Этот фильм сразу напомнил мне ту странную эпоху интернета, когда главным событием года было сотворение гомункула из куриного яйца и ... второго ингридиента, а всякие самопровозглашенные алхимики делали вид, что познали тайны мироздания. Вот и тут – берешь что-то вроде знакомой концепции, добавляешь парочку громких имен, заливаешь все это густым соусом телесного ужаса и странных художественных решений… и получаешь "Субстанцию".
Первая половина фильма – огонь.
Стильно, красиво, даже жутковато. Коридоры в начале сразу вызвали флешбеки к Сиянию – длинные, стерильные, и эта давящая музыка, будто бы взятая из того же Кубрика. Напряжение нарастает медленно, но неотвратимо, и первые сцены реально погружают в атмосферу тревоги. Игра актрис – отличная, особенно главной героини, её история действительно заставляет задуматься.
Фильм отлично поднимает тему того, как общество обесценивает женщин с возрастом, заставляя их цепляться за молодость любой ценой. В Голливуде это особенно жестоко – после 40 актрисы рискуют стать невидимками, и страх главной героини перед забвением ощущается буквально физически. Но еще сильнее фильм раскрывает зависимость от одобрения толпы. Современный мир требует, чтобы люди постоянно подтверждали свою значимость через лайки, комментарии, аплодисменты, и эта "игла одобрения" превращается в наркотик, разрушая личность. В итоге молодость становится не просто естественным этапом жизни, а навязанной необходимостью, без которой человек словно теряет право на существование.
Но вторая половина… что это вообще было?
Серьезно. Первую часть я смотрел с интересом, а потом началась какая-то дичь. Фарс, бессмысленные мерзкие крупные планы, сцены, которые будто существуют только ради того, чтобы кого-то шокировать. Вот эти откровенные моменты – да ну, зачем так в лоб? Я не ханжа, но когда тебе это буквально в лицо суют, возникает чувство, что тебя просто хотят продавить количеством шок-контента.
Вердикт
В целом, фильм оставил смешанные чувства. Первая половина – почти шедевр, стильная, глубокая, с отличными актерскими работами. Вторая – какой-то хаотичный поток шокирующих образов, который просто хочется перемотать.
Если бы режиссер Корали Фаржа больше сосредоточился на смысле, а не на попытке шокировать любой ценой, фильм мог бы стать чем-то большим.
3/5 за отличное начало, концепцию и актрис. Но пересматривать точно не буду.
Корали Фаржа, это, как бы сказать, не совсем режиссёр. Это режиссерка, яростная феминистка, ненавидящая мужчин. В каждой её картине мужчины показаны как пренеприятнейшие существа, похотливые, мерзко жрущие, насильники, агрессоры, газлайтеры, и проч., от которых вынуждены страдать несчастные женщины.