Слышали когда-нибудь выражение "перехвалили"? Если нет, то посмотрите Субстанцию (2024), и оно тут же войдёт в ваш лексикон. Фильм, который за первые полчаса обещает стать чем-то значительным, внезапно превращается в... но, давайте разберём по порядку. Фильм стартует на мажорной ноте: мощная визуальная подача, драматическая история про женщину, цепляющуюся за остатки своей молодости в обществе, которое ставит возрастной потолок на красоту. Главная героиня, в исполнении блестящей Деми Мур, кажется словно созданной для того, чтобы вытянуть весь фильм. Её борьба с возрастными стереотипами, давлением быть всегда "моложе", чем на самом деле, трогает до глубины души. А если вы ещё и сами переживали кризис возраста, то возможно, в этот момент подумали: "Эй, этот фильм про меня!".
Но не спешите записывать Субстанцию в свои любимчики — после первого часа обаяние трескается. Да, с самого начала было очевидно, что здесь хотят сказать о навязанных стандартах красоты и о том, какой разрушительный эффект они оказывают. Но уже к середине становится понятно, что у фильма были все шансы уйти глубже, но вместо этого он решил шокировать, а не думать.
Казалось бы, ну что может пойти не так? И вот тут сценаристы, словно дети, которые решили поиграть с чернилами, не только мазнули, но и разлили всё, что могли. Обещанная глубина внезапно обрывается, а оставшиеся полтора часа можно резюмировать как: "Кровь. Ещё кровь. Немного задницы, вуаля, финальные титры". Серьёзно, это как будто кто-то взял сценарий и сказал: "Давайте добавим ещё сюрреализма, но уберём логику".
Основная проблема — это переход от психологической драмы к банальному хоррор-шоу. Зачем, спросите вы? Видимо, чтобы держать зрителя в напряжении. Но вместо того, чтобы держать, фильм просто выбивает стул из-под зрителя.
Конечно мы понимаем, что современное кино любит "размытые границы жанров", но не в ущерб же здравому смыслу! Здесь же вы ощущаете себя обманутым: вам подали основное блюдо, а потом заменили его сладкой ватой с непонятным вкусом. Кульминация — это вообще отдельный разговор. Когда история начинает набирать обороты, кажется, что вот-вот начнётся что-то грандиозное. Вместо этого мы погружаемся в сюрреалистичный и абсолютно бессмысленный кровавый хаос, который скорее раздражает, чем завораживает.
Те, кто хвалят концовку, возможно, просто радуются её завершению. Шок ради шока — это не искусство, это как продавать пряничный домик, в котором вместо пряников осталась только упаковка. Да, эффектные сцены крови и грима могут вызвать у кого-то восторг, но если вы хотите смысловой нагрузки, то лучше пересмотреть Сияние или что-то от Кроненберга. Единственное, что достойно внимания и похвалы, это игра Деми Мур. Несмотря на слабость сюжета, она умудрилась вытащить своего персонажа на эмоциональный уровень, который заставляет сочувствовать. Её честное изображение страха старости и попыток сохранить себя трогает, но увы, этого недостаточно, чтобы спасти весь фильм.
А вот Деннис Куэйд… ну, он просто там есть. Никаких запоминающихся моментов, никаких ярких откровений, просто человек, исполняющий свою роль. Даже не знаю, виноват ли актёр или режиссура, но его персонаж кажется не больше чем декорацией для действий героини.
Признаюсь, визуально фильм неплох. Камера знает своё дело, а грим и костюмы вполне соответствуют заявленному настроению. Но что с этим делать, если сюжет утратил всякую связность? Некоторые критики называют фильм "провокацией". Но где именно провокация? Зрителю предлагают хаос, который не объясняется и никак не служит развитию персонажей или завершению их историй. Это просто игра с визуалом ради визуала. Что ж, красиво, но пусто.
Всё, что делает фильм значимым, было оставлено в первом часу. Всё, что могло стать классикой, утонуло в крови, непонятных сюжетных ходах и ненужной "шокирующей" концовке. Глубокая идея, заложенная в начале, была буквально зарезана ради дешёвого эффекта. Можно ли рекомендовать? Только если вы фанат Деми Мур или не боитесь отдать два часа ради пустого развлечения. Если же хотите смысловой нагрузки и связного сюжета, то, пожалуйста, найдите что-то другое. И помните: шок не заменяет смысл.
Субстанция — это фильм, который пытался быть чем-то великим, но остался лишь очередной попыткой удивить, забыв о главном: смысле.