Здравствуйте!
«Служебный роман» и «Москва слезам не верит» — это любимые фильмы моей мамы, поэтому смотрела я их неприличное количество раз. К двадцати годам я смотрела «Москву» раз 30. Потом все меньше и меньше, а потом когда начала анализировать почему я больше не хочу его смотреть (и это не из–за того, что я его много смотрела), все просмотры окончились.
Этот отзыв я хотела написать еще года три назад, но постоянно стеснялась и не хотела комментариев о том, что я ничего не понимаю. И кто я вообще такая, чтобы судить такие шедевры.
Я даже могу предвидеть, кто напишет подобный комментарий. Но все же, мне хочется выразить свое мнение.
Кстати, шедевром этот фильм я тоже считаю и конкретно против фильма ничего не имею. Мне не нравятся отдельные персонажи, которых воспроизвели чуть ли не в лик святых, а также некоторые моменты в сюжете.
Но для своего времени, «Москва слезам не верит» — это безусловный шедевр кинематографа. Он абсолютно заслуженно стал лидером проката в 1980 году (его посмотрели 90 миллионов зрителей). А также он заслуженно был удостоен премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» и Государственной премии СССР.
Год выхода: 1979;
Режиссёр: Владимир Меньшов;
Длительность: 148 минут.
Фильм снимали на киностудии «Мосфильм». В основу фильма лёг сценарий «Дважды солгавшая» Валентина Черных, который был им написан за 19 дней для конкурса сценариев о Москве.
Актёрский состав тоже сложился не сразу и Веру Алентову, которую мы все знаем как Катерину мы могли бы и не увидеть. Так как сценарий ей вообще не нравился.
Актрисы, которым предлагали эту роль отказывались. А Алентову взял Меньшов на роль только из–за отчаяния. Типа на безрыбье и рак рыба. А сейчас сложно представить в роли Катерины Маргариту Терехову или Анастасию Вертинскую.
В юношестве мне очень нравилась и красотка Вера Алентова, и ее героиня Катя Тихомирова.
Однако только один ее поступок меня раздражал. История появления Александры и такая глупая ошибка с Рудольфом.
Катерину нам показывают как добрую, трудолюбивую, а главное — умную девушку. Да она глупа в некоторых моментах, но она не производила впечатление такой наивной идиотки. И тут такая оплошность с Рудольфом у которого ни методов соблазнения особых не было, ни романтики особой.
Ясное дело, не было б этого момента, то не было бы и фильма. Но мне все время непонятно было как такая умная и хорошая девушка могла так облажаться.
Ну и изюминка — Гога.
Он же Гоша, он же Юра (Алексей Баталов).
Когда я смотрела фильм в детстве или юношестве, тогда не были мне знакомы слова типа «абьюз». Я точно не знала, что означает слово «психопат». Но меня всегда удивляла наглость Гоши. Хотя все, кто смотрел рядом со мной вздыхали: «вот это мужчина».
Что тогда, что сейчас понятие мужественности искажено. Раньше для женщин если не бьет и не пьет — уже мужчина. А если кушать приготовил, то всё бамболейло. Лучший мужчина в жизни.
Тоже самое и сейчас. Сложно увидеть действительно природный эталон мужественности или каково это быть мужчиной настоящим. Так, суррогат один. Поэтому вообще не удивительно, что на фоне обычных мужиков — манипулятор и позер Гога, со своей нахрапистостью выглядел «мужественно».
Не было печали у состоявшейся и умной Катерины, пока она снова не вляпалась. И в электричке к ней не прицепился неотразимый Гоша. И действительно, в 40 лет жизнь только началась, когда Гоша внес в жизнь Катерины и ее дочери настоящий хаос.
Уже в электричке Гога сходу ведет себя бесцеремонно и нарушает личные границы незнакомой ему женщины.
Даже в фильме видно, что Катерину такая фамильярность и панибратство справедливо коробит и она стремится отвязаться от этого типа.
Катерина снова поступает глупо как и в случае с Рудольфом. Гоша ей неприятен, но в то же время интересен. Мужик, ë мое. Интересен он тем, что говорит и ведет себя «не как все». Держит себя нагло и фамильярно. А девочки ведь любят плохих мальчиков?
Ошибочно поведение Гоши воспринимается Катериной (и другими женщинами) за мужественность, уверенность и силу.
Гога еще глубже внедряется в личные границы Катерины. Попав в квартиру, он осматривается и понимает, что это он удачно попал.
Запомни, все и всегда я буду решать сам на том простом основании, что я мужчина.
При этом просто сказать, что ты мужчина — мало. Это еще история об ответственности.
А что самое противное, его заявление — это не заявление о мужественности, а манипуляция. Освоился парень.
Но даже все написанное выше — это ерунда по сравнению с тем, как мужественный Гога поступает когда узнает, что Катерина — директор завода.
Вот он меткий и мощный удар в самое больное место Гоги — патологическое эго, мечущееся от ничтожности к грандиозности.
Короче. Мне совершенно непонятна эта история любви и почему она стала основной. Патологические, больные отношения, абьюзер Гоша, который еще больше прочувствовал свою грандиозность когда его искали и вернули.
Не больше ли показывают адекватную и здоровую любовь отношения Тоси и Коли?
Отношения родителей Коли?
Почему не они приличная, спокойная семья с уважающими друг друга супругами стали центральными в этой истории?
Почему женщинам внушали, что идеальная семья — это слесарь с амбициями и постоянное унижение нормальной (до Гошиного появления) женщины. Хотя, с другой стороны, какая она нормальная если Гоша — это тот же Рудольф только в другой обложке?
Шикарная, превосходная Раиса Рязанова, которая и в молодости отлично играла, и сейчас в зрелом возрасте на сколько же приятно на нее смотреть и слушать.
Людмила (Ирина Муравьёва) — замечательная актриса и она превосходно сыграла Людочку.
Пусть авантюрную, взбалмошную, но добрую. А какие наряды у Людмилы в первой серии?
Сергей Гурин (Александр Фатюшин) — хоккеист и муж Людмилы, который не мог отказывать и превратился в жалкого алкоголика. Что интересно, и в жизни Фатюшин повторил судьбу своего героя и умер всего в 52 года.
Он много пил и в итоге умер от инфаркта.
Но почему же несмотря на Гошу я все равно люблю этот фильм? Превосходная музыка, замечательная история Тоси с Колей, операторская работа, игра актеров. Ведь все это просто отличное.
Фильм очень жизненный и затрагивает потаённые струны души, фильм «цепляет».
Цепляет как раз потому что каждый в этом фильме видит что–то своё. Видит себя. Но не осознаёт этого.
Так как фильм снят по книге, то может это действительно случилось в жизни и у героев были реальные прототипы.
Но фильм помогает в главном. Он как своеобразное пособие для работы над собой. Но только эта работа над собой и анализ фильма произойдет в более взрослом возрасте. А в менее взрослом, фильм программирует на то, что эти больные и извращенные отношения Гоши и Катерины — это норма. Девушки думают, что такой как Гоша — это мужчина. А все эти его замашки — мужественность.
Сейчас информации много и девушки имеют представление об абьюзерах и манипуляторах, поэтому надеюсь, что просмотр фильма будет осознанным. Просто наслаждаясь актёрами, музыкой, юмором, упорством героев.
Я надеюсь, что женщины которые живут также как и Катерина, посмотрев «Москва слезам не верит» не повторят таких ошибок. И придут к осознанию, что так жить нельзя. Фильм я, безусловно, рекомендую. Не рекомендую жить с таким как Гоша.
Огромное количество интересных отзывов Вы можете найти у меня в профиле