Опубликовано 13 Октябрь, 2024 - 19:38

  • Стоимость:
    88 000 руб

«Александр Грин» позиционируется если не как самый лучший из теплоходов, ходящий по российским рекам и озерам, то как минимум лучший в круизной компании «Мостурфлот», где только он и его «старая сестра» «Княжна Виктория» относятся к категории «люкс». То есть, самые лучшие, самые безупречные «отели на воде» категории «пять звезд». Поэтому когда мы планировали отдых в круизе (а те, кто хоть раз прочувствовали романтику данного вида отдыха ни на что ее не променяют), именно «Грин» рассматривался в первую очередь. И вот что из этого вышло…

Немного истории

Все любители круизов слышали о «Грине». Еще бы! Лет 10 назад, когда круизы на теплоходах начали активно развиваться в нашей стране, ничего лучше не существовало. Вот только попасть на его борт было невозможно, если вы не иностранец. Сразу после своей постройки и спуска на воду, теплоход обслуживал только компании, привозящие в Россию иностранцев, ходил по нашим рекам, но для россиян был не доступен. А потом времена изменились. И не только времена, но и команда теплохода (включая капитана). И лишь недавно отдыхать на «Грине» предложили и соотечественникам. Изначально – в двух-трехдневных круизах (потому что из-за дороговизны не каждый может себе позволить именно это судно), позже появились длительные круизы.

Сразу скажу, стоит путешествие на «Грине» дорого. На порядок дороже всех остальных предложений рынка. Но, опять же, позиционирование его как «лучший» и сотни восторженных отзывов туристов сделали свое дело. «Последней каплей» лично для меня стали осенние скидки – в октябрьскую непогоду оставалось несколько нераспроданных кают и на них на официальном сайте предложили ну очень заманчивую цену – всего 88 000 рублей за стандартную каюту и пятидневное приключение по маршруту «Нижний Новгород – Москва» с остановкой почти во всех крупных городах по маршруту.

Оформлять путевку лучше всего прямо на сайте «Мостурфлота» – опыт показал, что у посредников и в агрегаторах цены не только без скидок, но еще и с наценками за обработку. Благо, сложностей никаких: регистрируешься на сайте, заполняешь специальную форму, выбираешь каюту на интерактивной карте теплохода, оплачиваешь и – получаешь ссылку на свою путевку.

До Нижнего Новгорода из Москвы легко добраться на «Ласточке» – всего 3,5 часа с утра пораньше и – у вас в запасе около трех часов до посадки на борт, можно посидеть в каком-нибудь новгородском ресторанчике или прогуляться по территории Кремля. Кстати, как показала практика, очень многие туристы так и делают – из тех, кто поднялся на борт в Новгороде, почти треть – москвичи, целенаправленно приехавшие в Нижний на поезде ради этого круиза.

Теплоход "Александр Грин" с "соседом"
Первые впечатления

Посадка на теплоход в Нижнем Новгороде очень удобная. Быстрый досмотр, никакого столпотворения. А вот на борту было слегка тесновато – чувствуется, что размеры судна явно проигрывают той же «Княжне Виктории». Но, как говорится, в тесноте, да не в обиде. Потолкались немножко, добрались до администраторов, получили электронные ключи от дверей в обмен на распечатанные путевки. Тут же всех встречает директор ресторана. У него в руках план посадочного зала. Нужно выбрать столик, за которым ближайшие пять дней предстоит завтракать, обедать и ужинать. При этом сразу предупреждает: двухместных столиков нет, поэтому в лучшем случае придется соседствовать еще с двумя отдыхающими, в худшем – с шестью. Все удобные столики (вдоль окон, к примеру) заняты теми, кто путешествует уже несколько недель, поэтому «вновь подселяющимся» на корабль приходится выбирать из оставшихся мест. Как-то все это показалось не очень хорошо организованным, но не критичным. Вся критика ресторана, как оказалось, была еще впереди…

Мы же тем временем переместились на второй этаж (точнее, на среднюю палубу), где нам досталась каюта в хвостовой части – номер 232.

Вот тут надо сказать слова восхищения. Если не знать, что вы находитесь на теплоходе, и не выглядывать в окошко, за которым серебрится в лучах солнца водная гладь, можно подумать, что вы оказались во вполне себе приличном отеле. И если бы не размеры (все-таки немного тесновато), можно было бы запросто характеризовать его как пятизвездочный.

Да, кстати, наверняка кто-то из читателей упрекнет меня в том, что на корабле нет окон, а есть иллюминаторы. Но тут именно окно – оно огромное, обзор потрясающий. Плюс – дверь, ведущая на балкон. Все каюты «Александра Грина» имеют собственный балкон, что для теплоходов большая редкость (обычно этим могут похвастаться всего несколько кают категории «люкс», а под окнами у остальных туда-сюда бродят отдыхающие). На балконе – два стула со столиком, мягкое покрытие пола, позволяющее выходить подышать свежим воздухом даже босиком.

Каюта 232, удобная двуспальная кровь
Обзор каюты

Кровать в каюте выше всяких похвал – большая, удобная. Такой же удобный матрас и чистейшее, белоснежное постельное белье. Особый респект за подушки. На двоих их четыре – разного размера и степени мягкости. С каждой из сторон кровати – тумбочки с достаточным количеством розеток для подзарядки телефонов и гаджетов. Есть мини-холодильник в удобной тумбе, которую можно использовать как подставку под вещи. Огромное зеркало почти во всю стену. Вдоль стены длинный столик, за которым можно перекусить или поработать. Два комфортных стула. Большой стеллаж и шкаф с огромным количеством полочек, вешалок и крючочков. Есть сейф. Есть фен. Есть халаты с тапочками. Есть необходимый набор «расходников» – от ложечек для обуви до упаковок одноразовых салфеток.

Душевая весьма просторна. Туалет, вертикальный душ, довольно объемная раковина с удобной и качественной сантехникой. Огромный набор гелей для душа, шампуней и прочего. Все довольно качественное.

Душевая комната в каюте: удобная сантехника

Самое главное, что бросается в глаза – чистота. Она практически идеальна. Как ее можно поддерживать в условиях постоянного, ежедневного эксплуатирования, для меня – загадка. Позднее, правда, кое-что прояснилось: оказалось, каюты убирают дважды в день! Первый раз – во время завтрака: пока отдыхающие кушают, у них пылесосят, выносят мусор, протирают все, что необходимо, заправляют постель. Вечером, во время ужина, все тоже самое, но без пылесоса: все заправляют, по необходимости подчищают. А еще – дополняют запасы питьевой воды (независимо от того, пили вы воду или нет, каждый раз доносят еще одну большую бутылку), приносят распечатанные планы мероприятий на предстоящий день (с расписанием всех экскурсий и развлекательных программ), а также бонус от компании – две небольшие шоколадки с фирменным логотипом.

Обзор теплохода

Сам теплоход состоит из трех палуб. Нижняя, она же главная (где, собственно, мы заходили на борт и где расположена зона рецепции) – называется «Москва». Тут вечная суета. Именно тут находится ресторан, где проходят завтраки-обеды-ужины. Тут же находится бар (точнее, это лишь название, фактически это большой зал, где проходят всяко-разные развлекательные мероприятия). Средняя палуба – «Волга» – самая густонаселенная. Подниматься на нее можно по винтовой лесенке или на лифте. Говорить о том, какие каюты тут лучше, сложно – они равноценны. Кто-то говорит, что в задней части теплохода чувствуется вибрация от двигателей – мы не почувствовали. Многие предпочитают левую сторону палубы, поскольку на причалах теплоход обычно причаливает правым бортом, обзор лучше. Но, как показала практика, какой-то закономерности в этом нет, швартовка случается разными бортами.

Шлюпочная палуба «Нева» (самая верхняя) содержит чуть меньше кают и венчает ее небольшое пространство, где, видимо, подразумевался дополнительный бар (судя по стойке), который не работает (судя по отсутствию бармена и напитков). Также в этом помещении расположены спортивные тренажеры и пара десятков столиков. Логика очень странная. Получается, здесь одни могут заниматься спортом на беговой дорожке, другие выпивать, любуясь «спортсменами»? Как бы то ни было, за все дни нашего путешествия людей в этом помещении обнаружено не было, а потому было очень жаль, что так бесцельно используется пространство. Вдобавок ко всему, это помещение является проходным – оно ведет на верхнюю открытую палубу (на «крышу корабля», если так кому понятнее). При этом из-за постоянно открывающихся дверей возникает сквозняк. Так что заниматься спортом тут, как и просто сидеть кайфовать за столиком, потягивая крепкий чай, не особо комфортно.

Самая верхняя палуба – «Онега», она же «Солнечная» летом, наверное, чрезвычайно популярна. Тут можно и за столиком посидеть под открытым небом и принять солнечные ванны, комфортно развалившись на шезлонге. Но наше путешествие пришлось на промозглый октябрь. Моросил дождь, а потому на солнечную палубу народ массово вываливал только когда мы проплывали какую-нибудь достопримечательность (вроде затопленной церкви в Рыбинске), либо приближались к порту какого-нибудь городка – чтобы сделать красивые фото на его фоне.

Верхняя, солнечная палуба: летом тут бывает хорошо
Экскурсии

Каждый вечер отдыхающим дают план экскурсий на следующий день и расписание анимации. В каждый город на своем маршруте теплоход заходит на 3-4 часа. Отдыхающие вольны на свой выбор либо остаться у себя в каютах и тупо спать (ну или смотреть телевизор – благо, и сам телек хороший, и спутниковое телевидение присутствует), либо пойти самостоятельно гулять по городу, либо выбрать что-то из предлагаемых экскурсий. Как правило, в каждом городе вам предлагают пару-тройку программ – есть и пешеходные, и автобусные. Все это включено в стоимость путевки. Успеть на все экскурсии не получится по времени, поэтому нужно выбирать, что сердцу ближе, как говорится. А если ничего не угодно, можно отправится в дополнительные экскурсии, но уже за деньги – их организуют персонально для вас, в среднем по цене около 800-1000 рублей с человека.

Пешеходная экскурсия по городу

Главные отличия коммерческих экскурсий в том, что, во-первых, вы не будете ходить «стадом» за толпой других отдыхающих и все будет подстроено под вас. Во-вторых, вам не будут ничего навязывать. Дело в том, что абсолютно все бесплатные экскурсии (и это нормально, надо же организаторам на чем-то зарабатывать), рано или поздно завозят вас в какой-нибудь магазин или на фабрику, где вам сообщают, что именно там можно и нужно купить «лучшее в городе», после чего вам дают полчаса-час времени на путешествия по магазинам. Туристы (друг перед другом) массово скупают все подряд по завышенным ценам, хотя даже если бы они отошли на несколько десятков метров от тех магазинов, в которые их целенаправленно завезли, могли купить тоже самое дешевле. Просто один пример: в Костроме всех привезли в сырный магазин для покупки вкуснейшего местного сыра по 800 рублей за «шарик». Точно этот же сыр этого же производителя в молочном магазине, расположенном в соседних продуктовых рядах, продавали за 500 рублей.

Пешеходная экскурсия во время круиза
Очарование небольших прибрежных городков
Ни в коем случае не осуждая «шопинг-туры», все же хочу заметить, что экскурсии, как бы сказать, слабоваты. Экскурсоводы стараются. Рассказывают интересно, многие увлекают не хуже Эдварда Радзинского с его байками, но чувствуется, что ценности объекты, о которых они рассказывают, не представляют.

Типичный музей в Костроме

Все музеи на маршруте – новодел, никаких артефактов нет. В них выставлены либо фотографии объектов, либо современные поделки, а рассказывают там о том, что «когда-то в тех местах было». Все выставочные залы и галереи – репродукции картин, причем низкого качества (часто просто распечатанные в большом формате фотографии на фотобумаге). Да и большинство церквей – и те «построены в наши дни, пока еще не намолены, но освящены патриархом»).

Памятник Шаляпину в Плесе

Справедливости ради – есть, конечно, и старинные храмы, и даже чудодейственные иконы, но это, скорее, редкость. Как говорится, бриллианты среди экскурсий…

Остановки на нашем маршруте были следующие: Плес (с посещением музея художественных промыслов Ивановского края), Кострома (с магазинами текстиля, ювелирных изделий и сырной распродажей), Тутаев (самое яркое впечатление – переправка на пароме на противоположный от пристани берег и Покровская церковь, основанная в 17 веке), Рыбинск (который не запомнился вообще ничем, ну разве что стилизованными вывесками на зданиях), Углич (тут все по классике: копченая рыба, сыр…).

Надо сказать, что когда мы с другими туристами делились впечатлениями, мое мнение оказалось самым непопулярным. Но мне больше всего понравился Плес. Какой-то он маленький, но уютный и очень красивый (может из-за того, что весь был желто-оранжевый в опавшей листве).

Красивый город Плес, первая остановка на маршруте

Анимация

Анимация на борту, скажем так, на любителя. Ничего такого яркого, что хотелось бы выделить, нет. Когда перед круизом читал отзывы о том, что на «Грине» лучшая анимация из всех теплоходов, ожидал чего-то как минимум интересного. Увы.

Каждый день предлагались занятия йогой – ну тут понятно, свою категорию «фанатов», занимающихся на открытой палубе дыхательной практикой они нашли. Но мастер-классы по изготовлению елочных игрушек… Так себе, учитывая, что детей на борту практически не было, а львиная доля отдыхающих – пенсионеры. Они собирались идти на подобные развлечения только шутки ради: «Ну что, Ивановна, пойдем с тобой игрушек на елки наделаем?» – «Да ну тебя, Никитична, мне жить-то осталось два понедельника, я до Нового года может и не доживу».

Экскурсия в городе Тутаев

Время от времени в баре проводились встречи с «бывалым моряком» – он рассказывал байки из своей практики. Но рассказывал так скучно и неинтересно, что хотелось заснуть – не отключиться помогал только бесплатный кофе. И почти все лекции сводились к тому, что все лучшее еще впереди и если прямо сейчас забронировать круиз на следующее лето, можно получить скидку 15%.

Три раза за время круиза в вечернее время был концерт. И это, пожалуй, главная изюминка развлекательного направления. Я так полагаю, в разных круизах бывают разные артисты, но нам повезло. Для нас выступали Кристин Айрис и Габриель Линарес. Она – из Минска. Он – из Латинской Америки. Зажигали идеально. И, несмотря на то, что публика была практически «непробиваема»: угрюмые полусонные пенсионеры часто ленились даже хлопать в ладоши, не говоря уж о танцах и прочем, артисты выкладывались по полной. Чтобы было понятно насколько – достаточно сказать, что мне захотелось посетить концерт Кристин и Габриеля уже в Москве, а не в «походных» условиях, насладиться голосом и красотой еще раз.

Экскурсии на теплоходе

Питание

Говорят, что главное в круизе (после эмоций от посещения городов, конечно) – это питание. Ради хорошего питания можно забыть все негативное. И вот тут у «Грина» все очень странно.

Если вы думаете, что кормят на корабле, как в санаториях и на обед дают пюрешку с котлетами – даже не найдетесь. Кухня здесь просто великолепна. Команда поваров каждый день выдает такие блюда, что фотография каждого из них может стать украшением кулинарного фотоальбома. Подача – невероятная. Вкус – почти всегда удивительный и необычный. Неспроста каждое блюдо фотографируют все на свои смартфоны и активно обсуждают… Правда, не всем и не всегда изыски по душе, но попробовать, как говорится, нужно все… Морские гребешки с манго, нежная баранина со сливочным соусом, утка с вареньем, рыба на диком рисе, блинчики в мешочках, фаршированные овощами с жареным сыром… Невероятные десерты…

Питание в круизе: рыба с морепродуктами

Питание в круизе: утка с картофелем в кожуре
Питание в круизе: свиной шашлык с маринованным луком
Завтрак – шведский стол. Блюда на обед и ужин выбираются по меню, на выбор несколько позиций и, что является важным плюсом, есть список «дежурных блюд», т.е. если вам ничего не нравится из предложенных изысков, можно выбрать что-то из классики (например, бургер). Из минусов – маленький размер порций. Если вы планируете кушать от души три раза в день – разочаруетесь. И если дамам порции кажутся еще вполне себе приличными, мужчинам гораздо сложнее – наесться просто нельзя. Но, с другой стороны, диетологи говорят, что из-за стола нужно выходить с легким чувством голода, а значит, «Александр Грин» так заботится о нашем здоровье, ведь так?

Но даже не маленькие порции являются главным минусом круиза. Было кое-что, на что обратили внимание все отдыхающие, что омрачило все впечатление от круиза и благодаря чему он не заслуживает высшей оценки. Это ресторанное обслуживание.

Ресторан

Обслуживание в ресторане было не просто медленным, а катастрофически медленным. И если на завтраке с этим еще можно смириться, когда ты просыпаешься и впереди у тебя весь день, но в обед и ужин, когда тебе надо побыстрее закончить с приемом пищи и отправиться на экскурсию или на концерт, это становится проблемой.

На завтраке яичницу готовит один повар в зале прямо при вас. Но готовит на обычной двухкомфорочной плитке, такой, какая есть у многих на даче. Она не профессиональная и, соответственно, не работает так, как должна на нормальной кухне. Жарит еле-еле. А учитывая то, что отдыхающие заказывают не просто пожарить пару яиц, а добавляют овощи/лук/ветчину, которые надо предварительно обжарить, приготовление каждого блюда превращается в томительное ожидание. Среднее время готовки одной порции – 5-7 минут. Учитывая, что на борту теплохода 107 пассажиров (это нам объявили еще на старте), чтобы накормить даже половину пожелавших откушать с утра яичницу или омлет, уйдет более двух часов. Именно поэтому по утрам выстраивается гигантская очередь голодных людей с пустыми тарелками. И именно поэтому у доброй половины сдают нервы и они отказываются от яичницы. Так, за все пять дней мне удалось достояться в очереди только один раз! Пришлось довольствоваться альтернативами на шведской линии.

Очередь на шведской линии и полупустые тарелки

И вот тут – еще одно замечание. В большом количестве (можно сказать, килограммами) на раздаче навалено то, что плохо берут. Например, целый поднос нарезанных свежих огурцов. А все вкусненькое и имеющее питательную ценность приносят в ограниченном количестве. Например, нарезку колбасы на тарелку кладут в виде 10-12 тонких кусочков, а красную рыбу вообще по 4 (!) резничка. Естественно, стоящие вокруг шведской линии туристы тут же налетают на такие «богатства», подобно коршунам, в миг от еды ничего не остается, и пустые тарелки уносят. А поскольку в ресторане никто никуда не торопится, новую тарелку приходится ждать по 10-15 минут. На мой вопрос, почему нельзя той же колбасы порезать на всех или рыбы сделать не 4, а 10 кусочков, мне было сказано, что заранее ничего не нарезают, чтобы было свежим и не обветривалось, а на вопрос «почему так долго», объяснили: «идет нарезка, как успеваем – подаем».

Шведская линия: брать нечего

В обед и ужин толпиться на шведской линии не нужно – блюда приносит официант. И с этим катастрофа. На сотню обедающих – всего четыре официанта. По каким-то неведомым причинам подносы они не используют и за одну ходку на кухню приносят одно блюдо. То есть, чтобы обслужить столик из четырех человек и принести суп, салат, второе и десерт каждому, официант должен сходить туда-сюда 32 раза (!). Но это еще не все: напитки разливают тоже официанты (при вас в стакан или чашку наливают чай/кофе, вино), а это дополнительные «ходки».

В итоге каждый обед превращается в томительное ожидание. Получил блюдо, съел мгновенно (мы же помним, что порции маленькие), и – ждешь…

Почти пустая шведская линия: увы, здесь это норма

В обед для отдыхающих есть «неполноценная» шведская линия. В дополнение к заказанным блюдам можно взять салаты на шведском столе в любом количестве. Но это – лишь на словах. Фактически с салатами ситуация такая же, как с нарезками на завтраке. Их приносят на больших тарелках в количестве нескольких граммов. В итоге салаты которые более-менее вкусные (например, не просто овощи, а еще и мясо или курица в составе) тут же разлетаются (чтобы было понятно, одного выноса салата хватает всего на двух-трех едоков), после чего начинают толпиться люди, ожидающие очередного выноса…

Иногда народ начинает «закипать» и возмущаться. При мне у директора ресторана поинтересовались, неужели так трудно наладить обслуживание и привести в порядок сервис, на что он пожал плечами: «Нам есть на чем работать»…

На шведском столе осталось только одно блюдо

Отвратительная организация питания стала главным минусом круиза. Настолько весомым и существенным, что многие туристы, когда в финале тура их попросили заполнить анкеты с отзывами, указали, что только из-за ресторанного сервиса не ставят «Грину» высшую оценку и только по этой причине откажутся повторять круиз именно на этом теплоходе.

Прочее

Ну и в финале – еще несколько «штрихов к портрету» – чем запомнился круиз.

Персонал. Просто невероятно дружелюбный, улыбчивый – даже удивительно, как можно каждый день общаясь с большим потоком людей, многие из которых на что-то жалуются, высказывают претензии, сохранять хорошее настроение и позитивный настрой. Прямо-таки восхищение.

Лотерея. В предпоследний день в баре устроили розыгрыш призов по номерам кают – мило, азартно, весело.

Лотерея, розыгрыш среди отдыхающих по номерам кают

Кофе-станция. Во время всего круиза работала кофе-станция, причем круглосуточно: можно было заварить чай, сделать кофе на кофе-машине, выпить соков и закусить десертами.

Кофе-станция: круглосуточный кофе, чай, напитки

Капитан. Думается, он покорил сердца всех дам на борту, а капитанский ужин с черной икрой – это прям яркая нота во всем круизе.

Торговая точка на теплоходе, можно купить сувениры

Впечатления. Если бы не организация питания и ресторанный сервис, все было бы на твердую пятерку по пятибалльной системе, а так поставлю «Александру Грину» лишь троечку. Порекомендую ли кому-нибудь? Да, хотя бы раз на нем в круиз сходить должен каждый.

Вместо послесловия. Как правило, любители круизов каждый год открывают для себя не только разные направления, но и разные теплоходы. Хочется же все попробовать, сравнить, изучить. Именно поэтому на один корабль, как правило, никто не возвращается дважды. Но в нашем круизе оказался мужчина, который путешествует на «Александре Грине» в 13-й раз (учитывая, что сам теплоход был построен в 2012 году – выходит, что несколько раз он отправлялся в круиз дважды за сезон). На капитанском ужине его позвали на сцену и даже наградили бутылкой дорогого шампанского…

Набережная в городе Плес

Достоинства
  • Абсолютная чистота
  • Концертная программа
  • Обслуживание в номерах
  • Убранство каюты
  • Экскурсионная программа
Недостатки
  • Анимация
  • Обслуживание в ресторане
  • Питание
  • Стоимость
deloрекомендует
Читать все отзывы 1
Comments.
Все комментарии
Авторизуйтесь для комментирования
Оставить комментарий
13.10.2024
С удовольствием прочитала ваш отзыв! Никогда не задумывалась о таком виде отдыха, а ведь это очень интересно - и посмотреть города нашей Родины, и прочувствовать романтику путешествия по воде Love
Жаль, конечно, что с питанием такая беда. Куда же делось наше русское хлебосольство...
13.10.2024
Когда-то я работала директором ресторана на подобном теплоходе.
13.10.2024
абсолютно все бесплатные экскурсии (и это нормально, надо же организаторам на чем-то зарабатывать), рано или поздно завозят вас в какой-нибудь магазин или на фабрику, где вам сообщают, что именно там можно и нужно купить «лучшее в городе»

Вот это прям неожиданно! Я с Мостурфлотом не ходила никогда, но Созвездие никогда не позволяло себе подобного. Настолько не позволяло, что меня прям ввело в ступор посещение с ними Костромы, где все экскурсии состояли из посещения сырной биржи, с покупкой сыра, фабрики льна с покупкой льняных изделий и т.п. В таком старом интересном и богатом на достойные посещения места они вместо экскурсий устроили шоппинг-тур. Это прямо выбивалось из всего нашего богатого опыта путешествий с Созвездием.

Говорят, что главное в круизе (после эмоций от посещения городов, конечно) – это питание. Ради хорошего питания можно забыть все негативное. И вот тут у «Грина» все очень странно.

Тоже часто встречаю подобное мнение. Среди любителей морских круизов прямо правилом хорошего тона считается ругать MSC за небогатую кухню и однообразные завтраки. А мне наоборот нравится. Я оттуда лишних килограммов не привожу, зато впечатлений со мной приезжает масса.

И все же ваш рассказ о Грине не вызвал желания пойти в круиз на этом борту.
Смотрите также