Всем привет! Когда твой мозг работает на 200% в течение семестра, а потом его добивают на работе, он включает защитную функцию и требует расслабиться. В такие моменты у меня появляется сильнейшее желание, будто я наркоман со стажем, смотреть ерунду типа ситкомов, мультиков или сериалов средней смысловой нагрузки. В данный момент я выбрала сериал "Чики", поскольку он еще недавно был на волне популярности и я слышала достаточно хороших отзывов. Такие сериалы редко загружают сложными социальными и философскими вопросами, обычно все ограничивается прописными истинами, применимыми к быту. В общем, то, что надо!
Сюжет
Юг. Поля подсолнухов, шашлычный дымок, спелые арбузы, джигиты на лошадях и жигулях. У трассы в притоне нелегким трудом зарабатывают на жизнь три подруги – Света, Марина и Людка. Раньше их было четверо. Самая смелая и предприимчивая – Жанна – укатила в Москву и вернулась на красном MINI Cooper с идеей начать свой бизнес. Одна за другой подруги присоединяются к плану завязать с грязным прошлым. Это трудно и даже опасно, но оно точно того стоит.
Я думала, что сериал про московскую жизнь, как и большинство подобных. Удивилась при первых кадрах, которые мою теорию полностью опровергли. Я не любитель подобной тематики (чувствую, будто смотрю "Реальных пацанов"), но в данном сериале тема деревенской бедности и ограниченности дана вполне сносно. Обычно это карикатура, здесь же героям можно и хочется сочувствовать. Система отношений выстроена реалистично, хотя и достаточно обобщенно.
С первой серии сериал действительно захватывает. Режиссер не брезгует приемом интриги, когда серия заканчивается на самом интересном. Однако зачастую эти действия потом никак не влияют на сюжет. Пример (может оказаться спойлером, конец 1 серии):
---------------------
---------------------
---------------------
В конце серии Даня (племянник Валеры) пробирается в дом Жанны и смотрит на то, как ребенок занят своими *странными* делами. Казалось бы, момент значим и мы понимаем, что он опасен, однако до этого было несколько таких серий, когда он приходил к ней или расспрашивал о ней у дяди. К ребенку он больше никогда не придет и его не тронет. Зачем этот момент? Он узнает достаточно важную вещь об отношениях в семье и проблемах ребенка, мог бы ей воспользоваться, но по итогу даже во время давления на Жанну этим пользуется не племянник, а дядя.
Видеоряд
Очень понравилась операторская работа и сама концепция показа событий. В первых сериях настроения и подсознательное героев иногда прерывает сюжет в виде затертых старых кадров с детством героя или небольшой музыкальной вставкой. Так мы понимаем, в чем травма героя и сочувствуем ему гораздо больше. Даже если показали только его портрет в детстве. В конце от этой идеи отказываются, и зря, потому что за минуту хронометража можно было раскрыть много второстепенных героев.
Много типичных для современного российского кинематографа долгих планов, холодных тонов и минималистичных пейзажей. В начале это делает сериал атмосферным, но в середине поднадоедает: часто эти вставки даются ни к месту и отвлекают от развертывающихся событий.
Персонажи
Система персонажей мне понравилась: это 4 девушки со своими проблемами, комплексами. Все разные, но могут действовать как команда. Я отметила, что их характеры диаметрально противоположны и могут быть объяснены псих. системой холерик-меланхолик-флегматик-сангвиник. Это ярко наблюдается во время их споров или трудных моментов: каждая ведет себя по-разному и становится удивительно, что они все еще подруги.
Люда - самый обаятельный, на мой взгляд, персонаж из главных. Во-первых, необычная и привлекательная внешность, во-вторых, по ходу сериала неоднократно подчеркивается, что Люда глупая (как самими персонажами так и реальными действиями), но девушка признает это и не стесняется себя. Стеснение вообще никому их них не свойственно, потому что определенный образ жизни в определенном месте подразумевает хабалистость, но вырисована она в меру и очень естественно, между собой подруги адекватные (почти). Девушка вызывает положительные эмоции, ее логика наиболее очевидна, хотя был неожиданный момент, когда она поехала в Пятигорск - зачем, к чему эта сюжетная линия я не поняла, потому что никаких предпосылок к ней не было, такое ощущение, что это просто вброс для интриги.
Света - еще один персонаж, который мне нравится. Это самый взвешенный и мудрый персонаж из всех, ее необычное поведение в начале легко объясняется по ходу сюжета, а к концу сериала она действительно вырастает морально и дальше всех находится от своей прошлой профессии. Ее гонор и непонятная для меня психология девочки на понтах немного нервируют, потому что я и в жизни таких дам не люблю. Однако в сериале четко показано, что за гонором стоит большая душа и мягкость.
Марина - настоящая темная лошадка. Она действительно ведет себя очень разумно, в отличии от остальных, но зачастую эта разумность граничит с детским эгоизмом обиженного ребенка. В середине сериала мы узнаем, что такое поведение - защитная реакция на травму детства, и когда она поймет, что и кто ей нужен, комплексы отпадут и... В конце от Марины, если честно, ничего не остается. Весь ее характер рушится под действием закрытого гештальта, но проблема в том, что он только на нем и строится. Поэтому Марине в последних сериях не остается ничего, кроме как молча что-то делать и улыбаться. Персонаж полностью теряется. В противовес этому, например, Света находит цель стремлений и полностью активна, позитивна, знает, что делать. Здесь сюжетная линия выглядит недодуманно, будто ее просто бросили, а героиня не знает, куда идти.
Жанна - самый сложный персонаж. Это девушка с непомерными амбициями и сложным характером, о ней еще в сериале сказали, что она пробивная и сможет все, что захочет. Это правда. Однако в сериале нам уже представили девушек как бывших проституток, а Жанна с ребенком. С ее характером трудно предположить, что судьба сложилась именно так. Во-первых, не видно, чтобы она очень любила детей, поэтому оставила ребенка - сама еще ребенок во многих планах (в частности, делит мир на черное и белое), во-вторых, нам так и не объясняют обстоятельств, при которых она бросила свой опустевший дом и уехала в Москву. Недосказанность и нет мотивации в ее поступках. Вот по возвращении все стало понятно - Жанна хочет реализоваться здесь. Образ развивается к концу сериала, это сразу заметно, и даже понятно почему, но...
---------------
---------------
---------------
На долю Жанны выпало больше всех испытаний. Если по ходу сериала остальных максимум сильно избили, то Жанну грозили разлучить с ребенком, изнасиловали, кучу раз предали, посадили в тюрьму и отобрали дом. Извините, господин режиссер, но таких мук человек не заслуживает даже если ведет себя говнисто. Возможно, куча проблем связана с ее гештальтом, который трудно закрыть, но неужели столько ей нужно пережить, чтобы наконец осознать, что ей в жизни надо и как себя вести? Со стороны это выглядит как полное необоснованное издевательство именно над этим персонажем. Странно, что ребенка не изувечили с таким подходом.
Даже когда она идет в церковь (!) и раскаивается (!), то другому герою не дают ей помочь, а ее сажают в тюрьму. После того, как она раскрывает правду о Москве, тоже никто ее не выпускает. Ну и финал - посадили ее вовсе без причины, откуда-то о ее угрозах узнал другой человек и сделал это. Финал красивый, но мозговыносящий и нелогичный.
Развитие сюжета
Идет вполне быстро, однако режиссер успевает проговорить почти все нюансы. Девушки решили открыть фитнес-клуб и смело шагают к цели. Все неинтересные моменты типа хозяйственной организации дали в правильной, небольшой пропорции, оставив место переживаниям и проблемам героев. Смутило, что главная их проблема сразу становится очевидной, буквально с второй-третьей серии понимаешь, почему и них ничего не получится, но это подают как огромную интригу к концу.
Если первый сюжетный поворот логичен и прямо просится, то второй выглядит так, будто у автора закончились идеи и он просто выдумал хоть что-то:
-------------
-------------
-------------
Далее по сюжету деньги, что остались у Жанны, отдают маме Марины, которая занимается кредитами. Та и пропадает. Казалось бы, логично, потому что женщина - "вертихвостка" (кстати, никто не объяснял почему, просто дали в речах героев как факт), взяла и уехала с ними. Однако до этого события она подбивала клинья к квартире родителей, которая стоит гораздо больше этого миллиона. По героине видно, что она не такая глупая, и могла бы просто развести всех на еще одну квартиру. Но нет, ей дают миллион и выгоняют из пространства фильма. Считаю эту сюжетную линию нелогичной, выглядит так, будто режиссер в очередной раз дает под дых Жанне, забирая у нее очередного человека, который в нее верит. Забавно, но кроме подруг у каждой из девушек есть человек, который в нее верит и ее поддерживает, причем по ходу сюжета они появляются, как грибы, а Жанне при таких же условиях достается предатель.
В каждой серии есть момент, где показывают красивые кадры под грустную музыку, чтобы передать чувства героев. Обычно это 1 раз на пару минут, и не только в этом сериале. В середине резко этих моментов становится очень много, 2-3 серии приходится мотать 30% хронометража, потому что интересно, что будет дальше, а вставки вообще не несут в себе пользы. Извините, но если с героем случилась беда, я знаю, что он чувствует, потому что уже 5 раз видела его реакцию на подобные беды. В общем, сложилось впечатление, что хронометраж намеренно разбавляют водой. При этом в 5-6 серии появляются предпосылки к развязке сериала, намечаются любовные линии и почти решается вопрос с фитнесом. А вот в последних сериях все стало скомканно, будто автор вообще не знает, куда вести героев, и тыкается во все щели. Финал выглядит нелогичным и совершенно неполным, как бы ты ни додумывал за режиссера. Подсказок, куда пойдет сюжет и что будет с Жанной, просто нет - на каждую найдутся антитезисы.
--------
--------
--------
Помним, что она в тюрьме. Мы знаем, что поджог устроили другие люди, и вряд ли докажут, что это они (кстати, кадр такой темный, что я еле увидела и до сих пор не на 100% уверена, что это они). Если Жанну выпустят, потому что это не она, от нее все равно не отстанет Марик. Уехать из города без ребенка она не захочет, а тот будет с отцом. В общем, ее единственный выход - идти к Валере, хотя она бунтовала и вроде как это правильно, по мнению режиссера.
Но скорее всего ее не выпустят, потому что Марик интригует. Тогда вообще не понятно, почему у раскаявшегося персонажа отняли все: сына, дом, любовь. Просто жалко. Она ну ничего плохого не сделала - только денег подругам должна.
У меня только одно объяснение: режиссер сначала подумал, что его сериал продлят, а сюжет уже готов, и он начал лить воду, чтобы не переписывать, а потом, когда сказали о закрытии, быстро все схлопнул к определенному сроку. Кстати, прекрасные психо-видеоряды для раскрытия героев в конце превратились в лягушку типичные долгие планы. Фу, обыденно.
Мне кажется, загвоздка в том, что для открытого финала нужно прописать образы второстепенных героев, чтобы мы знали, что от них ожидать. К сожалению, этого автор не делает: все мужчины остаются темными лошадками, действия других остаются загадкой. Очень много было уделено ненужным персонажам (например, Камилле), а тем, кто оказался в финале, порой лишней реплики не давали. Особенно меня волнует линия отца Сергия, которая может напрямую повлиять на финал. Последняя сцена - осуждение его жены, а что чувствует и думает он, что будет делать, победит личное чувство или "карьера" - непонятно. Так же не прописали и отца ребенка Жанны. Извините, он столько всего вытерпел, можно ему хоть какие-то улучшения в характере, какой-то прорыв? Почему при схожих обстоятельствах в жизни полицейского тот берет себя в руки и полностью меняется, хотя ему уделено экранного времени в 2 раза меньше? Про этого героя просто забыли. Да, он нормальный отец, но не более. Его новая спутница тоже не прописана, поэтому вообще неизвестно, что ждет их и ребенка. Я молчу про то, что под конец сериала ни мы, ни ребенок не узнаем его национальность, хотя этот вопрос упоминается постоянно.
Кстати о полицейском: это мой любимый Лапенко, прекрасно смотрелся в этой роли, но его сделали каким-то безвольным овощем-тюфяком, он просто не успел раскрыть актерский потенциал.
В целом же финал традиционный: остальные героини нашли любовь и счастливы, Жанна ценой собственной судьбы вытащила их из грязи, а дружба научила уму-разуму. Некоторые герои тоже остаются у разбитого корыта просто так, хаотично и по воле судьбы. Если составить табличку и указать в ней, кто из основных героев развивался и что-то делал на протяжении сериала и счастлив ли он - получится полный рандом. В сериале "Измены" (2015), который я выделяю из подобных картин, все гораздо логичнее и стройнее: в целом концепция похожа, тоже мини-сериал, однако финал логичный, запоминающийся и неожиданный. Так и надо, чтобы вопросов не оставалось даже при открытом финале.
Выводы
Сериал, несмотря на очевидные проблемы, мне понравился. Это яркий, живой и запоминающийся рассказ о судьбах реальных людей, которым веришь и сочувствуешь. Я посмотрела его за 1 день. Помогли этому и быстрая смена событий, и интригующий финал каждой серии, и аудио-видеоряд. Не жалею потраченного времени, хотя и обидно за конец.