Итак, сегодня мой очередной кино-отзыв будет посвящен фильму "Виват, гардемарины!", 1991 года выпуска. Смотрела данный фильм много раз, как по ТВ, так и он-лайн в интернете. Недавно пересмотрела снова все фильмы про гардемаринов и эту часть-фильм тоже. 😊
Смотрела он-лайн в интернете, в разделе приключения/мелодрама/история.
Данный фильм понравился чуть меньше, чем первый и внимание притягивают отнюдь не главные персонажи, а герои второго плана. Обожаю Гундареву и ее образ Елизаветы Петровны передан просто блестяще, и запомнился он мне гораздо лучше, чем сами гардемарины, которые производили впечатления "подтанцовки"-фона. 😊 Вот не знаю почему, но именно в этой кино-ленте произошло именно так.
Такими же яркими и запоминающимися, динамичными и блестящими оказались образы де Брильи и мамашки Фике - Боярский и Гурченко шикарны. А какая из них блестящая пара аферистов- прохиндеев и авантюристов - блеск. За ними невольно начинаешь следить куда больше, чем за гардемаринами. 😊 Но, хотелось бы сначала, отметить минусы и плюсы данного фильма.
Начну, как всегда, с плюсов:
Отлично подобранные локации для съемок (включая и съемки в лесу) и костюмы - очень здорово, атмосферно, красиво и видно, что не сэкономили.
Качество самих съемок.
Сценарий - есть отступления от книги и первоначального источника в плане некоторых персонажей, но фильм это не портит, а даже наоборот расставляет окончательные аккорды для второстепенных персонажей.
Актеры и актерская игра - все как всегда отлично, но как уже говорила, в этой киноленте герои второго плана уверенно перетянули сюжетное "одеяло" на себя. Персонаж де Брильи вообще выглядит куда ярче, интереснее и делает фильмы живым. Также как и участие Гурченко с ее беспринципной баронессой-аферисткой (мать будущей жены наследника престола российского, Екатерины II) - украсило фильм и внесло разнообразие. На их фоне гардемарины и даже любовная линия Никиты и Фике - выглядят пресно, как-то скучно и местами очень вяло.
Динамика и развитие сюжета.
Музыкальное сопровождение (не только песни, но музыка в общем и целом очень располагает и запоминается).
Есть доля юмора и некой пародии - что само собой разряжает обстановку.
Неожиданно хорошо получился образ Фике. И в тему выстроен образ от "простушки" из "немецкого" захолустья (так она выглядит, когда впервые появляется перед Елизаветой) и до последних кадров фильме, где прозвучит очень верная и точное определение о "грозной поступи" нового века Екатерины II. Отличное развитие персонажа с задатками будущего могучего развития. Намек на продолжение очевиден.
Минусы:
Уже говорила, но повторю еще раз - второстепенная линия (история с Брильи и бумагами) выходит на первый план и его личная драма тоже, все это как-то затмевает гардемаринов. Даже Ягужинская, как может показаться мне, зрителю, немного сомневается в своем выборе (гардемарин как бы на втором плане). А новая неожиданная встреча вообще, кажется, все может изменить. Это и минус, и плюс. Минус в том, что главные персонажи стали менее яркими и не такими интересными как в первом фильме. Вот никак себя не могла заставить переключиться именно на них, а не на де Брильи и его дела (и личную драму). Также Гурченко затмила и Ягужинскую, и остальные женские персонажи.
Сменили князя Оленева - нет, я не против Мамаева и он тоже сыграл не хуже, но была несколько разочарована такой внезапной заменой. Шевельков навсегда останется именно князем Оленевым, а замена, на мой взгляд, была достаточной слабой. Не только внеше, но и в эмоциональном плане - поэтому, несчастная любовь князя к Фике выглядит как-то через чур выдумано и натянута. То ли огня не хватило, то ли еще чего-то, но вот пресно в исполнении Мамаевым выглядит князь Оленев и все тут.
Сами гардемарины - мало того, что сменили Оленева, так они сами по себе (опять же, сравнивая первый фильм) очень пресные. Вот ни разу не могла остановить внимание именно на гардемаринах, на их линии. Почему-то при просмотре первого фильмы гардемарины вызывали интерес, за них хотелось переживать и смотреть, что будет дальше. В этой киноленте - гардемарины представляют собой что-то напоминающее простое связующее звено между другими персонажами.Волшебного "омолаживания" в динамическом плане не случилось. Ведь омолаживают только пельмени на ночь, а в данном случае "пельмени"-гардемарины не "омолодили" фильм и на их фоне тот же постаревший де Брильи выглядит эдакой "зажигалкой", а они так и продолжают быть в тени (прятаться по углам на мельнице) почти до самого конца фильма, не производя впечатления главных действующих лиц. А жаль.
Политические интриги, игры со шпионами и выявлением изменников, а также возня вокруг да около будущего наследника престола опять не вышла на первый план, так как все это затмила опять личная драма де Брильи. И вообще, сложилось такое впечатление, что именно он главный персонаже данного фильма и именно он тащит кино (включая все связанные между собой события). И еще его гибель добавила сомнений. Даже специально поставила этот кадр, который настораживает. Де Брильи гибнет от огнестрельной раны в правую часть груди. Гм, ну, ладно, наверно кино-ляп или просто "так не повезло". Но тоже как-то странно.
Что хочу сказать - ощущение сложилось такое, что второй фильм про приключения гардемаринов держался исключительно на второстепенных более ярких персонажах - а де Брильи и впрямь тащил киношку до самого последнего конца. Вот как-то так.
Конечно, фильм получился неплохим, динамичным, есть продолжения и концовка (для некоторых героев), а также выполнен уровень своеобразного ожидания поклонниками продолжения. Но вот это продолжение очень уступает первому фильму - можно сказать по многим фронтам. Линии гардемаринов скучные и спущены на тормоза, превращают ГГ во второстепенных и наоборот - героев второго плана выводят на первый план на столько, что невольно возникает вопрос - а кому "виват"? Елизавете? Де Брильи или может быть маман Ангальт-Цербстской (с дочерью)? :-P Вот даже иронией запахло, похихикать захотелось. :-P
Бестужев лишается достойного оппонента в лице Брильи, кажется, что больше никого и не осталось в качестве противника.
Ну и поединок и драка на мельнице - где-то все в темноте, героев видно плохо, возня и прочее, но никак не достойный поединок между гардемаринами и де Брильи, никак соперники (Белов и шевалье) не могут встретиться один на один. Почему так сэкономили именно на финальной драке? Зачем? Сначала думала, что так "ушли" более живой, чем Белов, персонаж, но потом открыла историю создания фильма и оказалось, что были разногласия с режиссером (Дружининой) и персонаж шевалье сам решился на скорейшую концовку. Тоже о чем-то да говорит. Ну, ладно.
Явный акцент на женскую аудиторию - почему? Опять таки, где-где, а именно в этом фильме проставлены акценты именно на разные линии и все они - отношения, романтика, несчастная(Брильи и Ягужинская, Оленев и Фике)/либо счастливая (Ягужинская+Белов) любовь. И ее много. Да, именно много и она затмевает даже политическую яркую линию, даже приключения. И даже то, что самое главное происходит в конце - смена эпохи (петровской в том числе) и нарождение нового порядка. А фильм-то стоял с пометкой "исторический" и вот этой самой истории крайне мало, она есть, но тоже проскакивает каким-то фоном или дополнением к этим показанным разным отношениям.
Выводы: данная часть (если смотреть и сравнивать невольно с первым фильмом) не хуже, но не лучше первой. Слабее в плане сюжетной главной линии, ведь мы как главных персонажей рассматриваем прежде всего гардемаринов - их судьбу, их верность отечеству, их дружбу (и их взаимоотношения), но почему-то они отходят на второй план, а на первый выходит любовные линии второстепенных персонажей, которые воле-не волей переплетаются с ГГ. Акцент смещается и вместе с тем интерес зрителей уходит, а внимание приковано именно к ролям второго плана, что в принципе - неплохо. 😊 Фильм все же стоит обещанного продолжения. Отличная музыка и прекрасные актеры. Фильм из детства, который иногда хочется пересматривать. 😊 Рекомендую. 😊