приобретается отдельно, хотя уши для его установки вклеены в оболочку изначально.
Есть у лодки маленький недостаток, присущий не ей конкретно, а конструкции уключин. Сразу мой совет - разберите уключину, извлеките пластиковую ось, отшлифуйте ее мелкой наждачкой, а короткие саморезы, которыми ось крепится в подключину, замените длинными. Немного смажьте солидолом или любым машинным маслом. Ткань ПВХ таких органических растворителей не боится. Впрочем, это надо делать, если предполагается интенсивная гребля и долгие походы. Кстати, к веслам тоже нет претензий. Не меняйте штатные лопасти на большие - штатных вполне хватает, уверяю вас, для достижения хорошего хода. Дальше начинается усиленное волнообразование, резко растет сопротивление, а скорость увеличивается лишь немного. Зачем вам это?
В целом - лодка великолепная, быстрая, маневренная, прочная и стойкая к гнили.