Сколько же слёз было пролито, когда я не успевала вовремя включить нужный канал на телевизоре, где в самом разгаре показывали "Гардемаринов". Обожала я их всей своей наивной детской душой: подпевала песням, сопереживала, восхищалась.
Название: "Гардемарины, вперёд!"
Год: 1987
Длительность: 290 мин.
Режиссёр: Светлана Дружинина
Страны: СССР, Россия
Жанр: мелодрама, приключения, история
Забавно, но посмотреть все серии подряд от начала и до конца довелось только в 2014 году. До тех пор я про "Гардемаринов" как-то не особо вспоминала, мне казалось что я их видела тысячу раз. Однако на деле просмотр уже во вполне зрелом возрасте наглядно продемонстрировал, на сколько наивно всё воспринимается в детстве. Всё очень театрально, неправдоподобно, где-то глупо, где-то наиграно. В общем полный комплект для скудной оценки по существу. Но приятная ностальгия всё таки взяла своё и даже сейчас я этому кинематографическому творению не могу поставить меньше четвёрки.
Сюжет
Сюжет картины переносит зрителей во времена дворцовых переворотов. Тогда в беспощадной борьбе за власть возносились и гибли целые династии, ломались судьбы временщиков, цареубийцы восходили на трон. Трое молодых курсантов навигацкой школы, основанной Петром в Москве, по разным причинам убегают: кто — в Петербург, кто — в Кронштадт. Невольно они становятся соучастниками заговора, организованного против молодой Императрицы.
В центре сюжета трое друзей: Александр Белов, Алешка Корсак и молодой князь Никита Оленев.
Все они вместе учатся в навигацкой школе, но однажды судьба вынуждает Алёшку отправиться в бега, дабы избежать несправедливого наказания. Верные друзья пытаются помочь беглецу и с этого момента начинаются их приключения, в которых тесно сплетены судьбы не только ребят, но и высокопоставленных лиц, приближенных к императрице.
Герои
По сюжету героев здесь много, но главные, конечно же, трое гардемаринов. Хотелось бы с них и начать, но мне не приходит ничего на ум, если опираться только на фильм. Персонажи мало раскрываются по сюжету, они просто есть и просто что-то делают.
Саша Белов - целеустремленный романтик, мечтающий попасть в лейб-гвардию. О семье его никто не проронит и слова, но по сюжету понятно, что Саша верный друг, хотя также не лишён честолюбия.
Алёшка Корсак - пожалуй он единственный, кто с удовольствием учился в навигацкой школе и действительно мечтал стать моряком. Алёшка вспыльчив, но простодушен и искренен в своих поступках.
Никита Оленев - на экране он эдакий франт, который живёт с широкой душой и готов друзьям отдать последнее, хотя в душе переживает по поводу своего происхождения и отношения отца.
Есть ещё несколько второстепенных героев:
Анастасия Ягужинская - девица на выданье, дочь опальной Анны Бестужевой от первого брака, предмет любовных мечтаний Александра Белова.
Де Брельи - французский поданный, которому поручили весьма важное для политики дело. Но Серж не смог просто уехать из "варварской" страны, поскольку без памяти влюбился в Анастасию Ягужинскую.
Софья Зотова - мало что о ней известно, только то, что её насильно хотели постричь в монахини. Софья богатая наследница, сирота, кроме тётки у неё никого нет. Она не чувствует в себе сил отказаться от обычной жизни, а потому решается на побег из монастыря.
Гаврила - камердинер Никиты, который всегда заботится о своём барине. Пожалуй самое близкое воплощение книжного персонажа - обожает химию и врачевание, гордится своим знанием латыни и постоянно вставляет слова в разговоре.
Василий Лядащев - сотрудник тайной канцелярии, любитель погулять, да выпить, но при этом честно служит императрице и отечеству.
Вицеканцлер Бестужев - человек с железной хваткой и хитростью лисы. Его играет Евгений Евстигнеев, которого я очень уважаю и вписался он в образ отлично.
Лейбмедик Лесток - уже много лет он живёт в России, но в душе так и остался французом, а потому при случае легко продался своим соотечественникам.
Моё мнение о фильме
Безусловно, фильм получился по-своему хорош для своего времени - пусть где-то всё выглядит наивно и глупо, пусть хромает работа монтажера и постановщика. Всё равно с "Гардемаринами" ассоциируется самое волшебное время - детство!
Из плюсов можно отметить шикарные костюмы и натурные съемки: настоящие поля, улицы, лошади, красивые помещения и восхитительные платья - всё смотрится действительно органично, во всяком случае при том качестве видео, которое можно найти в интернете.
Актёрский состав великолепен - чего стоят только Евгений Евстигнеев и Александр Абдулов. Да и молодая троица отлично справляется. Разве что Ольга Машная иногда то переигрывает, то не доигрывает на мой взгляд.
Ни одна последующая часть ни в какое сравнение не идет с первым многосерийным фильмом "Гардемарины, вперёд!". Если уж смотреть, то только эти четыре серии, дальше я просто не воспринимаю Мамаева в роли Никиты. Для меня Оленев - это только Шевельков!
Сравнение с книгами и легкий привкус разочарования
Раньше я никогда не задумывалась откуда вообще взялась идея - экранизация это или вольная выдумка создателей фильма.
(Но после прочтения всех книг, можно сказать, что второе не так далеко от истины)
Не зря мне нравился Никита Оленев - в серии книг у него потрясающая история, интересная судьба, да и как человек он расписан куда подробнее и красочнее, чем все вместе взятые экранные воплощения.
Это уже потом, прибывая в шоке от сравнения книга-фильм, я прочитала в сети информацию, что режиссёр Светлана Дружинина хотела в этой роли видеть своего сына, но поскольку он на тот момент заболел, ей предложили в качестве замены Владимира Шевелькова, которого она по каким-то причинам очень невзлюбила. Будто бы поэтому и урезали сюжетную линию Никиты донельзя.
Как сам актёр сказал в одном из своих поздних интервью, работа на съёмках разделила его карьеру на до и после.
Мне было очень некомфортно на этих съемках… Я чувствовал на себе косые взгляды, словно занимал чужое место. Свершилось чудо – мы стали популярными. Но на самом деле «Гардемарины» – бутафорская, я бы сказал, плюшевая история… Считаю картину не очень удачной, а свое участие в ней – случайным. «Гардемарины» мне лично пользы не принесли и на моей актерской карьере в определенной степени поставили крест: серьезных ролей после подобных работ не предлагают. До этой ленты я играл самых разных героев: подонков, наркоманов, любовников... А тут мне стали предлагать роли тихого, постного, гладкого мальчика. В общем, роль Оленева меня попросту раздавила
Вот читаю всё это и уже как-то не сильно подпевается главным героям. Хотя я не хочу выставлять Светлану Дружинину деспотом, а Шевелькова жертвой - что там было на самом деле мы не знаем.
Мне просто обидно, что такой замечательный сюжет как у Нины Соротокиной превратили во всего лишь комедийно-романтический фильм с кучей музыкальных сцен, где герои толком не раскрыты.
Ну вот, например, зачем надо было вводить князя Черкасского, если потом его только упоминают вскользь? А по книге ему и его жене отведена целая сюжетная арка, да и понятно только там становится, что связан он с родителями Софьи - когда смотрела кино, постоянно задавалась вопросом о его значении.
Короче, книга лучше!
Теперь я данный фильм к своим любимым не могу отнести - после прочтения книг (особенно четвёртой) как отрезало! А все последующие фильмы о гардемаринах просто в подмётки не годятся первоисточнику.
Из ностальгических соображений ставлю 4 звезды, но в уме держу двойку.
Даже не знала, что есть книги. Из всех фильмов видела только вот этот первый, пару раз в детстве и потом уже в 20+, не могу сказать каких-то особенных впечатлений, просто смотрела и даже переживала местами, ну вот разве что во взрослом возрасте мне не нравится пара Анастасия-Белов, она выглядит старше него лет на 5-7 минимум и по тем временам это как-то режет глаз, все время думается. а получше и помоложе он никого найти не мог?) Ну и в защиту фильма могу сказать только, что это типичная проблема фильма по книге, многое приходится урезать на съемках, и конечно, те, кто прочитают книгу, обычно становятся недовольны фильмом. Меня лично все устраивает, а на Никиту я там даже никогда внимания не обращала
Нет, фильм для своего времени неплох, но там много бессвязности, поэтому меня некоторые вопросы мучили ещё до новости, что оказывается есть книги. Ну а так да, зачастую экранизации получаются "не такими" хотя вот в случае с "Сонной лощиной", мне фильм понравился куда больше, чем книга и это даже не благодаря молодому Джонни Деппу, а в целом
Ну вот про бессвязность соглашусь, у меня было ощущение, что будто просто вырезали кусочками ленту, местами выглядело комкано. Из серии, что было отснято три часа, а надо два и выстригли в итоге все, что могли,
Книгу так и не осилила: в девять или десять лет, когда ее купили, она по сравнению с фильмом показалась мне тяжелой и скучной, бросила на середине. А потом она куда-то пропала, и я ее так и не прочитала целиком.